Работа автомобиля и трактора должна начинаться только при хорошо прогретом двигателе. Перевод непрогретого дизеля на рабочий режим приводит к большому износу и быстрому выходу его основных деталей из строя. Не следует допускать длительной работы дизеля с перегрузкой и на холостом ходу.
Для повышения срока службы дизеля необходимо своевременно устранять неисправности, возникающие вследствие естественного износа деталей.
Большое внимание необходимо уделять обслуживанию систем охлаждения и смазки. Исправная работа дизеля, его мощность, экономичность и долговечность в значительной мере зависят от теплового режима двигателя. При слишком’низкой температуре охлаждающей жидкости ухудшаются условия сгорания и смазки, что приводит к перерасходу топлива и быстрому износу дизеля. При слишком высокой температуре ухудшается наполнение цилиндров, происходит выгорание масла с трущихся поверхностей, уменьшаются зазоры в сопряженных деталях, закоксовываются поршневые кольца, коробятся клапаны и т. п. Наиболее эффективно дизель работает при температуре охлаждающей жидкости 70—85°С.
При эксплуатации дизеля необходимо систематически наблюдать за плотностью соединений системы охлаждения, за отсутствием подтекания охлаждающей жидкости, за правильным натяжением приводного ремня к вентилятору, за уровнем охлаждающей жидкости в системе и качеством заливаемой воды. В зимнее время, кроме того, необходим специальный уход за системой охлаждения для предупреждения замерзания жидкости в системе. Особое внимание должно уделяться радиатору в пусковой период, когда вода еще не прогрелась и термостат исключает ее циркуляцию через радиатор.
При замерзании воды в системе охлаждения возможен разрыв трубок радиатора и рубашки охлаждения блока цилиндров. Поэтому при продолжительных стоянках зимой необходимо воду из системы охлаждения спускать. Чтобы предотвратить размораживание системы охлаждения, в зимнее время целесообразно применять низкозамерзающие охлаждающие жидкости марки 40 с температурой замерзания —40°С или марки 65 с температурой замерзания —65°С.
Вода содержит некоторое количество минеральных солей, которые отлагаются на стенках рубашки охлаждения дизеля в виде накипи. Слой накипи проводит тепло в двадцать раз хуже, чем такой же слой металла. Кроме того, отложение накипи уменьшает проходное сечение трубок радиатора. Поэтому во избежание ухудшения условий охлаждения и замедления циркуляции охлаждающей жидкости необходимо периодически удалять накипь со стенок рубашки. Для удаления накипи систему охлаждения рекомендуется промывать содовым раствором. С этой целью система охлаждения заполняется смесью воды (80—83%), соды (5—6%) и керосина (12—15%). Затем двигатель запускается и ему дают проработать 30—40 минут, после чего смесь спускается, система промывается и заполняется чистой водой.
Уход за системой смазки заключается в систематическом наблюдении за количеством и качеством масла в картере, в осмотре маслопроводов, их соединений и других деталей системы смазки, в своевременной промывке масляных фильтров и смене фильтрующих элементов. Хранить и заправлять масло надо так, чтобы была исключена возможность его загрязнения.
Уровень масла в картере дизеля следует проверять ежедневно при помощи маслоизмерительного стержня. Так как некоторое количество масла выгорает во время работы, необходимо периодически доливать его в картер до верхней метки на стержне. Через установленный промежуток времени работы дизеля масло заменяется.
Одновременно с заменой масла разбирается и промывается масляный фильтр предварительной очистки и заменяется фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки.
На долговечность дизеля сильно влияет чистота воздуха, поступающего в цилиндры.
Воздухоочиститель обеспечивает надлежащую очистку воздуха от пыли и механических примесей только при внимательном уходе и регулярной очистке его от скапливающихся пыли и грязи. Заменять масло и промывать фильтрующие элементы воздухоочистителя следует через 10—60 часов работы в зависимости от погоды и условий работы дизеля.
Большое внимание при эксплуатации дизеля следует уделять чистоте применяемого топлива и состоянию топливной аппаратуры. Для заправки топливного бака автомобиля и трактора следует применять только отстоявшееся, свободное от осадков и воды топливо. При этом должны быть приняты меры к недопущению загрязнения топлива при заправке. Необходимо строго соблюдать сроки очистки и смены фильтрующих элементов топливных фильтров и ежедневно спускать из корпуса фильтра отстой через спускные пробки.