В последние годы общественность обеспокоена загрязнением атмосферы выхлопными газами; кроме того, мировые запасы нефти быстро убывают. Именно эти факты обусловили усиленные попытки разработки автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива. Автомобили, работающие на сжиженном газе, электромобили и машины с экзотическим гибридным приводом считаются первыми кандидатами на звание "автомобиль будущего".
В первом разделе этой главы я расскажу все, что вам необходимо знать об автомобилях с дизельными двигателями. Затем мы познакомимся с новейшими альтернативными изобретениями, которые рассматриваются как потенциальная замена двигателя внутреннего сгорания в ближайшие годы.
Здесь рассказывается о преимуществах и недостатках дизельных автомобилей и принципах работы дизельного двигателя, а также представлены инструкции по обслуживанию, поиску неисправностей и поиску хорошего мастера, если ваших усилий оказалось недостаточно.
Несмотря на то что дизельные автомобили очень распространены гам, где с бензином наблюдаются перебои, в США и Канаде дизельные двигатели используются в основном в тяжелой технике. Дизельные легковушки существуют, но. если не считать короткого периода в 1980-х годах, когда дефицит топлива сделал их популярными, потому что потребление топлива у них на 25% меньше; чем у машин на бензине, они приобрели репутацию шумных, маломощных, зловонных и капризных созданий. Однако это не всегда так Компания Mercedes-Benz, которая впервые представила шикарную дизельную машину много лет назад, до сих пор производит дизельные автомобили, которые считаются непревзойденными по красоте, характеристикам и ценам. Компания Volkswagen, чей VW Golf был первым динамичным дизельным автомобилем по умеренной цене, до сих пор выпускает .дизельные машины, да и другие производители также предлагают дизельные машины и грузовики. Если вы задумываетесь о покупке дизельной машины, внимательно прочитайте следующий раздел.
Хорошее и плохое в дизелях
Для точного сравнения дизельных и бензиновых машин рассмотрите все "за" и "против".
ЗА. У дизелей большой ресурс.
ПРОТИВ. У современных бензиновых двигателей тоже большой ресурс, но они стоят на пару тысяч долларов дешевле. За пару тысяч долларов можно купить много бензина!" В США дизельное топливо есть далеко не на всех заправочных станциях, и, хотя раньше оно было дешевле бензина, сейчас оно часто стоит столько же или дороже, все зависит от спроса и предложения.
ЗА. Дизеля более экономичны, чем бензиновые двигатели.
ПРОТИВ. Дизельные двигатели считаются более экономичными, гак как они имеют более высокий КПД, т.е. в них большее количество тепла превращается в механическую энергию. а не выбрасывается в выхлопную трубу, как и бензиновых двигателях. Однако при этом они имеют меньшую мощность, чем аналогичные но объему бензиновые двигатели. Бензиновый автомобиль как скаковая лошадь: легко возбудимый, вспыльчивый и быстрый. Дизельный как рабочая лошадка: медленный. сильный и (будем надеяться) выносливый.
ЗА. У дизелей нет свечей и распределителей, поэтому им не нужна довольна сложная регулировка.
ПРОТИВ. Для поддержания в рабочем состоянии дизельным двигателям все равно нужно регулярное обслуживание. Надо менять масло, воздушный и масляный фильтры, возможно, придется сливать воду из топливной системы. В этой главе я расскажу, как это делать самостоятельно. Нельзя пренебрегать регулярным и качественным обслуживанием дизеля, поскольку тогда его топливная система быстро выйдет из строя и ее ремонт будет стоить очень дорого.
ЗА. Дизели делаются прочнее, так как они должны выдерживать большее давление газов во время рабочего цикла. Соответственно до капитального ремонта они отрабатывают больше, чем обыкновенные машины. (Рекорд но долговечности удерживает "Мерседес-Бенц". Есть свидетельства, что некоторые автомобили проехали почти 1,44 млн. км с родными двигателями!)
ПРОТИВ. Вы хотите проехать 1,5 млн. км на одной и той же машине? Тогда учтите, что были случаи, когда некоторые производители делали дизельный двигатель на основе бензинового аналога. Поскольку эти моторы не выдерживали высоких нагрузок от большого рабочего давления газов, они часто выходили из строя, и это тоже внесло свою лепту в быструю потерю популярности автомобилей с дизельными двигателями.
