46.1. Типовая схема заряда батареи: 1. Батарея; 2. Ключ зажигания; 3. Вольтметр; 4. Контрольная лампа заряда; 5. Резистивный провод; 6 Провод вольтметра; 7. Провод обмотай возбуждения; 8. Соединительная колодка на перегородке моторного отсеки
Генератор
Генератор представляет собой преобразователь механической энергии вращения в электрическую. Генератор обеспечивает заряд батареи постоянным электрическим током. Работа генератора основана на явлении электромагнитной индукции (появление электродвижущей силы в проводнике в переменном магнитном поле). На современных автомобилях устанавливаются генераторы переменного тока.
46.2. Схема, поясняющая принцип действия генератора: 1. Цепь нагрузки; 2. Вращающееся магнитное поле; 3. Обмотки статора; 4. Смена полярности
Конструкция генератора
Вращающееся магнитное поле создается обмоткой ротора, вращающейся между неподвижными проводниками (статором). Ротор вращается в подшипниках, в обмотке ротора протекает ток от батареи (ток возбуждения), который замыкается на массу через щетки, контактные кольца коллектора и регулятор напряжения. Обмотки статора одеты на пластинчатые сердечники, соединенные с корпусом генератора. Напряжение, вырабатываемое генератором, возрастает с увеличением числа оборотов, тока в обмотке ротора (индукции магнитного поля) и числа витков статора.
46.3. Ротор и контактные кольцо: 1. Контактные кольца; 2. Ротор
Статор генератора
Генераторы переменного тока применяемые в современной автомобильной технике, собрано по трехфазной схеме. Это означает, что пары полюсов (сердечников статора) располагаются под углом 120° друг относительно друга.
При повороте ротора на 1 оборот ток в смещенных обмотках статора представляет собой три волны, сдвинутые на угол 120°.
Выпрямитель
Для зарядки батареи требуется постоянной напряжение, или напряжение одного знака. С этой целью в цепи заряда батареи предусмотрены полупроводниковые выпрямляющие диоды, соединенные а мостовую схему, которая для трехфазного тока содержит 6 диодов.
С целью улучшения теплоотвода и увеличения срока службы деталей генератора на вал ротора одета крыльчатка, а диоды устанавливаются на ребристой пластине (радиаторе).
46.4. Однофазный ток до и после выпрямления: 1. Положительная полуволна; 2. До выпрямления; 3. После выпрямлении; 4. Однофазный выпрямленный ток; 5. Однофазный переменный ток; 6. Отрицательная полуволна
46.5. Трехфазный ток до и после выпрямления: 1. До выпрямления; 2. После выпрямления; 3. Напряжение; 4. Время; 5. Переменное напряжение; 6. Выпрямленное напряжение
46.6. Устройство выпрямляющего силового диода, использующегося в автомобильной технике: 1. Корпус; 2. Влагопоглотитель; 3. Вывод; 4. Стеклянный изолятор; 5. Молибденовый контакт; 6. Р-N переход
46.7. Выпрямительный мост в сборе с радиатором: 1. Диоды; 2. Радиатор
Проверка генератора
При ненормальной работе системы заряда сначала проверьте состояние проводов и их соединений. Затем проверьте напряжение генератора. Исправность диодов следует проверить по току утечки батареи. Для чего отсоедините провод от отрицательною полюса батареи и включите амперметр между полюсом и отсоединенным проводом.
Для проверки регулятора напряжения частично разрядите батарею включив фары и другие потребители, чтобы напряжение на батарее снизилось до 11.5 В. Затем с помощью токоизмерительных клещей определите тик от генератора на батарею на работающем двигателе. Для этого доведите обороты до 1500 об/мин, снова включите все потребители и считайте показание амперметра. После пуска двигателя напряжение генератора и ток должны возрасти до значения» указанного в технических данных автомобиля.
46.9. Проверка системы заряда с помощью токоизмерительных клещей
Если ток меньше нормы, или напряжение не соответствует норме, то генератор следует снять и отремонтировать, или заменить.
Установка генератора
Перед установкой генератора убедитесь, что ручьи шкивов лежат в одной плоскости. Допустимое отклонение не должно превышать 0.5 мм на каждые 10 см расстояния между центрами шкивов. Натяните ремень (ремни) привода, рекомендуемое натяжение приведено в табл. 46.1. Затяните болты с заданным моментом и присоедините к генератору провода.
46.10. Проверка натяжения ремня: 1. Прибор; 2. Регулировочная планка генератора; 3. Регулировочный болт
Таблица 46.1 Рекомендуемое натяжение ремня привода генератора
Ширина ремня (мм) | Прогиб (в мм) на каждый фут (30,5 см) длины ремня |
12.7 | 10.3187 |
17.4625 | 10.3187 |
19.05 | 11.1125 |
22.225 | 12.7 |
25.4 | 14.2875 |