Рис. 9.1. Трансмиссия заднеприводного автомобиля
Рис. 9.2. Передача крутящего момента по ведущему мосту в блоке с коробкой передач
1. Работающий двигатель создает крутящий момент, который заставляет коленчатый вал вращаться с определенной скоростью. Чем быстрее работает двигатель, тем больший крутящий момент он дает и тем быстрее крутится коленчатый вал.
2. На заднем конце коленчатого вала находится маховик. Этот диск вращается с той же скоростью и в том же направлении, что и коленчатый вал.
3. Сразу за маховиком находится первая часть сцепления. Этот диск называется диском муфты сцепления. Когда вы не нажимаете педаль сцепления, этот диск прижат к маховику (п. 4). Покрытие из фрикционного материала заставляет диски схватываться и вращаться с одинаковой скоростью.
4. За диском муфты сцепления находится нажимной диск сцепления. Благодаря ему диск муфты или прижимается к маховику или отходит от маховика, когда нужно переключать передачи. Вот как это происходит.
Когда вы нажимаете на педаль сцепления, чтобы выключить его и отключить двигатель от коробки передач, рычаг выключения сцепления прижимает выжимной подшипник к пружинящим рычагам нажимной пластины. В результате диск муфты сцепления освобождается и вращается независимо от маховика.
Включив нужную передачу, вы отпускаете педаль сцепления. Это движение заставляет пружины в нажимном диске снова прижать диск сцепления к маховику, и диске маховиком вместе вращаются с новой скоростью.
Таким образом, диск сцепления может поспевать за двигателем, который работает быстрее или медленнее, чем раньше, и может передавать это движение колесам.
5. Продолжим путешествие по трансмиссии. Теперь в дело вступает ведущий вал коробки передач, который передает крутящий момент в коробку передач. Он вращается с той же скоростью и в том же направлении, что и все детали, описанные выше.
6. Внутри коробки передач находится набор шестерен разных размеров. Они могут вращаться и вместе и отдельно, в разных комбинациях, определяя скорость вращения колес, силу и направление вращения.
7. Следующая часть трансмиссии называется ведомым валом коробки передач, так как она передает энергию из коробки передач на карданный вал.
8. На каждом конце карданного вала заднеприводного автомобиля с продольным расположением двигателя есть карданный шарнир. Он позволяет валу свободно двигаться, не воздействуя на жесткий вал коробки передач, с одной стороны, и поглощает вертикальные перемещения задней оси и колес — с другой.
На автомобилях с двигателем поперечного расположения карданные шарниры расположены там, где оси соединяются с ведущими колесами и ведущим мостом в блоке с коробкой передач. Они называются шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), и как все шарниры могут поворачиваться и вращаться в любую сторону — вверх, вниз и из стороны в сторону.
9. Главная передача (рис. 9.3) — это еще одна коробка с шестернями, которая передает движение карданного вала полуосям, вращающим ведущие колеса (они расположены перпендикулярно карданному валу). Она также позволяет каждой полуоси вращаться с разной скоростью. Дело в том, что при крутом повороте внешнее колесо проходит больший путь с большей скоростью, чем внутреннее.
Рис. 9.3. Главная передача заставляет задние колеса вращаться под прямым углом по отношению к вращающемуся карданному валу
10. Главная передача обеспечивает ведущие колеса дополнительной силой, с помощью своих шестерен превращая каждые три оборота карданного вала в один оборот ведущих колес, что соответствует передаточному числу 3:1. На переднеприводных автомобилях главная передача находится внутри коробки передач, поэтому он называется ведущим мостом в блоке с коробкой передач
В главе 17 "Что делать, если забарахлила трансмиссия" собраны инструкции по обслуживанию и поиску неисправностей трансмиссии.