ЗА. У дизелей с турбонаддувом экономится больше топлива, и они намного мощнее и приемистее обычных дизельных машин.
ПРОТИВ. Наверное, со временем турбонаддув станет дешевле и эффективнее, но вы можете купить бензиновый автомобиль с турбонаддувом и, таким образом, обладать преимуществами обоих.
ЗА. В холодную погоду дизели стало проще запускать.
ПРОТИВ. Хотя дизельные двигатели и стали лучше, чем раньше, но они все же сложнее запускаются в холодные дни, чем бензиновые.
ЗА. Дизели выбрасывают меньше угарного газа, чем обычные машины, что уменьшает загрязнение воздуха.
ПРОТИВ. Это основное недоразумение. Дизели выбрасывают на 30-90% больше окиси азота и сажи, а последние исследования показали, что дизельные выхлопы могут стать причиной онкологических заболеваний. Поэтому законодательство США, например, намерено убрать дизельные машины с дорог, пока они не будут соответствовать ужесточающимся стандартам Управления по охране окружающей среды.
Со временем приведенные выше аргументы "за" и "против" дизельного двигателя могут измениться. Воздействие государства на создание дизельных двигателей с малым выбросом загрязняющих веществ для грузовиков, автобусов и сельскохозяйственной техники в начале 2000 года привело к усиленным попыткам разработки малосернистого дизельного топлива, специальных каталитических преобразователей, улучшенных фильтров и других устройств для уменьшения или уничтожения токсичных выбросов. Также разрабатываются двухтопливные двигатели, которые работают на природном газе, но, когда запас газа кончается, они могут переключиться на дизельное топливо.
Вам придется рассмотреть все варианты и самостоятельно принять решение. В данной ситуации, за исключением случаев, когда вы ездите там, где бензин в большом дефиците, а дизельное топливо — в изобилии, я остановилась бы на бензиновом автомобиле или рассмотрела бы один из автомобилей с альтернативным источником энергии, описанных ниже в этой главе.
Если вы все-таки решили купить дизельную машину, выберите ту, для которой большую часть обслуживания можно проводить самостоятельно, без особых затрат времени, денег и мастерства. Посмотрите в инструкции и поговорите с механиками насчет простоты замены масла, так как вам придется это делать часто. Также проверьте, легко ли доступны воздушный, масляный и топливный фильтры, легко ли слить отстой из топливного фильтра и прокачать топливную систему. Прежде чем купить автомобиль, попросите дилера показать, где все это находится и как его нужно обслуживать.
Почему она едет?
Основная разница между бензиновым и дизельным двигателями заключается в том, что в дизельном двигателе топливо не поджигается каким-либо внешним источником энергии наподобие свечи и не смешивается с воздухом в карбюраторе. Вместо этого топливо впрыскивается в камеру сгорания через форсунку тогда, когда воздух в камере настолько сильно сжат и достаточно нагрет, чтобы топливо самовоспламенилось. (Больше о дизельном топливе вы узнаете ниже).
У бензиновых двигателей обычно степень сжатия составляет около 8:1, это значит, что объем каждого цилиндра с опущенным в нижнюю мертвую точку поршнем в восемь раз больше, чем с поднятым в верхнюю мертвую точку поршнем. В дизельных двигателях могут использоваться степени сжатия больше 20:1. Из-за этого, а также из-за того, что сжатый воздух достигает высоких температур, дизельные двигатели должны быть значительно прочнее (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Дизельный двигатель
Поскольку дизельное топливо менее летучее, чем бензин, оно лучше воспламеняется, если камера сгорания подогрета. Поэтому для подогрева воздуха при пуске дизеля автопроизводители устанавливают в цилиндры маленькие запальные свечи, работающие от аккумуляторной батареи. Также разработано множество пусковых подогревателей, которые помогают двигателю завестись в очень холодную погоду (подробности — ниже, в разделе "Как завестись морозным утром").
Вот краткий обзор того, что происходит при пуске дизельного автомобиля. В разных автомобилях мелочи могут отличаться, но все в основном происходит практически одинаково. (Было бы забавно сравнить это описание с кратким обзором работы обыкновенных двигателей в главе 4 "Раскрываем тайны вашей машины").
