Для обеспечения экономичной, устойчивой и бесшумной работы дизеля необходимо своевременно и правильно регулировать его механизмы. Регулированию в дизеле подлежат механизм газораспределения, топливный насос высокого давления, форсунка, регулятор. Кроме того, регулированию подлежит пусковой двигатель и связанные с ним механизмы.
Регулирование механизма газораспределения заключается в соблюдении установленных зазоров между коромыслами и стержнями клапанов в дизеле ЯАЗ-204 и между коромыслами и стаканами клапанов в дизелях КДМ-46, Д-35.
При слишком малом зазоре имеет место неплотная посадка клапанов, снижается давление в конце такта сжатия, происходит обгорание клапанов. При чрезмерно большом зазоре уменьшается продолжительность открытия клапанов, усиливается стук между коромыслами и стержнями клапанов и происходит быстрый износ деталей клапанного механизма.
Величина зазоров в клапанном механизме на прогретом двигателе указывается в технических характеристиках дизелей и обычно равна 0,25—0,30 мм.
Зазоры проверяются и регулируются после прогрева двигателя. Колпаки головок цилиндров снимаются и регулировка производится при положении поршня, соответствующем полному закрытию клапанов. Величина зазоров проверяется щупами.
На двигателе ЯАЗ-204 регулировка зазоров осуществляется изменением длины штанг толкателей, путем ввертывания или вывертывания их из вилок коромысел. Для этого на штангах толкателей в верхней части имеются грани под ключ. Величину зазора следует проверять в тот момент, когда поршень соответствующего цилиндра будет находиться вблизи верхней мертвой точки, а плунжер форсунки опустится примерно на 6 мм.
На дизелях КДМ-46, Д-35 регулировка зазоров в клапанах производится регулировочными болтами, ввернутыми в плечи коромысел. Одновременно регулируется зазор между штангой декомпрессора и коромыслом. Для этого отвертывается или завертывается наконечник штанги декомпрессора до получения зазора 0,60—0,75 мм. Величину зазора в клапанах следует проверять при положении поршня, соответствующем концу хода сжатия. Это положение определяется по меткам на ободе и на картере маховика.