На рис. 10.1 показана конструкция тормозной системы автомобиля с усилителем, дисковыми тормозами на передних колесах и барабанными — на задних. В вашем автомобиле усилителя может не быть, и на всех колесах могут быть дисковые или барабанные тормозные механизмы, но в любом случае принцип — один и тот же.
Рис. 10.1. Тормозная система
В следующих разделах рассматриваются детали тормозной системы, начиная с педали (первой точки соприкосновения между вами и тормозами) и заканчивая собственно тормозами.
Педаль тормоза
Педаль тормоза соединена с валом, ведущим к главному тормозному цилиндру. Когда вы нажимаете педаль, маленькие поршни в главном цилиндре выталкивают тормозную жидкость из цилиндра в тормозную магистраль. В разделе "Замена тормозной жидкости" главы 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами" я расскажу, как купить нужную тормозную жидкость и безопасно с ней работать.
Если тормоза исправны, педаль должна останавливаться за несколько сантиметров от пола. Она должна легко нажиматься, уверенно останавливать в самой нижней точке и при этом не быть мягкой, оставаться неподвижной, а не уходить медленно при приложении усилия к ней. Чтобы узнать, как проверяется работа тормозов, почитайте главу 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами".
Усилитель тормозов
Современные автомобили оборудованы тормозами с усилителем. Если у вашей машины такие тормоза, то усилитель находится между педалью тормоза и главным цилиндром для увеличения прилагаемой к поршням главного цилиндра силы, чтобы машина останавливалась без больших усилий с вашей стороны (рис. 10.2). Существуют два типа усилителей — вакуумные усилители, использующие для работы разрежение, создаваемое двигателем, и атмосферное давление и гидравлические усилители, которые для той же цели используют гидравлическое давление, создаваемое насосом гидроусилителя рулевого управления. У некоторых автомобилей с антнблокировочными тормозными системами (АБС) есть отдельный гидравлический насос для создания давления, необходимого для работы усилителя. (В конце данной главы есть раздел, посвященный АБС).
Рис. 10.2. Усилитель тормозов размещается возле главного тормозного цилиндра
Главный тормозной цилиндр
Загляните под капот машины возле перегородки со стороны водителя. Вы должны увидеть либо металлическую коробку, либо пластиковый бачок. Нашли? Эта деталь и есть главный тормозной цилиндр (рис. 10.3 и 10.4). Он наполнен тормозной жидкостью и соединен с педалью, от него отходит тормозная магистраль, ведущая к четырем колесам машины. Когда вы нажимаете педаль, жидкость выходит из главного цилиндра в магистраль. Когда вы отпускаете педаль, жидкость возвращается в главный цилиндр. В главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами" рассказывается, как безопасно открыть крышку и проверить уровень жидкости в главном тормозном цилиндре. Эта операция входит в ежемесячную проверку, описанную в главе 3 "Профилактическое обслуживание ежемесячное ТО".
Рис. 10.3. Металлический главный тормозной цилиндр
Рис. 10.4. Пластиковая крышка главного тормозного цилиндра
Тормозная магистраль
Тормозная магистраль идет к кузову от главного цилиндра к каждому колесу. Она сделана из металла, кроме тех участков, которые находятся возле передних колес или задней оси. Эти участки сделаны из гибких резиновых шлангов, что дает им большую степень свободы при управлении машиной.
До сих пор описывались детали, общие для всех тормозных систем. Теперь рассмотрим главные отличия: когда вы нажимаете педаль, вы выталкиваете тормозную жидкость из главного цилиндра в магистрали, а дальнейшее зависит от типа тормозов. Долгие годы у машин на всех колесах устанавливались барабанные тормоза (показанные на рис. 10.1 и 10.5).
Рис. 10.5. Конструкция барабанного тормоза
Более поздние модели автомобилей стали оборудовать барабанными тормозами на задних колесах и дисковыми тормозами на передних (рис. 10.1 и 10.8). В современных автомобилях четыре дисковых тормоза, а у некоторых — усиленные дисковые или барабанные тормоза. Также стали популярны антиблокировочные тормозные системы.
Чтобы окончательно вас запутать, скажу следующее: с 1963 года автомобили выпускались с саморегулирующимися тормозами, но все еще остались старички с тормозами с ручной регулировкой. (В главе 18 вы узнаете, как обращаться с тормозами с ручной регулировкой. Вам повезло, что я помешана на классических автомобилях!)
Если вы еще не знаете, какие тормоза установлены на вашем автомобиле, обратитесь к инструкции, или самостоятельно изучите всю систему. В следующих разделах детально описывается каждый тип тормозов.
Двухконтурные тормоза
Двухконтурная тормозная система означает, что главный цилиндр внутри разделен на две камеры, заполненные тормозной жидкостью. На заднеприводном автомобиле магистраль от одной камеры ведет к тормозам передних колес, а магистраль от другой камеры ведет к тормозам задних колес (см. рис. 10.3). Если одна из магистралей забьется или даст течь, то жидкость в соответствующей камере будет заблокирована либо попросту вытечет. Но с помощью другой камеры и магистрали водитель все еще сможет остановить машину. Конечно, она не будет тормозить так эффективно и плавно, как прежде, но все-таки автомобиль рано или поздно остановится, а в подобных случаях только это и важно! Такая простая модификация тормозной системы спасла множество жизней.
У переднеприводных автомобилей диагонально разделенная гидравлическая тормозная система, в которой переднее правое колесо связано с задним левым, а переднее левое — с задним правым. Дело в том, что в переднеприводных машинах 90% замедления автомобиля достигается за счет использования переднего тормоза. С диагонально разделенной гидросистемой в случае отказа одного из контуров в распоряжении водителя остается один передний и один задний тормоз (см. рис. 10.4).