1. После поворота ключа зажигания вы должны подождать, пока цилиндры прогреются для успешного пуска. (У многих машин есть лампочка с. изображением спиральки. Как только она погаснет, можно включать стартер. В современных машинах время включения стартера определяется уже "умным" компьютером.) При включении зажигания включаются запальные свечи и начинают нагревать воздух в цилиндрах (рис. 7.2). Обычно долго ждать не приходится — примерно 15-20 сек при умеренно холодной погоде. Доработки запальных свечей сильно сократили время пуска двигателя.
Рис. 7.2. Запальные свечи нагревают воздух в цилиндрах
2. Когда камеры сгорания будут разогреты, гаснет лампочка со спиралькой или загорится лампочка "Start". После этого нажмите на педаль акселератора и включи те стартер.
3. Топливный насос перекачивает топливо из бака в двигатель. По пути оно проходит пару топливных фильтров (рис. 7.3). которые его очищают, чтобы оно не засорило форсунки (рис. 7.4). В дизельных двигателях регулярная смена этих фильтров особенно важна, так как топливо может засорить маленькие отверстия в распылителях форсунок.
Рис. 7.3. Фильтр дизельного топлива | Рис. 7.4. Топливная форсунка в разрезе |
4. Топливный насос высокого давления — настоящее сердце дизельного двигателя (рис. 7.5). Он направляет топливо в маленькие плунжерные насосы, каждый из которых отвечает за подачу топлива под давлением больше 600 бар к одной из форсунок (рис. 7.6).
Рис. 7.5. Топливный насос высокого давления | Рис. 7.6. Конструкция плунжерного насоса |
Мозгом топливного насоса высокого давления является регулятор (см. рис. 7.5). который выполняет важную задачу: он регулирует подачу топлива плунжерными насосами форсункам, предохраняет двигатель от слишком высоких оборотов, чтобы он не разрушился и не перегрелся. Обычно регуляторы встроены прямо в топливный насос и приводятся в движение прямо от коленчатого вала двигателя, либо от распределительной шестерни насоса. При нажатии педали акселератора, регулятор делает так, чтобы машина ехала быстрее. Современные электронные регуляторы умеют измерять количество всасываемого в двигатель воздуха, температуру охлаждающей жидкости, высоту над уровнем моря, скорость автомобиля и массу груза, который везет автомобиль.
С этого момента действие переходит в цилиндры, где встречаются топливо, воздух и огонь. Одновременно с подачей топлива происходит другой процесс — подача воздуха туда, где он должен быть для выхода на сцену мощной стихии огня.
5. В обыкновенных дизелях воздух проходит через воздухоочиститель, который похож на тот, что стоит в бензиновых машинах. Со временем был разработан турбонаддув, который закачивает в цилиндры большие объемы воздуха, обеспечивая в благоприятных условиях высокую мощность и экономию топлива. Турбонаддув может увеличить мощность дизельной машины на 50%. снижая потребление топлива на 25%! (Подробнее об этом говорится в разделе "Турбонаддув" главы 6 "Топливная система — сердце и легкие автомобиля").
6. Как вы уже знаете, после поворота ключа в замке зажигания запальные свечи нагревают воздух в цилиндрах. В современных двигателях запальные свечи чаще всего находятся в камерах сгорания цилиндров. В более старых моторах они размещены в маленьких форкамерах (см. рис. 7.2), которые запальные свечи нагревают быстрее и легче.
7. После воспламенения небольшого количества сжатого топлива, помещенного в форкамеру, огонь распространяется на горючую смесь в камере сгорания.
Теперь рассмотрим отдельно каждый такт никла, превращающего все это в энергию, движущую автомобиль.
Четырехтактный цикл дизельного двигателя
Некоторые дизельные двигатели работают в два такта, но вы, скорее всего, столкнетесь с автомобилями с четырехтактными двигателями, цикл которых подобен циклу бензинового двигателя (см. главу 6). Ниже объясняется четырехтактный цикл дизельного двигателя.
