Рис. 19.1. Конструкция шины
Протектор. Резиновая часть шины, которая поддается износу больше всех. Рисунок протектора разработан таким образом, чтобы предотвратить прокол шины. Кроме того, рисунок является частью протектора, по которой проверяют степень его износа. Это будет описано ниже, в разделе "Как определить износ шин".
Боковина. Часть, расположенная между покрышкой и ободом. В разделе "Боковина открывает свои секреты" вы найдете расшифровку информации. отраженной на боковой части колеса.
Обод. Стальной обруч, который помогает удерживать колесо на месте.
Каркас. Внешняя часть колеса, которая расположена под протектором. Эта деталь помогает поддерживать форму шины при накачке, чтобы она не лопнула, как шарик. Обшивка делается из различных материалов, которые называются кордами.
Брекеры тоже делаются из кордов, но покрыты резиной и расположены .между самой шиной и покрышкой. Цена и тип шины зависят от материала, который используется для брекера, и того, как он намотан вокруг бортов. В качестве корда всегда использовался хлопок, но со временем перешли на более плотные материалы, такие как сталь и арамид (который прочнее стали), стекловолокно, полиэфир, вискозное волокно, а также нейлон. Но все-таки радиальные шины со стальным ободом - самый популярный тип покрышек.
Вентиль шины. Деталь, с помощью которой можно накачать и спустить воздух в шине. Ниппель вентиля предотвращает утечку воздуха. На вентиль накручивается колпачок для защиты ниппеля от грязи и влаги.
Раньше не было такого разнообразия конструкций. Были диагональные шины, в которых использовался корд, намотанный вокруг обода под разными углами. Постепенно их вытеснили диагоналъно-брекерные шины, сконструированные по принципу диагональных шин, но с использованием брекера из другого материала, намотанного по окружности колеса; это надежнее защищало от проколов и обеспечивало большую стабильность. Современные автомобили оснащены радиальными шинами, поэтому только в устаревших моделях остались диагональные и диагоналъно-брекерные шины, которые стали большой редкостью.
Радиальные шины стали общепризнанным стандартом, поскольку они обеспечивают лучшую управляемость, особенно на высоких скоростях, а на поворотах лучше держат дорогу и в отличие от диагональных и диагонально-брекерных шин служат дольше.
Радиальные шины нагреваются меньше, поскольку они испытывают меньшее внутреннее трение. (Диагональные и диагонально-брекерные шины имеют нахлестывающиеся корды, создающие внутреннее трение, и поэтому сильно нагреваются во время движения). Износ наступает после 40 тыс. км пробега и больше, в зависимости от материала, из которого изготовлен брекер. Самыми износостойкими считаются радиальные шины со стальным ободом. Они могут эксплуатироваться от 60 до 160 тыс. км.
Узнать, какой именно тип шины подходит вашему автомобилю, можно в разделе "Как выбрать шины".