Приборы
Основными приборами, которые применяются для контроля состояния дизеля, являются указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Датчик указателя давления масла ввернут в главную магистраль системы смазки. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости вмонтирован в патрубок системы охлаждении или в корпус термостата.
Напряжение к указанным приборам подается с вывода стартера через амперметр, пусковой переключатель и плавкую вставку.
Цепь измерения давления масла
Указатель и датчик получают питание от батареи через вывод стартера после повороте ключа пускового переключателя в положение START или RUN (Рисунок. 48.1). При повышении давления масла диафрагма датчика прогибается и перемещает скользящий контакт в сторону соединения реостата датчика с массой Сопротивление датчика уменьшается и возрастает ток через пряную обмотку электромагнита, стрелка указатели отклоняется вправо. При понижении давления ток в правой обмотке электромагнита датчика уменьшается и стрелка отклоняется влево.
48.1. Типовая схема включения датчика и указателя давления масла: 1. Указатель давления масла; 2. Скользящий контакт; 3. Датчик давления масла; 4. Реостат датчика; 5. Диафрагма; 6. Давление масла в системе смазки двигателя; 7. Батарея; 8. Провода от вывода стартера; 9. Пусковой переключатель; 10. Амперметр; 11. Предохранитель
Цель измерения температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры жидкости в системе охлаждения представляет собой биметаллическую пластинку, которая перемещается по обмотке реостата изменяя его сопротивление. При нагреве пластинки она изгибается вправо. При изгибе пластинки меняется ток через правую обмотку электромагните указателя, заставляя отклоняться стрелку.
48.2. Цепь измерения температуры охлаждающей жидкости: 1. Реостат; 2. Биметаллическая пластинка; 3. Амперметр; 4. Пусковой переключатель; 5. Предохранитель; 6 Катушки указателя температуры; 7. Якорь; 8. Стрелка; 9. Указатель температуры жидкости; 10. Датчик температуры жидкости
Цепь указателя уровня топлива
В цепи измерения уровня топлива ток протекает через последовательно включенные обмотку нагревателя биметаллической пластинки указателя и обмотку реостата датчика. Если топливо в баке отсутствует, то поплавок опускается вниз и перемещает скользящий контакт реостата, увеличивая его сопротивление. Ток в измерительной цепи снижается, нагрев биметаллической пластинки практически отсутствует. Поэтому пластинка и связанная с ней стрелки указателя находятся в крайнем левом положении ("бак пуст"). По мере заполнения бака поплавок поднимается и перемещает скользящий контакт реостата. Сопротивление датчика уменьшается, ток в обмотке нагревателя биметаллической пластинки возрастает и стрелка указателя уровня топлива перемещается вправо.
48.3. Цепь измерения уровня топлива: 1. Батарея; 2. К выведу на стартере; 3. Амперметр; 4. Пусковой переключатель; 5. Предохранитель; 6. Указатель уровня топлива; 7. Реостат; 8. Датчик уровня топлива; 9. Поплавок; 10. Обмотки нагревателя и биметаллическая пластинка