Такт 1 — впуск. Поршень опускается, открывается впускной клапан, и воздух засасывается в цилиндр (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Такт впуска
Такт 2 — сжатие. Впускной и выпускной клапаны закрыты, поршень поднимается и сильно сжимает воздух (рис. 7.8). По мере увеличения давления воздух нагревается до температуры вспышки (температура, при которой топливо самовоспламеняется). Незадолго до достижения этой температуры форсунка впрыскивает топливо в камеру сгорания.
Рис. 7.8. Такт сжатия
Такт 3 — рабочий ход. При закрытых клапанах топливо самовоспламеняется, и энергия взрыва опускает поршень (рис. 7.9). Эта энергия передается через коробку передач и остальную трансмиссию к колесам, что заставляет машину двигаться.
Рис. 7.9. Рабочий ход
Такт 4 — выпуск. Когда поднимается поршень, открывается выпускной клапан и поршень выталкивает отработавшие газы из цилиндра (рис. 7.10).
Рис. 7.10. Такт выпуска
Дизельное топливо
Дизельные двигатели работают на дизельном топливе, которое эффективнее бензина, так как содержит на 10% больше энергии на литр, чем бензин. Кроме того, оно безопаснее бензина, поскольку его пары не так легковоспла.меняемы и взрывоопасны.
Дизельное топливо (иногда называемое соляровым маслом или соляркой) бывает двух видов — зимнее и летнее. Если бензин оценивается по октановому числу, то дизельное топливо оценивается по цетановому числу, которое указывает, насколько легко оно воспламеняется и как быстро будет гореть. (Чем выше цетановое число, тем летучее топливо). В дизельных автомобилях обычно используется топливо с числом от 40 до 55. Большинство производителей дизельных машин для нормальных условий рекомендуют летнее топливо. Водители грузовиков используют летнее топливо для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния на постоянных скоростях, так как оно не такое летучее, как зимнее, и расходуется экономичнее.
Дизельное топливо также оценивается по вязкости, которая определяет его плотность и текучесть. Как и любое масло, дизельное топливо при низких температурах загустевает. В экстремальных условиях это топливо может превратиться в гель и не течь вообще. Зимнее топливо текучее летнего, поэтому оно лучше подходит для низких температур. Для улучшения текучести в зимнее топливо добавляют специальные присадки, либо обычный низкооктановый бензин (при сильных морозах). Обычно на заправочных станциях продается топливо, соответствующее местным погодным условиям .
Если вы планируете ездить в очень холодную погоду, выбирайте топливо, рассчитанное для температур на 10° ниже возможных. Подробности смотрите в инструкции по эксплуатации вашей машины.
Считается, что испарения дизельного топлива крайне токсичны для людей и животных. Пока не изобретены безопасные виды этого топлива, будьте осторожны и не вдыхайте пары дизельного топлива при заправке.
Хорошие новости заключаются в том, что разрабатываются более безопасные виды дизельного топлива. Главный конкурент, Fischer-Tropsch, — это сжиженный природный газ, не содержащий серы. Он может применяться в обыкновенных дизельных двигателях. Со специфическим конвертером он может быть таким же чистым, как природный газ. Однако производство этого топлива еще слишком дорого.
Дизельное топливо, которое продается на стоянках грузовиков, обычно дешевле и свежее топлива с заправочных станций. Свежесть в данном случае важна, так как дизельное топливо легко загрязняется водными испарениями в баках, а также плесенью и другими микробами, которые засоряют топливные фильтры и форсунки.
Если заправка вызывает у вас подозрения, обратите внимание, есть ли грязь на пистолете бензоколонки. Если, несмотря на это. вы заправились плохим топливом, обратитесь к разделу "Уход за дизельным двигателем" этой главы.
На стоянках грузовиков старайтесь заправляться субботним утром, когда грузовое движение не такое интенсивное. Хуже всего заправляться вечером в будние дни. Протискивать свой маленький автомобильчик в гуще больших грузовиков ох как нелегкое.
Заменители дизельного топлива
Теоретически дизельные двигатели могут работать на керосине, авиационном и печном топливе, но ни в коем случае не используйте их. Стандарты очистки, фильтрации и смешивания этих видов топлива очень различаются, что может привести к поломке топливной системы двигателя, нарушить условия гарантии и причинить вам много-много других проблем.
