В топливном насосе подвергаются контролю и регулированию: момент начала впрыска топлива секциями насоса по углу поворота коленчатого вала; количество топлива и давление, под которым топливо подается в цилиндры; равномерность подачи топлива отдельными секциями насоса.
Момент начала подачи топлива насосом проверяется следующим образом. Трубопровод высокого давления отсоединяется от штуцера секции насоса и на его место присоединяется трубопровод, подводящий топливо к эталонной форсунке. Форсунка закрепляется на блоке дизеля точно над стрелкой указателя верхней мертвой точки, имеющейся на кожухе маховика. Ось форсунки должна быть направлена по радиусу маховика. После этого коленчатый вал дизеля приводится во вращение от пускового двигателя через редуктор на замедленной передаче и при включенном декомпрессоре. Включая максимальную подачу топливного насоса, несколько раз впрыскивают топливо через эталонную форсунку на маховик. При этом топливо оставляет на ободе маховика эллипсообразный след. Величина опережения начала подачи определяется замером расстояния по ободу маховика от соответствующей метки до переднего края топливного пятна. При правильном моменте начала подачи это расстояние должно быть, например на двигателе КДМ-46, равно 30—51 мм (6—10° поворота маховика).
Если момент начала подачи отклоняется от нормального, секцию насоса следует заменить новой или отрегулировать момент начала подачи при помощи регулировочного болта толкателя (регулировка допускается лишь в крайних случаях) . Поворот регулировочного болта толкателя на 1/6 оборота (на 1 грань) изменяет угол опережения впрыска на 1,0—1,2° поворота маховика. При вывертывании регулировочного болта более чем на 1/3 оборота верхний торец плунжера может упереться в гнездо обратного клапана, что приведет к поломке насоса. Поэтому при изменении положения регулировочного болта обязательно проверяется подъем толкателя, для чего вал насоса провертывается вручную.
Количество топлива и давление, под которым оно подается в цилиндр, уменьшаются по мере износа деталей насоса. Так как величина износа деталей в различных секциях насоса неодинакова, то и подача топлива отдельными секциями становится неравномерной. В связи с этим нарушается равномерность работы дизеля.
Равномерность подачи отдельными секциями многоплунжерного насоса нарушается также в результате ослабления крепления венцов плунжерных пар.
Работа секций периодически проверяется при помощи эталонных форсунок и специальным прибором для замера максимальных давлений, который называется максиметром. Равномерность работы секций можно проверить, впрыснув топливо из каждой секции насоса через эталонную форсунку в мерные мензурки. Для этого к секциям насоса присоединяются короткие трубопроводы, а рычаги управления топливным насосом ставятся в рабочее положение. Разница в количествах собранного топлива не должна превышать 5—6%. При превышении этой нормы топливный насос подлежит регулированию в специальных мастерских.