Кодификация размеров шин
До 1978 года размер шин обозначали буквенно-цифровым кодом, например D78-14. Потом, с принятием метрической системы, кодировка радикально изменилась. В наше время коды стали длиннее и содержат больше информации. По закону, для того чтобы дать полную характеристику, продавцы шин должны иметь при себе листик с расшифровками. В них также указаны эквиваленты в метрической системе.
Рассмотрим пример: код "P-metric" P205/75R-14.
- Р — тип автомобиля. В данном случае Р — пассажирский. В других случаях в коде может быть написано: LT — легкий грузовик и Т — для "докатки" и запасной шины.
- 205 — ширина шины. Расстояние от боковины до боковины в миллиметрах. (В данном случае ширина шины составляет 205 мм).
- 75 — отношение высоты профиля. Это соотношение между высотой боковины и ее шириной. (В данном случае высота боковины составляет 75% ее ширины.) Шины из низких серий (меньше 70) относятся к низкопрофильным шинам с короткой боковиной.
- R — тип шины. R — радиальные, В — диагональные (с диагональным расположением нитей корда), D - диагональные, Е — эллиптические. (В данном случае мы имеем дело с радиальными шинами).
- 14 — диаметр колеса. Измеряется в дюймах. (В данном случае диаметр колеса равен 14 дюймам).
Код меняется в зависимости от типа шины. Кроме Р-метрической кодировки есть также и европейская метрическая кодировка, она выглядит примерно так же, например 155SR13 или 187/70R14 88S, и информация, которую она несет, существенных отличий не имеет.
Индекс скорости
Иногда возникает вопрос о том, что означает буква, которая указана между профилем и типом шины, например P205/75SR14. Буква "S" обозначает индекс скорости, т.е. максимально допустимую скорость для данного типа шины. Но в этом нет абсолютно ничего о типе конструкции шипы, управлении или износе; данная информация указывает лишь на то, как шина выдерживает высокие температуры, которые создаются при движении. Ниже приведены примеры, что означают буквы, которые обозначают скоростные режимы работы шины.
- F — 80 км/час;
- G — 90 км/час;
- J — 100 км/час;
- К — 110 км/час;
- L — 120 км/час;
- М — 130 км/час;
- N — 140 км/час;
- Р — 150 км/час;
- Q — 160 км/час;
- R — 170 км/час;
- S — 180 км/час;
- Т — 190 км/час:
- U — 200 км/час;
- Н — 210 км/час;
- V — 240 км/час:
- Z — больше 240 км/час.
Также можно найти индекс скорости в нанесенном на шину индексе, например 97Н. Здесь 97 - это индекс нагрузки, а Н — это индекс скорости.
Качество шины
Общепринятые определения качества шин разделяют шины по таким категориям: износостойкость протектора, сцепление с дорогой и температура, однако эту оценку дает сам производитель, а не независимая тестирующая компания, поэтому иногда эта оценка бывает необъективной.
Присмотритесь к следующим показателям на боковине или на приклеенных этикетках на протекторе.
- Износ протектора. Сравнительная шкала чисел, основанная на тщательно проведенном тесте, т.е. условия, при которых тестируется шина, тщательно контролируется. В реальном мире и в реальных ситуациях шина с жесткостью 200 увеличивает износ протектора в два раза по сравнению с жесткостью в 100 при абсолютно одинаковом влиянии остальных факторов износа.
- Сила сцепления. Категории АА, А, В или С указывают на то, как шина тормозит на мокрых поверхностях и дорожном покрытии при определенных условиях (как вы успели догадаться, А А — это самая лучшая из возможных категорий). Эти категории определяются при прямом торможении, т.е. не на поворотах, заносах или разворотах. Шина категории С удовлетворяет специальный государственный стандарт, а вот шины стандарта В, А и АА (в порядке возрастания) даже превышают требования госстандартов.
- Температура. Категориями А, В и С определяют термостойкость и способность шины рассеивать тепло, если шина накачена равномерно. Категория С соответствует американским стандартам, а В и А превышают их.
Регистрация и маркировка Министерства транспорта
В случае возврате шины используются регистрационные номера Министерства транспорта США (DOT), указанные на боковине. Этот номер говорит, где и когда шина была произведена. В принципе, информация, которая хранится в этом коде, не нужна вам, но если вам все же интересно, на данном примере раскрою, что означают буквы и цифры, например DOT WOKAABC 262.
- DOT. Эта аббревиатура означает, что шина прошла тест Министерства транспорта США.
- WO. Маркировка шинного завода-производителя. Поскольку производит шины очень много заводов, вам не обязательно знать все возможные вариации этого кода.
- КА. Размер шины. (В данном случае размер шины равен P194/75R14. Поскольку размер шины также указывается на боковине, вам не обязательно знать все возможные комбинации этого кода).
- АВС. Данная часть кода может указывать как на производителя этой шины, так и на ее характеристики. Перед тем как расшифровать эту часть кода, внимательно прочтите брошюру с детальным описанием этой шины.
- 262. Это дата производства шины. (В данном случае число 262 означает, что шина была сделана на 26-й неделе 1982 года).
При покупке новых шины прежде всего убедитесь в том, что они зарегистрированы должным образом. Существуют законы, по которым продавец обязан внести в протокол серийный номер Министерства транспорта и свои инициалы (этот протокол потом отсылается производителю). Если даже вы покупаете шину в торговой точке этого производителя или определенной торговой марки, все равно нужно заполнять протокол; предприниматели, продающие шины, могут заполнить этот протокол и отдать его покупателю, чтобы тот отослал его по почте производителю. В отличие от гарантии, в случае возврата шины вы имеете право на замену только при условии соблюдения всех правил регистрации, при этом ваша просьба о замене может рассматриваться до 60 дней.
Процедура покупки шин детально описана ниже, в разделе "Как выбрать шины".
Другая информация, указанная на боковине
Внимательно посмотрите на боковину, там должна быть следующая информация.
MAX LOAD (максимальная нагрузка). Какой вес может выдержать шина. Обычно вес указывается в килограммах (kg) или фунтах (lbs).
MAX PRESS (максимальное давление). Этот параметр определяет максимальное давление воздуха в шине, обычно измеряется в фунтах на квадратный дюйм (psi).
Уровень максимального давления воздуха — это показатель именно максимального давления, которое может выдержать шина, т.е. шину не надо накачивать до этого максимума. В рекомендациях производителя автомобиля вы найдете показатель оптимального давления воздуха для обеспечения хорошей управляемости и уменьшения износа шины. Эта информация зачастую находится на ярлыке, который вы можете найти на дверце, дверной стойке, панели, в коробке инструментов или в багажнике своего автомобиля.
Инструкции по проверке давления и расшифровке рисунка протектора можно найти ниже, в разделе "Как проверить давление воздуха".