Если у вас заканчивается топливо где-то в отдаленном районе, ищите дизельное топливо в транспортных компаниях, на пищевых фабриках, электростанциях, в больницах и на фермах. В этих местах обычно есть дизель-генераторы, и какой-нибудь добрый человек может пожалеть вас и отлить немного соляры.
Если вы вообще не можете найти источник топлива, в крайнем случае одолжите немного печного топлива или купите в аэропорту топливо для реактивных двигателей (авиационный керосин). Вы, конечно, на нем доедете, но лучше этим не злоупотреблять! Используйте такое топливо только для того, чтобы добраться до ближайшей заправочной станции.
Электросистема
Для пуска дизели требуют большего запаса энергии, чем обычные машины, особенно в холодные дни. Кроме использования аккумуляторной батареи (АКБ) для прокручивания стартером двигателя, как это делается в бензиновых двигателях, дизелю нужно много энергии для нагрева запальными свечами камер сгорания. Кроме того, нужно накопить в цилиндрах достаточно тепла и создать давление для воспламенения топлива. Для этого в дизелях должны быть АКБ значительно большей емкости, чем в обыкновенных автомобилях. Некоторые дизели оборудованы двумя АКБ, в других установлена одна мощная АКБ, которая на 50% больше АКБ обыкновенного бензинового автомобиля.
Не пытайтесь "прикурить" дизель от бензинового двигателя с батареей меньшей емкости — это бесполезно.
В остальном электросистемы дизелей почти такие же, как и в обыкновенных машинах: с генераторами, тяговыми реле и стартерами, выполняющими свои обычные функции. Информацию об этих агрегатах см. в главе 5 "Электросистема — искра жизни вашей машины".
Уход за дизельным двигателем
Если вы хотите, чтобы дизельный двигатель хорошо сохранился и долго вам служил, обязательно занимайтесь его регулярным обслуживанием и научитесь справляться со всеми неисправностями и подвохами. В этом разделе описывается, как нужно регулярно обслуживать двигатель, как завести двигатель в холодную погоду и вылечить "заболевший'’ дизель. Этот раздел поможет вам, даже если работу делаете не вы, а кто-то другой, а вы только наблюдаете.
Хотя дизелям и не требуется регулировка зажигания и без серьезных ремонтов они работают дольше бензиновых двигателей, они требуют регулярного недорогого обслуживания, которое в основном заключается в частой замене масла и фильтров.
Если вы будете небрежно обслуживать обыкновенный автомобиль и недостаточно часто менять масло, вы получите преждевременно состарившийся двигатель. Если вы точно так же будете поступать с дизелем, вы получите безвременно скончавшийся двигатель. То же самое и с заменой фильтров: грязный топливный фильтр может ухудшить характеристики обыкновенной машины, но грязное топливо засорит систему впрыска топлива дизельного двигателя, и, чтобы снова вернуть машину в строй, вам понадобятся дорогостоящие услуги профессионала.
Как правило, сами вы не сможете почистить и настроить форсунки дизельного двигателя, но если вы будете правильно ухаживать за автомобилем, они могут проработать 200 тыс. км и больше. Если вы обслуживаете автомобиль в соответствии с инструкциями, проблем должно быть меньше. Кроме того, отмечу, что водители грузовиков всегда предпочитали дизели, так как они считают их мощными, надежными и дешевыми в работе и обслуживании устройствами.
Обычно дизели сконструированы таким образом, что владелец может выполнять текущее обслуживание без непомерных затрат времени и денег. В последующих разделах эти задачи рассматриваются в общих чертах, а в инструкции к автомобилю вы найдете остальную нужную вам информацию.
Если всего этого в инструкции нет или у вас нет самой инструкции, в отделе запчастей СТО попросите посмотреть копию руководства по обслуживанию. Быстрый осмотр нужных разделов инструкции подскажет, сможете ли вы самостоятельно выполнить требуемую работу. Если вы не уверены, попросите кого-нибудь из обслуживающего персонала показать, где находятся масляный, топливный и воздушный фильтры, с чем связаны их замена и обслуживание. В этом случае большинство механиков очень милы. Если работа действительна несложная, то они не смогут взять за нее много денег, обманывая вас. Если же работа не так проста, вы будете рады, если они сделают это за вас.
