Дизель не запускается
Наиболее часто дизель не запускается вследствие того, что система питания не подает топлива в цилиндры.
При отсутствии подачи необходимо проверить, не израсходовалось ли полностью топливо из бака, не закрыт ли кран топливного бака, в каком положении находится рычаг подачи топлива. Причиной прекращения подачи топлива может быть также засорение топливопровода. В этом случае необходимо продуть топливопровод.
Подача топлива часто нарушается вследствие попадания воздуха в топливоподающую систему. Тогда при нагнетательном ходе плунжеров насоса происходит сжатие лишь пузырьков воздуха. Подача топлива ухудшается, что сильно затрудняет запуск двигателя, а у работающего двигателя при этом снижается мощность вследствие пропуска подачи топлива в отдельные цилиндры. Чтобы удалить воздух из системы, необходимо заполнить топливом все топливопроводы, каналы и полости фильтров, насоса и форсунок при неработающем двигателе. С этой целью поочередно отвертываются пробки, закрывающие продувочные отверстия в фильтрах, на головке топливного насоса, и топливо прокачивается ручным насосом до тех пор, пока из продувочных отверстий не пойдет сплошная струя.
Причиной того, что дизель не запускается, может быть неисправность топливного насоса или форсунок. Следует помнить, что для разборки и регулирования топливного насоса и форсунок требуется специальный инструмент, а выполнять эту работу может только опытный механик в мастерской.
Запустить дизель невозможно, если рычаг декомпрессора занял неправильное положение. Необходимо следить за тем, чтобы при запуске рычаг декомпрессора находился в положении для запуска.
Не следует слишком рано переводить рычаг редуктора в положение ускоренной передачи. Это также может затруднить запуск дизеля.
Дизель работает с перебоями и не развивает полной мощности
Если мощность дизеля падает или если он работает с перебоями, причиной этого может быть недостаточная подача топлива, неисправность топливного насоса высокого давления и форсунок, неправильная регулировка момента начала подачи топлива.
Недостаточная подача топлива может быть вызвана попаданием воздуха в систему питания, засорением топливных фильтров предварительной и тонкой очистки или фильтров, находящихся в насос-форсунках, неисправностью топливоподкачивающего насоса. Для выявления этих неисправностей проще всего измерить давление в различных частях системы питания. Так, например, топливоподкачивающий насос дизеля ЯАЗ-204 создает давление в магистрали между фильтром тонкой очистки топлива и насос-форсункой около 3 кг/см2. Если при числе оборотов коленчатого вала, равном 2000 в минуту, давление окажется более 3 кг/см2, то, очевидно, засорились фильтры насос-форсунок, вследствие чего увеличилось сопротивление для протекания топлива после участка, в котором измеряется давление. Наоборот, если давление в этой же магистрали будет низким, то это может произойти или потому, что чрезмерно загрязнен фильтр тонкой очистки, или потому, что в системе имеются неплотности в соединениях.
При засорении фильтров предварительной или тонкой очистки необходимо сменить их фильтрующие элементы. Неплотности в системе могут быть причиной попадания воздуха в трубопроводы и подтекания топлива, поэтому за плотностью соединений системы водитель машины должен постоянно наблюдать.
Недостаточная подача топлива часто происходит вследствие большого износа отдельных деталей топливоподкачивающего насоса и, в частности, его сальников. При этом происходит утечка топлива, производительность насоса уменьшается. Изношенный насос следует снять с двигателя и передать в мастерскую для ремонта.
Работа дизеля с перебоями и с пониженной мощностью может происходить вследствие неисправностей насосов высокого давления или форсунок. К числу таких неисправностей следует отнести зависание обратного клапана топливного насоса, поломку пружины обратного клапана, чрезмерный износ или заедание толкателя топливного насоса, заедание рейки топливного насоса, зависание иглы распылителя форсунки, засорение сопловых отверстий распылителя. Во всех этих случаях рекомендуется заменить топливный насос (или форсунку) новым, а неисправный отправить в ремонт.
Причиной неудовлетворительной работы дизеля может быть установка неправильного момента начала подачи топлива и неравномерная подача секциями топливного насоса или насос-форсунками. В этом случае необходимо установить правильный момент подачи топлива по меткам на маховике или шестернях и отрегулировать секции топливного насоса или насос-форсунки на равномерную подачу топлива.
Падение мощности происходит также вследствие засорения воздухоочистителя. В этом случае необходимо очистить и промыть воздухоочиститель.
