А вот этого при работе с тормозами лучше не делать
Есть несколько запретов при работе с тормозами. Если вы нарушите их, то будете иметь весьма серьезные проблемы при их решении.
Никогда не нажимайте педаль тормоза при снятом тормозном барабане. В этом случае вы можете буквально разорвать тормоза на маленькие кусочки! Поршни рабочих тормозных цилиндров вылетят из своих мест, потому что барабан в этом случае никак не блокирует тормозную колодку и не предохранит ее от вылета наружу. (Если это ни о чем вам не говорит, то чтобы узнать как работают тормозные цилиндры, прочитайте главу 10 "Это тормоза!").
Пользуйтесь только тормозной жидкостью.
Никогда не используйте масло вблизи тормозной системы. Масло может прожечь резину, разрушить крышку главного цилиндра и пыльник. А если масло попадет на тормозную колодку, то она не сможет прихватывать тормозной барабан.
Никогда не лейте тормозную жидкость на окрашенную поверхность. Тормозная жидкость разъедает лакокрасочное покрытие.
Никогда не пытайтесь снимать рабочий тормозной цилиндр или тормозную колодку, оборудованную саморегулирующим устройством, без присмотра профессионалов.
Очень многие старые автомобили оснащены тормозными барабанами на всех колесах, но на новых машинах стоят дисковые тормоза на передних колесах и барабанные на задних или даже дисковые тормоза на всех четырех. В инструкции по эксплуатации написано, какой именно тип тормозов стоит в вашем автомобиле. И когда вы узнаете тип, следуйте инструкциям по обслуживанию данного типа тормозов.
При проверке тормозов, сначала проверьте передние тормоза, поскольку магистраль на передних тормозах изнашивается быстрее, чем на задних. Если же вы убедились, что какие-то тормоза в полном порядке, и чувствуете, что машина тормозит правильно, то нет причин проверять все остальные. Но запомните, что в следующий раз вам нужно будет проверить другие. Если же вам кажется, что машина тормозит не так, как должна, проверяйте каждый из четырех тормозов до тех пор, пока не найдете причину.
Перед тем как приступить к проверке тормозов, прочитайте инструкцию, приведенную ниже (включая раздел по проверке колесного подшипника), чтобы убедиться, что у вас под рукой все инструменты и приспособления, которые нужны для этой работы. Когда ваш автомобиль приподнят за одну сторону на домкрате, а вы находитесь под машиной в непонятной позе с фонариком в зубах, вы не очень обрадуетесь, обнаружив, что не взяли с собой нужные детали; понятно, что вам придется вылезть и залезать обратно. Если вы не знакомы с инструментами, которые вам нужны, см. главу 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами".
Я специально написала разные разделы для каждого типа тормозов, так что узнайте, каким типом тормозов оборудован ваш автомобиль, и прочитайте нужный раздел. В разделе про подшипник колеса приводится информация и о барабанных, и дисковых тормозах (если у вас дисковые тормоза, выполняйте эту работу только под присмотром профессионалов в мастерской).
Проверка тормозов барабанного типа
На рис. 18.4 вы видите, как добраться до барабана. В этом разделе вы узнаете, что нужно делать и куда смотреть, добравшись до тормозов. (Но если у вас переднеприводной автомобиль, данная процедура немного отличается. Вы сможете проверить тормоза, но не сумеете смазать колесный подшипник).
Рис. 18.4. Детали, которые необходимо снять, чтобы добраться до тормозов барабанного типа
Делайте эту работу в хорошо проветриваемом помещении и не вдыхайте пыль с тормозного барабана, гак как она может содержать асбест. Если асбест попадет в легкие, то вам грозит серьезное заболевание — асбестовая эмфизема.
1. Поднимите автомобиль. Как это сделать, см. в главе 1 "Это должен знать каждый водитель". Работая с домкратом, будьте предельно аккуратны!
Тормозные барабаны бывают со ступицей и "плавающего" типа. В барабане со ступицей непосредственно установлены колесные подшипники. Плавающие барабаны легко скользят по шпилькам, на которых крепятся колеса в автомобиле.
2. Если у вас барабан со ступицей, с помощью раструбных щипчиков (см. главу 2) снимите колпачок. Положите колпачок на чистую тряпку.