Замена моторного масла
Поскольку дизельное топливо иногда называется Скляровым маслом, знайте, что вам надо будет менять не горючее, а масло, смазывающее двигатель. Для этого требуется специальное масло для дизельных двигателей, отличающееся по характеристикам от масла, применяемого в бензиновых двигателях. После того как вы поймете это различие, работа будет совершенно аналогична работе с обыкновенными машинами, — разве что надо будет делать ее чаще. Проверяйте уровень масла хотя бы раз в неделю (следуя инструкциям из главы 3 "Профилактическое обслуживание — ежемесячное ТО") и каждый раз вместе со сменой масла меняйте масляный фильтр (дополнительные советы приведены в главе 15 "Замена масла").
Не удивляйтесь, если, сменив масло, запустив на две минуты двигатель и проверив щуп, вы обнаружите, что масло стало смолисто-черным. Это нормально.
Инструкция подскажет, какое масло использовать и с какими максимальными интервалами его менять, но мне кажется, что чем чаще вы будете менять масло на любом автомобиле, тем дольше он вам прослужит. Для дизелей это справедливо вдвойне, так как наличие серы в топливе, а также высокие температура и давление приводят к быстрому загрязнению масла.
Поскольку процедура такая же, годятся все инструкции по замене масла и масляных фильтров из главы 15 "Замена масла", кроме кодов классификации масла. (Коды классификации автомобильных масел указывают, какое масло надо использовать в определенных условиях). Ниже приведены коды масел для дизелей.
- СА. Для использования только с малосернистыми, высококачественными видами топлива.
- СВ. Для использования с высокосернисгыми, низкокачественными видами топлива на автомобилях с низкими и средними нагрузками.
- СС. Защищает от ржавчины, коррозии и высоких температур в умеренных и суровых условиях.
- CD. Для использования в суровых климатических условиях.
В настоящее время масло СС предназначено для большей части марок дизелей, но на всякий случай сверьтесь с инструкцией. В инструкции также указывается степень вязкости в виде номера с буквами SAE. Эта степень указывает плотность масла и температурные условия, в которых сохраняется заданная текучесть. Дизельные смазочные масла поставляются в таком же диапазоне вязкости, как и масла для обыкновенных автомобилей.
Замена воздушного фильтра
Во многих дизелях воздушный фильтр устанавливается так же, как и в бензиновых автомобилях - т.е. в воздухоочистителе под капотом. Как добраться до воздушного фильтра, рассказывается в разделе "Замена воздушного фильтра" главы 13 "Регулировка топливной системы".
При замене воздушного фильтра дизеля нужно придерживаться одной меры предосторожности — всегда выключать двигатель. Дизельные двигатели создают весьма сильное разрежение, а воздухозаборник идет прямо в двигатель. А попасть в него может все, что угодно: гайки, болты и даже ваши волосы; поэтому, открыв воздухоочиститель при работающем двигателе, вы рискуете сильно повредить двигатель.
Замена топливных фильтров
У многих дизелей два топливных фильтра: фильтр грубой очистки, размещенный между баком и двигателем, который очищает топливо перед тем, как оно попадет в топливный насос подкачки; и фильтр тонкой очистки, расположенный возле двигателя, завершающий очистку топлива перед тем, как оно попадет в топливный насос высокого давления (ТНВД). Обычно оба фильтра легко заменить, и в инструкции должно быть показано, как это сделать. На некоторых дизелях эта операция похожа на замену масляного фильтра: вы выкручиваете старый фильтр, смачиваете прокладку нового фильтра топливом и вкручиваете его на место. На других автомобилях установлены фильтры с заменяемыми картриджами: вы просто вынимаете старый и вставляете новый.
Однако при замене топливного фильтра есть одна загвоздка, о которой вы узнаете в следующем разделе.
