47.4. Упрощенная схема регулирования тока в обмотке возбуждения: а) с n-p-n-транзистором; б) с p-n-p-транзистором: 1 Переключатель; 2. Обмотка возбуждения; 3. Коллектор транзистора; 4. Ток через базу и эмиттер транзистора
Цепи регулирования напряжения с контрольными лампами заряда батареи
На части автомобилей вместо амперметра предусматриванием контрольные лампы заряда батареи, которые включаются в цепь между регулятором и батареей по так называемой трехпроводной схеме.
47.5. Цепь заряда батареи с контрольной лампой (обмотки статора соединены звездой): 1. Резистор; 2. батарея; 3. Пусковой переключатель; 4. Контрольная лампа; 5. Выпрямитель питания регулятора напряжения; 6. Выпрямитель генератора; 7. Статор; 8. Обмотка возбуждения; 9. Регулятор напряжения
Вывод 1 регулятора напряжения соединен с пусковым переключателем через контрольную лампу и резистор, которые включены параллельно. При параллельном включении обеспечивается снижение сопротивлении и увеличение crap голого тока через обмотку возбуждения. Вследствие этого обеспечивается быстрый рост напряжений при повороте ключа для пуска двигателя. Ток протекает от батареи через замкнутые контакты выключателя, резистор, контрольную лампу вывод 1 и точку соединения Y. Вывод 2 точки Z соединен с батареей.
При вращении роторе напряжение генератора растет и становится выше напряжения на разомкнутой батарее. Избыточное напряжение присутствует по обеим сторонам пускового переключателя и контрольная лампа начинает изменять максимальное напряжение генератора Обмотки статора могут быть соединены звездой или треугольнике.
При соединении обмоток статора треугольником обмотка возбуждения подключается только к выходу выпрямителя, a параллельно этой обмотке включен защитный диод D2. Напряжение батареи передается к точке X и к последовательно включенным резисторам 2, 3, 5 и 6. Регулирующее устройство состоит из двух последовательно включенных резисторов между точками X и С и резисторов R2 и R3. Параллельно резисторам R5 и R6 включен подвижной контакт, который может быть установлен в 3 положения с помощью отвертки извне. В данной схеме (Рисунок. 47.6) в цепи обмотки возбуждения отсутствует последовательный резистор и выходное напряжение достигает 14,4 В. Когда подвижной контакт устанавливается и положение 2. в цепь регулятора добавляется один резистор и выходное напряжение снижается до 14,2 В. Когда подвижной контакт устанавливается в положение 3, в цепь регулятора добавляются два резистора и выходное напряжение снижается до 14 В.
47.6. Цепь заряда батареи с контрольной лампой (обмотки статора соединены треугольником): 1. Регулировка напряжения; 2. Выпрямитель питания регулятора напряжения; 3. Амперметр; 4. Батарея; 5. Вывод R; 6. Выпрямительный мост генератора; 7. Интегральный регулятор напряжение
Проверка интегрального регулятора напряжения
В случае ненормальной работы регулятора напряжения проверьте падения напряжения на клеммах батареи, амперметре и пусковом выключателе.
Переведите ключ пускового переключателя в положение QN (двигатель не запускайте). При необходимости соедините накоротко выводы датчика давления масла. Далее измерьте напряжение между выводом 1 и массой, между выводом 2 и массой и на батарее. Все три значения напряжения должны быть равны напряжению на разомкнутой батарее. Если напряжения не совладают то определите участок с возросшим сопротивлением, измеряя падения напряжения на выключателе и соединениях параллельно подключенным вольтметром.
47.8. Проверка регулятора напряжения на генераторе: 1. Дополнительный резистор для двух- и трехпроводной схемы; 2. Вывод генератора; 3. Графитовый реостат; 4. Батарея; 5. Вольтметр; 6. Амперметр; 7. Вывод регулятора напряжения
Если причину неисправности установить не удается то подключите вольтметр к батарейному выводу генератора и запустите двигатель, педаль акселератора нажмите наполовину. Включите все потребители и проверьте показания вольтметра, которое не должно превышать 15 В. В противном случае неисправны регулятор напряжения или генератор.
Если напряжение оказывается ниже 13 В, то проверьте напряжение на батарее на оборотах быстрого холостого хода. Если напряжение по прежнему низкое, то либо недозаряжена батарея, либо регулятор установлен на низкое напряжение, или неисправен генератор. Если напряжений отсутствует, то либо неисправен генератор (например, поломаны щетки, вышел из строя выпрямитель), либо неисправен регулятор напряжения.