Если у вас плавающий барабан, пропустите пп. 3-7 и просто снимите барабан с оси.
Вам может понадобиться молоток, чтобы снять барабан с оси, т.е. ударить по нему, тогда он (барабан, а не молоток) слетит.
3. Присмотритесь к шплинту, который торчит из корончатой гайки или из комбинации гайки с фиксирующей гайкой.
Запомните, как изогнуты его ножки и в каком положении он находится, как он прикручен и насколько туго.
4. Используйте плоскогубцы для того, чтобы отогнуть и вытянуть шплинт.
Положите его на тряпочку, на которую вы кладете все снимаемые детали, но расположите его так, как он был установлен.
5. Выкрутите корончатую гайку или гайку с фиксирующей гайкой из цапфы.
Если она в смазке, протрите ее тряпочкой и положите рядом со шплинтом.
6. Возьмитесь за барабан и как бы пододвиньте его к себе, но не снимайте его с цапфы, а поставьте обратно на место.
Все остальное, что осталось на цапфе, — это внешний подшипник ступицы и шайба.
7. Аккуратно снимите подшипник ступицы и шайбу с цапфы.
8. Если вы хотите перебрать подшипник, сначала проверьте его, следуя инструкциям из раздела приведенного ниже. "Как проверить и смазать подшипники ступицы", а потом перейдите к п. 9.
Да, обязательно проверьте подшипник на износ. И если его надо перебрать и набить смазкой, это лучше сделать прямо сейчас. (Все, что вам следует сделать, -это выдавить чуть-чуть смазки на подшипник).
9. Аккуратно снимите барабан с цапфы вместе с внутренним подшипником.
Не вдыхайте тормозную пыль, — это может привести к серьезным заболеваниям! Во имя вашей же безопасности никогда не выдувайте ее с помощью сжатого воздуха. Уберите пыль специальным средством для очистки деталей тормозной системы согласно инструкциям, указанным на банке. Протрите начисто барабан тряпкой и как можно быстрее поместите тряпку в пластиковый пакет.
10. Взгляните внутрь барабана.
На внутренних стенках вы увидите царапины, которые появились из-за износа. Если эти царапины глубокие или там есть большие пятна, прожженные места, отгоните машину в мастерскую и пусть их измерят с помощью микрометра (рис. 18.5). Допустимая глубина царапины составляет 0,15 см; изношенный барабан лучше расточить, чем менять на новый. С помощью специального аппарата эту работу проделать можно очень быстро и эффективно. Вы даже можете сделать это самостоятельно.
Рис. 18.5. Проверка степени износа тормозного барабана с помощью микрометра
Но если барабан выглядит не лучшим образом и явно требует замены, попросите у механика бывший в употреблении, но расточенный. Это намного дешевле, а эффект почти такой же (если проверка микрометром показывает, что все в норме), как будто вы заменили его на новый. Если в этой автомастерской не нашлось подходящего барабана, обратитесь в любую другую и спросите, есть ли у них использованный барабан для вашего автомобиля.
Убедитесь, что вы заменили барабан на точно такой же, как был у вас. и не забудьте, что задний и передний барабаны отличаются. Барабаны обязательно должны быть такого же размера, как и старые. Пусть лучше механики установят их, поскольку понадобится еще отрегулировать тормозную колодку.
11. Присмотритесь к тому, что осталось, что еще закреплено на опорном диске барабанного тормоза (рис. 18.6).
Рис. 18.6. Конструкция тормозного механизма барабанного типа
Ниже описаны детали, на которые стоит обратить особое внимание, и что нужно делать при их замене или починке.
Рабочие тормозные цилиндры. На тормозных цилиндрах не должно быть никаких признаков протечки. В противном случае обратитесь в магазин, специализирующийся на тормозных механизмах, и проконсультируйтесь.
Тормозные колодки и накладки. Эти детали должны изнашиваться равномерно, не должно быть никаких пятен или износившихся участков. Толщина тормозной накладки должна составлять 0,16 см от металлической части тормозной колодки или 0,16 см от заклепок, если накладка крепится к колодке с их помощью. Накладка должна быть крепко прикреплена к тормозной колодке. Тормоза в основном рассчитаны на пробег 15-30 тыс. км. Но некоторые держатся и подольше. Если вы пользуетесь тормозами довольно долго, на них образовываются царапины.