Удаление воздуха и прокачка топливной системы
Каждый раз, когда у вас заканчивается топливо, или после замены фильтра в дизеле нужно удалить пузырьки воздуха из топливной системы, а затем прокачать ее, чтобы по трубопроводам циркулировало новое топливо без воздуха. Это можно сделать, прокручивая двигатель стартером. Поскольку данная операция быстро разряжает АКБ дизелей, для этой цели предусмотрен насос ручной подкачки и винт стравливания давления. Во многих машинах нужно просто нажать несколько раз на ручку или кнопку насоса, а затем немного ослабить винт, пока вы не услышите шипящий звук выходящего воздуха. После этого просто продолжайте качать, пока из системы не выйдет весь воздух и не исчезнет звук, затем закрутите винт назад и верните ручку насоса на место.
Поскольку удалять воздух и прокачивать топливную систему на дизелях приходится довольно часто, я советую заранее попрактиковаться и проделать эту процедуру на всех моделях, которые вы хотите купить, чтобы убедиться, что вы сумеете легко и быстро сделать эту работу.
Водоотделители
Дизельное топливо легко загрязняется водой, поэтому обычно в дизелях установлено специальное устройство — водоотделитель, который находится в топливном фильтре грубой очистки или возле него. Если в вашей машине его нет, я очень советую его установить. Эта деталь не слишком дорога, но она поможет сэкономить много денег на ремонте.
Грязь и воду со встроенного и дополнительно установленного водоотделителя можно слить, открыв снизу маленький спускной кран.
Нужно взять за правило проверять водоотделитель еженедельно, чтобы определить, насколько быстро он наполняется водой в нормальных условиях, когда вы ездите на топливе, заправленном на вашей обычной заправке. Если топливо содержит много воды, стоит подумать о смене заправки.
Как завести машину морозным утром
Металлические стенки цилиндров становятся очень холодными при снижении температуры, поэтому бензиновые машины всегда сложнее запустить в холодную погоду. А для воспламенения топлива дизельным двигателям Требуются еще более высокие температуры, чем в бензиновых двигателях, поэтому в холодную погоду их всегда бывает сложнее запустить, чем бензиновые двигатели. Для подогрева перед запуском было придумано несколько типов обогревателей, обеспечивающих теплом разные узлы автомобиля в тот момент, когда его двигатель не работает. Некоторые из этих устройств могут быть уже установлены на вашем автомобиле, другие же вы можете купить и установить позже, если возникнет необходимость.
Если вы планируете купить дизель, спросите, какие обогревающие устройства включены в его пену. Если вы живете в местах с холодным климатом или много путешествуете, неплохо иметь несколько устройств на случай плохих погодных условий. В следующих разделах описываются некоторые возможные варианты.
Обогреватели блока цилиндров
Есть дизели, которые поставляются с электрическими обогревателями блока цилиндров, встроенными прямо в рубашку системы охлаждения. Они позволяют сохранить ночью блок цилиндров теплым. Вы просто ставите машину на стоянку и вставляете провод обогревателя в мощный удлинитель, затем вилку удлинителя вставляете в обычную электрическую розетку. Не скупитесь на длину удлинителя — от стоянки авто то ближайшей розетки может быть метров 15, а то и больше! Мне говорили, что на Аляске, где обогреватель жизненно важен, розетки встраивают прямо в счетчики стоянок. И у меня есть большие сомнения, что кто-нибудь сможет повредить эти счетчики. особенно в сорокаградусный мороз.
Если в вашем автомобиле нет обогревателя блока цилиндров, купите его и установите. Существуют разные типы этих обогревателей, но самые популярные — обогреватели погружного типа.
При покупке обогревателя просмотрите соответствующие таблицы, чтобы подобрать мощность обогревателя по размеру вашего двигателя и в соответствии с возможными погодными условиями. Для двигателя небольшой мощности и температур, редко опускающихся ниже нуля, мощный обогреватель не нужен, он только увеличит счета за электроэнергию.
Обогреватели для АКБ
Если ваш дизель не заводится в холодную погоду, но вы не забыли включить обогреватель блока двигателя, возможно, причина кроется в аккумуляторной батарее. При температуре 0° АКБ теряют 35% мощности, а при -17° и ниже — до 60%. Батарея должна подавать ток на запальные свечи для разогрева, но от замороженной АКБ морозным утром будет мало толку.
