Проверка состояния
Износ опорных шеек и кулачков распредвала незначителен при своевременной смене масла и периодическом обслуживании двигателя. Если распредвал снабжен внутренними каналами для подвода смазки, то удалите торцовые заглушки и продуйте каналы сжатым воздухом. Проверьте состояние поверхностей опорных шеек и кулачков распредвала, наличие на них следов износа и задиров. При обнаружении повреждений на шейках, кулачках или на шпоночной канавке распредвал следует заменить. Если внешнее состояние распредвала удовлетворительное, то проверьте биение, установив распредвал в призматические опоры (рисунок 14.1). Биение измеряется на центральной шейке и не должно превышать 0,05 мм.
14.1. Проверка биения распредвала
Проверьте диаметры опорных шеек. Износ шеек не должен превышать 0,10 мм. Если износ распредвала превышает норму, установленную изготовителем, то его следует заменить. Тем не менее, некоторыми изготовителями допускается перешлифовка опорных шеек и установка ремонтных подшипников.
Проверьте размеры кулачков (рисунок 14.2) и подъем кулачка. Для этого сначала определите размеры А-С и В-D, затем вычтите размер B-D из А-С.
14.2. Кулачок распредвала с указанием фаз газораспределения: 1. Рабочий профиль кулачка, сторона обеспечивающая открывание клапана; 2. Носовая часть; 3. Рабочий профиль кулачка, сторона обеспечивающая закрытие клапана; 4. Клапан закрыт; 5. Зазор клапана; 6. Основная окружность; 7. Клапан начинает открываться; 8. Подъем кулачка
Замените упорную шайбу (или упорное полукольцо), если износ шайбы (полукольца) превышает норму, или поверхность сильно изношена.
Установка шестерни распредвала, установка распредвала
Проверьте состояние зубьев шестерни. Если повреждена шпоночные канавки, или напрессовка шестерни с натягом в 0,05 мм невозможна, то шестерню следует заменить. На V-образных дизелях Cummins и дизелях Detroit 71 серии используется смещенная шпонка, поэтому, при сборке распредвала с шестерней следует руководствоваться пособием по ремонту этих дизелей. Некоторые изготовители дизелей рекомендуют нагреть шестерню до 204‘С, в то время как на части дизелей шестерня напрессовывается только холодной.
Проверьте зазор между упорной поверхностью распредвала (или подшипником) и упорной шайбой (или шестерней распредвала), который должен быть около 0,100 мм.
Смажьте подшипники и опорные шейки распредвала и установите по месту. Перед тем как шестерня распредвала зайдет в зацепление с шестерней коленвала или промежуточной шестерней, выставьте упорную пластину по месту, совместите также установочные метки на обеих шестернях. Совмещение меток повторно проверьте после окончательной установки распредвала.
На дизелях Caterpillar серии 3600 предусмотрен секционированный распредвал, который устанавливается в блок цилиндров сбоку (Рисунок. 14.3).
14.3. Секционированный распредвал (дизель Caterpillar серии 3600)
После установки распредвала проверяется зазор в зацеплении шестерен (Рисунок. 14.4). Для этого надо упереть ножку стрелочного индикатора в зуб шестерни и выберите зазор. Зазор должен быть в пределах 0,050-0,152 мм. Если зазор в зацеплении превышает норму, то одну из двух шестерен следует заменить.
14.4. Проверка зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерен распредвала: 1. Индикатор; 2. Ведомая шестерня распредвала; 3. Выберите зазор и выставьте индикатор на ноль
Проверка износа распредвала и подъема кулачков без снятия распредвала
Эта процедура выполняется когда надо установить причину ненормальной работы дизеля, которая может быть обусловлена недостаточной компрессией в цилиндрах, или неисправность газораспределительного механизма. Для проверки подъема кулачка установите индикатор как показано на Рисунок. 14.5. Проверните коленвал до тех пор пока стрелка не перестанет перемещаться. В этом положении следящий кулачок (или толкатель) упирается в базовую окружность кулачка распредвала. Выставите индикатор на ноль и проверните коленвал по часовой стрелке до тех пор пока стрелка индикатора не начнет двигаться в обратном направлении (толкатель, или следящий кулачок, упирается в головку кулачка распредвала). Считайте показание индикатора, которое равно подъему кулачка. Повторите процедуру для кулачков остальных клапанов.
14.5. Проверка подъема кулачка распредвала без разборки двигателя
Чтобы определить износ распредвала покачайте распредвал в вертикальном направлении, измерив люфт стрелочным индикатором.
Проверка промежуточных и вспомогательных шестерен
Проверка сводится к осмотру шестерен и валиков, проверке состояния зубьев, диаметров валика и ответного отверстия шестерни. Если валик установлен в шестерне на втулке, то проверьте диаметр и состояние втулки. Изношенная втулка выпрессовывается съемником. На части дизелей промежуточные шестерни устанавливаются на конусных роликовых подшипниках. При сборке в этих подшипниках следует отрегулировать предварительный натяг (или осевой люфт). Для этого надо зажать валик шестерни в тиски и провернуть шестерню, проверив усилие проворачивания по динамометру. Показание динамометра сравните с нормативным моментом сопротивления проворачиванию шестерни, указанным в пособии по ремонту. Для проворачивания шестерни рекомендуется привязать один из концов провода к отрезку сварочного электрода, который надо уложить между зубьями шестерни. Обмотайте шестерню проводом (сделав примерно 2 витка), и прикрепите к другому концу провода безмен (пружинные весы), за который и проверните шестерню.