Если тормозные барабаны изнашиваются равномерно и автомобиль тормозит нормально, наличие царапин можно игнорировать до тех пор, пока не износятся накладки. А как только накладка износится, ее следует заменить. Эта процедура включает в себя замену тормозной колодки на новую, на которой закреплена уже новая неиспользованная накладка. Всегда меняйте сразу все четыре тормозные колодки (для передних или задних колес) для равномерной работы тормозов. Но лучше всего сразу заменить все колодки и на задних и на передних тормозах.
Если тормозная колодка нуждается в замене, замените ее, но помните, что в основном все новое — это хорошо забытое старое, т.е. новые колодки — это переделанные старые. После того как вы замените тормозные колодки, старые отдают в компанию, которая ставит на них новую накладку и перепродает, Поэтому обязательно поинтересуйтесь, будет ли это вычтено из цены новых.
12. Присмотритесь к самоустанавливающемуся механизму на ваших тормозах (на рис. 18.7-18.9 показаны часто применяемые самоустанавливающиеся механизмы). Найдите трос, который идет от опорного пальца, расположенного над рабочим тормозным цилиндром, вокруг опорного диска к регулирующему приспособлению внизу.
Рис, 18.7. Саморегулирующийся механизм тормоза Delco Moraine (по мере износа накладок регулирующие тяги и пружины автоматически регулируют работу тормозов)
Рис. 18.8. Тормоза, регулируемые вручную (регулировка происходит за счет вращения колесика)
Рис. 18.9. Саморегулирующийся механизм тормоза Bendix (по мере износа накладок регулирующий трос автоматически натягивается и тормоза саморегулируются)
Трос присоединен? Он натянут? Если тормоза срабатывают после прохождения тормозной педалью половины пути, значит, с регулирующими устройствами все в порядке. Но если это не так, а цилиндр, накладки, колодки и прочие детали в исправности, то не в порядке регулирующий механизм. Просто во время езды назад и вперед резко притормозите, и это должно привести "в чувство" ваш саморегулирующийся механизм. Если же это не помогло, придется отгонять автомобиль на станцию технического обслуживания. Не стоит решать эту проблему самому.
Запомните это, если вдруг вам потребуется дальнейшая работа с тормозами.
Никогда не меняйте тормозные колодки, накладки, рабочий тормозной цилиндр самостоятельно, до тех пор, пока вы не сделаете это один раз под присмотром специалистов. Но если вы все же решили пойти этим путем, знайте, что те деньги, которые вы сэкономите, не стоят того. Эта работа несложная и незапутанная. Просто для любой работы нужны профессионалы.
Лучше, чтобы работу сделали специалисты. Поищите в справочнике или обратитесь к механику, который находится в ближайшей автомастерской. Позвоните в несколько автомастерских, чтобы они оценили стоимость работ но замене тормозов. Не надо сразу же бросаться на самые дешевые цены, но и на самые дорогие — тоже! В главе 22 "Когда ничего не получается, или Как найти мастерскую с хорошим механиком" приведено много советов о том, как найти хорошую автомастерскую.
Сборка тормозов барабанного типа
Закончив осмотр тормозов, вы будете готовы заменить все, что угодно. Сверьтесь с рис. 18.4, чтобы убедиться, что вы собрали все в правильном порядке. Ниже описано, как это делается.
1. Так же как и при работе с барабаном, распылите на тормозную грязь средство для очистки деталей тормозной системы, потом протрите их чистой немаслянистой тряпочкой.
Не раздувайте грязь вокруг, так как она содержит асбест, а он чрезвычайно вреден для легких. Лучше нс трогайте ее вообще, оставьте и забудьте про нее.
2. Протрите цапфу и установите ступицу колеса и тормозной барабан. Если у вас барабан плавающего типа, пропустите пп. 4-8 и задвиньте барабан обратно так, чтобы он соприкасался со ступицей.
Будьте аккуратны, задвигайте его осторожно, чтобы он не касался смазочного материала.
3. Если вы до сих пор не почистили барабан изнутри, распылите средство для очистки тормозов и протрите чистой тряпочкой, затем, положите тряпку в пластиковый пакет и быстренько от него избавьтесь.
