1. Позади тормозов находится маленькое приспособление, которое называется штуцером для прокачки тормозов (рис. 18.13).
Рис. 18.13. Штуцер прокачки барабанного тормоза
Намного легче добраться до этого штуцера, если поднять автомобиль (см. главу 1 "Это должен знать каждый водитель"). Если вы все же собираетесь залезть под машину и лежать на старом одеяле или газетах, то подумайте о том, как не замерзнуть и не простудиться, поскольку земля бывает очень холодной. Если вы хотите все это проделывать в комфортных условиях, одолжите на пару дней драгу, позволяющую легко и удобно передвигаться под машиной (см. главу 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами").
2. Специальные ключи, их еще называют спускными, удерживают спускной винт и не дают граням штуцера зализаться. Подберите подходящий ключ или втулку, которая подойдет к винту, и ослабьте его.
Будьте аккуратны, не сломайте винт! Если он прикипел, нанесите на него чуть-чуть тормозной жидкости. После того как вы чуть открутите винт, закрутите его снова (но не слишком туго).
3. Если у вас есть кусочек гибкого шланга, который подходит по диаметру к торцу спускного винта, присоедините его одним концом к штуцеру, а другой опустите в стеклянный сосуд. Потом наполните сосуд тормозной жидкостью так, чтобы шланг погрузился в нее (рис. 18.14).
Рис. 18.14. Использование шланга для прокачки тормозной системы
Если у вас нет ничего подходящего, то просто держите сосуд под штуцером так, чтобы вся жидкость выливалась именно туда.
4. Сосед или друг, который вам помогает, должен несколько раз нажать педаль тормоза (рис. 18.15).
Рис. 18 15. Так нужно прокачивать тормозную систему
Если вы подняли автомобиль, убедитесь в том, что колеса хорошо зафиксированы и машина находится на ровной поверхности. Перед тем как ваш друг сядет за руль, проверьте чтобы машина не поехала — вы ведь будете лежать под ней! Не снимайте колеса, — если машина все-таки упадет, то для вас останется кое-какое жизненное пространство.
5. Вы должны говорить другу "вниз", когда следует нажать педаль, а когда отпустить, то "вверх".
Все это, конечно, может покачаться вам несерьезным, но это нужно!
6. Когда ваш приятель нажмет педаль несколько раз и будет удерживать ее, откройте спускной винт.
Тормозная жидкость начнет выливаться. Если в тормозах есть воздух, то в жидкости будут пузырьки. Их лучше всего видно, если вы сливаете через шланг, погруженный в сосуд, но в принципе их можно увидеть и так.
7. Перед тем как ваш помощник отпустит педаль, вы должны затянуть штуцер.
Если вы не сделаете этого, то воздух снова попадет в тормозную магистраль.
8. Скажите приятелю, чтобы он отпустил педаль, когда вы скомандуете "вверх". Потом повторяйте процедуру с откручиванием и закручиванием штуцера снова и снова, до тех пор, пока в жидкости не останется ни одного пузырька.
9. Откройте главный цилиндр и долейте тормозную жидкость до отметки "Full".
Если вы не сделаете этого то очень рискуете, поскольку тормозной жидкости нет, а цилиндр открыт и вы можете запустить воздух в систему через главный цилиндр. Но это нестрашно; если все же это произошло, вам придется проделать всю работу заново, а кому это надо?
Запомните: спускать воздух из главного цилиндра можно только там, где тормозная магистраль подключена к цилиндру, или гам. где расположен штуцер прокачки главного цилиндра, если у вас есть такой (рис. 18.16).
Рис. 18.16. Прокачка главного цилиндра: если есть специальный штуцер для прокачки, воспользуйтесь "методом банки" (а); если такого штуцера нет, воспользуйтесь штуцером подключения тормозного шланга (б)
10. Повторяйте эту процедуру с каждым тормозом до тех пор, пока изо всей тормозной мапгстрали не выйдет воздух, и не забудьте доливать тормозную жидкость после прокачки одного колеса.
11. После того как вы окончите работу и дольете жидкость в главный цилиндр до отметки "Full" уже в последний раз, проедьтесь вокруг дома.
Педаль тормоза должна быть упругой при нажатии. Если она мягкая и проваливается, проверьте главный цилиндр и убедитесь, что он полон, если с ним все нормально, попробуйте выполнить прокачку еще раз (такая ситуация вполне нормальная, поэтому не волнуйтесь и не спешите; это занимает не так много времени, как кажется).
Если вы уверены в том, что спустили весь воздух и главный цилиндр полон, а педаль все равно проваливается, наверное, пришло время менять главный тормозной цилиндр. Вы можете сделать это сами. Все, что нужно сделать, — это отсоединить старый цилиндр и подключить новый, а затем наполнить его тормозной жидкостью до отказа. Если вам кажется, что данная работа слишком сложная, то пусть ее сделают за вас механики. После замены вы либо они должны спустить воздух.
В 1970-х годах я меняла главный цилиндр за 60 долларов. (Но это могло стоить намного дороже). Позже я помогала своему другу поменять цилиндр на уже бывший в употреблении. Так вот, его отремонтированный стоил в половину меньше моего нового. Сколько же стоит проблема и время на ее решение?