Дизель работает с дымным выпуском отработавших газов
Дымность отработавших газов и окраска дыма часто позволяют судить о том, что именно неисправно в дизеле.
Во всех случаях, когда по каким-либо причинам топливо сгорает в цилиндрах двигателя неполностью, из выпускного трубопровода выходит дым, имеющий серо-коричневую или черную окраску. Неполное сгорание может происходить, например, при засорении воздухоочистителя, когда он недостаточно пропускает воздух. При применении топлива несоответствующего качества или при плохом распыливании в камере сгорания отработавшие газы также приобретают темную окраску.
Увеличение дымности отработавших газов вызывается неправильной установкой угла опережения впрыска. Слишком малый угол опережения впрыска, кроме дымного выпуска, сопровождается потерей мощности при мягкой и спокойной работе дизеля. Чрезмерно большой угол опережения впрыска, кроме дымного выпуска, сопровождается потерей мощности и жесткой работой дизеля. Правильная установка угла опережения впрыска по меткам на шестернях и на маховике резко понижает дымность отработавших газов.
Черный дым в отработавших газах наблюдается при большой перегрузке дизеля, а также в тех случаях, когда двигатель изношен и происходит пропуск газов через поршневые кольца и через клапаны. В этом случае рекомендуется отремонтировать двигатель и в первую очередь сменить поршневые кольца и притереть клапаны.
При проникновении в камеру сгорания большого количества картерного масла дым в отработавших газах приобретает голубовато-синюю окраску. Это может происходить или при значительном износе двигателя, или при наличии в картере излишнего масла.
При избыточной подаче топлива в камеру сгорания, а также при попадании воды в топливо в отработавших газах появляется густой светлобурый дым. Такую же окраску отработавшие газы имеют при работе под нагрузкой недостаточно прогретого дизеля.
Дизель работает со стуком
Стуки при работе дизеля возникают при неправильном регулировании отдельных его механизмов и при большом износе деталей.
Неправильная установка опережения впрыска, чрезмерно низкое давление распыливания топлива, нарушение регулировки клапанов являются наиболее частыми причинами возникновения стуков при работе дизеля.
Стуки при работе дизеля становятся особенно заметными при износе поршневых пальцев, поршней, коренных и шатунных подшипников.
Дизель перегревается
При перегреве дизеля уменьшается наполнение цилиндров, а условия работы его деталей значительно ухудшаются, поэтому нельзя допускать работы дизеля с перегревом. Необходимо немедленно устранять причины, вызывающие перегрев.
Перегрев дизеля может происходить при большом отложении нагара в камерах сгорания. В этом случае следует снять головку блока и удалить нагар.
Причиной перегрева может явиться неудовлетворительная работа системы охлаждения. Если при этом система заполнена водой, то следует проверить натяжение ремня вентилятора и убедиться в отсутствии его пробуксовки. Необходимо периодически очищать радиатор снаружи, так как грязь и пыль значительно уменьшают теплоотдачу окружающему воздуху. Наличие накипи на стенках рубашки и радиатора также вызывает перегрев двигателя. Поэтому для удаления накипи необходимо промывать систему содовым раствором.
Дизель может перегреваться и при (неудовлетворительной работе системы смазки. В этом случае следует долить масло в картер до установленного уровня, промыть масляные фильтры или сменить фильтрующие элементы, промыть маслопроводы и отрегулировать редукционный клапан системы.
Перегрев дизеля происходит также и при его перегрузке. Поэтому не следует допускать работу дизеля с перегрузкой. Надо либо уменьшить нагрузку, либо работать на следующей низшей передаче.
Для обеспечения работы дизеля с наибольшей мощностью, с наименьшим расходом топлива и без аварий необходимо своевременно проводить техническое обслуживание дизеля.
Одной из основных задач технического обслуживания и ремонта дизеля является установление правильных зазоров между трущимися деталями. При нарушении этих зазоров ухудшаются условия смазки, возникают ударные нагрузки на детали и происходит их быстрое разрушение. Чтобы обеспечить сохранение необходимых зазоров при ремонте, основные сопрягающиеся детали кривошипно-шатунного механизма выпускаются нескольких ремонтных размеров. Так, (например, изношенная гильза цилиндра растачивается при ремонте под определенный ремонтный размер поршня, который несколько больше размера поршня нового дизеля. Такие ремонтные размеры сопрягающихся деталей обычно приводятся в таблицах, помещаемых в инструкциях и в руководствах по ремонту.