У этой проблемы два решения: вы можете купить батарею с большей емкостью (при условии, что под капотом есть для нее место) или купить обогреватель батареи. Есть две самые популярные модели - обогреватель плиточного типа, который подкладывается под батарею как противень и подогревает ее, и "электрическое одеяло", в которое заворачивается батарея, но которое потребляет больше тока. Оба обогревателя просто включаются в ближайшую электрическую розетку.
Подогреватели масла и другие устройства
Для подогрева масла в картере вы можете купить подогреваемый щуп (вставляется вместо обыкновенного масляного щупа и включается в розетку) и массу других устройств для подогрева охлаждающей жидкости и топлива в топливопроводе. (Большинству людей всего этого не надо, по для читателей, проживающих на Аляске, в Канале и в других местах с холодным климатом я постаралась осветить эту тему).
Хочу поделиться полезным советом, который поможет в трудной ситуации: когда обогреватель блока цилиндров не может эффективно бороться с хо-лоном, попробуйте включить фен для сушки волос и вставить его в воздухозаборник двигателя. Теплый воздух должен помочь двигателю нагреться быстрее.
Чего нельзя делать морозным утром
Как бы вам ни хотелось, никогда не используйте жидкости для пуска двигателя. Эфир в этих жидкостях воспламеняется при довольно низких температурах, поэтому вы рискуете вызвать пожар или взрыв и причинить большие повреждения себе и своему дизелю. Несмотря на то что на банках есть инструкции, отмерить требуемые "безопасные" пропорции слишком сложно. Если вы чувствуете, что вам без такой жидкости не обойтись, купите и установите комплект системы впрыска жидкостей для пуска двигателя, который безопасен и довольно эффективен. Мой совет — все равно держитесь подальше от этих "удобных" средств!
Лечение дизеля
Как я уже упоминала, в дизельном двигателе может появиться плесень. Да, именно, плесень! Обычно это случается, когда вы покупаете уже зараженное дизельное топливо или когда в топливо, находящееся в баке попала влага.
Если вы подозреваете, что в машине появилась плесень, проверьте, нет ли на горловине бака и на крышке этого мерзкого вещества, или погрузите чистую палку в бак и осмотрите ее. Старая плесень пахнет тухлыми яйцами. Чтобы от нее избавиться, воспользуйтесь биоцидом. Возможно, ваш дилер посоветует другое подходящее средство и способ его использования. Можно спросить совета в магазине запчастей либо в компании, специализирующейся на обогревательных устройствах, или в химических компаниях.
Биоцид добавляйте только при заправке бака топливом, но никогда — в пустой или почти пустой бак. Если бак сильно загрязнен, то лучше слить из него топливо и очистить паром либо самостоятельно почистить моющим средством для баков, а затем заправить его свежим топливом и уже потом добавить туда биоцид.
Если вы планируете некоторое время не ездить, заправьте бак полностью, чтобы для воздуха и паров влага не осталось места, а затем добавьте в бак биоцид, чтобы не образовалась плесень.
Вот что я узнала, путешествуя по южным широтам Тихого океана, где дизельное топливо часто загрязнено и заправиться можно только в одном месте: если моряки подозревают, что покупаемое ими топливо может быть грязным, они надевают на "пистолет" нейлоновый чулок, чтобы процедить топливо и удалить из него загрязняющие вещества. Если чулок пачкается, они сразу же добавляют в бак биоцид.
Поиск заслуживающего доверия дизелиста
Если вам нужна профессиональная помощь при обслуживании либо ремонте, а срок гарантии уже истек, поищите хорошего независимого механика, чтобы сравнить цены на услуга, или спросить его мнение о серьезном ремонте. Один из способов найти хорошего независимого механика — поискать по объявлениям в газетах либо в рекламе. Старайтесь отдавать предпочтение СТО, которые авторизованы одним из производителей дизельной аппаратуры: Bosch, Lucas, Stanadyne, Zexel и др. Для прохождения авторизации механики этого СТО обязательно должны были пройти фирменные обучающие курсы, соблюдать требуемые стандарты чистоты, а также иметь комплект необходимых инструментов и запчастей для работы с разными системами дизелей. (Глава 22 "Когда ничего не получается, или Как найти мастерскую с хорошим механиком" посвящена методам поиска механика и сохранению хороших отношений с ним и показывает, как добиться своего в споре о качестве проведенных работ и оказанных услуг).