4. Установите внешний колесный подшипник (сначала идет сторона меньшего диаметра), а также шайбу.
Следите за тем, чтобы на него не попала грязь!
5. Установите регулирующую гайку, закрутив ее туго, а затем отпустите ее наполовину, проверяя плотность насадки пальцем.
Но можно пойти и по другому пути, открутив рейдирующую гайку на 60° и, если отверстие в гайке не совпадает с отверстием в цапфе, завернуть обратно до их совпадения. Потом прокрутите колесо рукой и убедитесь, что оно свободно вращается. Если нет, ослабьте гайку еще немного.
6. Вставьте шплинт в отверстие корончатой гайки.
Шплинт должен продвинуться до конца. Сверьтесь со своим эскизом, если вы его сделали, чтобы убедиться в том, что вы устанавливаете его правильно.
7. Разогните ножки шплинта по поверхности гайки, чтобы удержать ее на месте.
8. Установите смазочную крышку.
9. Следуйте инструкциям главы 1 "Это должен знать каждый водитель", чтобы установить колесо, гайки и крышку и опустить машину на землю.
Проверка дисковых тормозов
Современные автомобили оснащены тормозными дисками на всех четырех колесах.
Вы должны проверять диски и тормозную магистраль через каждые 15 тыс. км пробега или чаще, если тормоза начинают скрипеть или при торможении автомобиль уводит в сторону, а также если педаль тормоза при нажатии вибрирует.
До того как вы проверите тормоза, прогуляйтесь в магазин запчастей или салон, где вы покупали машину, и спросите, есть ли у них тормозные колодки для автомобиля вашей марки. А потом сравните толщину тормозной накладки на новых колодках и на ваших, чтобы определить, насколько они износились.
Для того чтобы проверить дисковые тормоза (рис. 18.10), выполните следующее.
Рис. 18.10. Общий вид дисковых тормозов
1. Поднимите автомобиль и снимите передние колеса. Как это сделать безопасно, см. в главе 1 "Это должен знать каждый водитель".
2. Внимательно осмотрите тормозной диск, но не снимайте его.
Перед тем как снять тормозной диск, необходимо снять суппорт, но без соответствующего опыта этого лучше не делать. Если вы работаете в одиночку, проверьте только видимые части суппорта, нет ли ржавчины, царапин и неравномерного износа. Вообще-то, ржавчина не причиняет никакого вреда тормозному диску, если машина долго не стоит на приколе, вот тогда ржавчина может въестся и причинить огромную головную боль. Если на тормозном диске заметны царапины или неравномерный износ, посоветуйтесь с профессионалами, можно ли его починить или требуется полная замена диска.
3. Обследуйте суппорт (это то, что закрывает вам вид на тормозной диск).
Будьте аккуратны. Если вы недавно ездили, то суппорт будет горячим. Если он холодный, то чуть-чуть подергайте его, чтобы убедиться, что он закреплен надежно и крепеж не износился.
4. Внимательно осмотрите тормозные колодки изнутри.
Если накладка на тормозных колодках значительно тоньше, чем на новых, то их необходимо заменить. Если накладка износилась полностью до металлических частей колодки, тогда придется и диск расточить.
5. См. главу 1 "Это должен знать каждый водитель", чтобы установить колесо, закрутить гайки и установить крышку, а потом опустить машину на землю.
Если диск и колодки находятся в хорошем состоянии, а педаль тормоза, когда вы ее нажимаете, не вибрирует, то тут больше нечего делать — у вас все в порядке.
Замену накладок, обслуживание суппортов и шлифовку диска, т.е. работу которую должны делать профессионалы, можно сделать и самостоятельно, но под присмотром механика. Лучше обратитесь к специалисту но тормозам (посмотрите справочник "Желтые страницы" или спросите у знакомых, вдруг они знают такого специалиста), а не в ближайшую мастерскую. Обзвоните парочку мастерских и спросите примерную стоимость таких работ. Но, как уже было сказано, не кидайтесь на самые дешевые и на самые дорогие цены. Глава 22 "Когда ничего не получается, или Как найти мастерскую с хорошим механиком" полностью посвящена теме поиска хорошей станции технического обслуживания и тому, как с ними общаться.