![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216271.jpg)
Рис. 18.4. Детали, которые необходимо снять, чтобы добраться до тормозов барабанного типа
Если у вас барабанные тормоза, то очень важно всегда проверять подшипник при проверке тормозов, чтобы убедиться в том, что смазка еще в рабочем состоянии. Если мелкие частицы, которые прилипли к смазке, находятся слишком близко к подшипнику и трутся об него, провоцируя преждевременный износ, го подшипник разрушается и выходит из строя Это можно услышать по повышенному шуму во время езды. Если подшипник выглядит грязным, то лучше заменить смазку или оставить эту работу' автомеханикам.
Если у вас дисковые тормоза, то, для того чтобы добраться до подшипников, нужно снять суппорт. Но это не так уж и сложно, хотя некоторые моменты могут вызвать затруднения у новичков. Тормозная система — это одна из главных систем автомобиля, и если она неправильно собрана, то вы просто не затормозите, а о последствиях, я думаю, говорить не стоит. Поэтому если вы все же решились делать это в одиночку, то советую заняться этим под присмотром опытных механиков.
Перед тем как проверить подшипник, сверьте тип подшипника с инструкцией по эксплуатации или проконсультируйтесь у дилера, поскольку подшипники бывают герметичными. Если у вас именно такой тип, то вы не сможете его перебрать.
Обычно смазку можно заменить только в подшипниках на неведущих колесах (передние колеса на автомобиле с задним приводом и задние колеса на автомобилях с передним приводом). Переднеприводные автомобили оснащены герметичными подшипниками, но бывают и исключения. На полноприводных автомобилях подшипник ступицы - это целая проблема; если вы владелец такой машины, пусть над вашими подшипниками колдуют специалисты.
Если вы не хотите проверять подшипник прямо сейчас, опробуйте процедуру, описанную ниже, в разделе "Прокачка тормозной системы". Потом смажьте подшипник ступицы, пока мастера будут заниматься тормозами. Они все равно будут снимать колеса, так вы сможете убить двух зайцев и сэкономить время.
Проверка и смазка подшипников ступицы
Чтобы снять диск с цапфы на дисковых тормозах, вам придется снять суппорт, что позволит добраться до внутреннего подшипника. В этом случае, я думаю, вам можно забираться туда и смазывать подшипники только под присмотром опытного механика. Это несложная работа: просто вы не сумеете поставить должным образом суппорт на место, и из-за этого тормоза не смогут функционировать правильно.
Если у нас барабанный тормоз, то в таком случае вы вполне справитесь сами. Выполните следующее.
1. Если у вас барабанный тормоз и подшипники не герметичны, следуйте инструкциям по осмотру подшипника, приведенным в разделе "А что там с тормозами?".
Когда вы дойдете до снятия внешнего подшипника с цапфы, возвратитесь к этому разделу.
2. Если вы еще не сделали это, то аккуратно снимите внешний подшипник с цапфы.
Как видно на рис. 18.11, зачастую это конический роликовый подшипник, а не шарикоподшипник.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216272.jpg)
Рис. 18.11. Подшипник
3. Посмотрите на смазку между подшипниками. Только не стирайте eel
Если смазка, или кусочки, которые в ней блестят серебристым цветом, или ролики все в щербинах, или обломаны по точкам спайки, то вам точно нужно менять этот подшипник. Если внешний подшипник поврежден, то внутренний, наверное, тоже. В таком случае лучше заменить подшипник в мастерской под контролем специалистов, следуя четким инструкциям, но лучше. если данную работу за вас проделают механики.
4. Если вы не планируете менять смазку или внешний подшипник, но все-таки хотите разобраться и продолжить диагностику, то ни в коем случае не вытирайте смазку, как бы она не выглядела.
Просто положите подшипник в пластиковый пакет, а пакет — на тряпочку, только в правильном положении. Пакет не позволит грязи попасть вовнутрь. Даже небольшое пятнышко грязи может стать причиной полного износа подшипника.
Если вы набиваете внешний подшипник, то очистите его с помощью растворителя или керосина и старой кисти для рисования.
Вам нужно удалить грязь с подшипника, чтобы нормально осмотреть его. Когда вы набиваете подшипник свежей смазкой, вы ведь не хотите, чтобы старая смазка испортила всю работу.
5. Если подшипник чист и сверкает, промойте его водой и высушите или используйте средство для очистки тормозов, чтобы убрать растворитель.
Если вы наносите новую смазку на растворитель, то смазка растворится, что может привести к повреждению подшипников.
6. Если подшипники чистые и сукне, внимательно осмотрите ролики.
Если ролики голубого цвета, или на них есть щербинки, или вы даже можете вытащить их с места, то срочно меняйте и подшипник, и кольцо подшипника.
7. Для того чтобы забить смазку во внешний подшипник, возьмите в левую руку (если вы правша) большой кусок смазки, предназначенной для подшипников ступицы (смазка бывает разная).
Если вы захотите использовать резиновые перчатки для выполнения этой процедуры — пожалуйста. Но при этом вы теряете контакт с автомобилем.
Если вы сделаете это голыми руками, то получите массу удовольствия, а по окончании работы легко смоете смазку с рук.
8. Второй рукой нанесите на подшипник большое количество смазки (рис. 18.12). Тщательно промажьте каждую щель в подшипнике. После того как все будет закончено, положите подшипник на чистую тряпку.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216273.jpg)
Рис. 18.12. Так смазывают подшипники голыми руками
Если у вас барабанный тормоз, вы увидите еще один набор подшипников по центру барабана. Это и есть внутренний подшипник ступицы. И вот тут-то вам придется решить — будете вы снимать и набивать смазкой внутренний подшипник или нет. Ниже приводится несколько подсказок, которые помогут вам сделать правильный выбор.
Нельзя снимать внутренний подшипник, пока у вас нет новой смазки для него. Если вам просто интересно все рассмотреть, оставьте внутренний подшипник на месте, пока не проверите состояние внешнего подшипника.
Вообще-то говоря если внешний подшипник в порядке, то и с внутренним не должно быть проблем. Просто проверьте каждое колесо и подсоедините все обратно, строго придерживаясь инструкций по сборке тормозов барабанного типа, приведенных в этой главе.
9. Если вы не планируете набивать смазкой внутренние подшипники, то не вытаскивайте их просто так из барабана. Пропустите пп. 10-13 и продолжите с п. 14.
При набивке смазкой внутреннего подшипника снимите тормозной барабан или диск так, чтобы подшипник остался на месте, но при этом не снимайте барабан полностью с цапфы. Просто открутите, а потом закрутите регулировочную гайку и пододвиньте барабан к себе, а затем втолкните его на место.
Регулировочная гайка должна зацепить внутренний подшипник и как бы вытолкнуть его из ступицы.
10. Очистите оболочку внутреннего подшипника, как описано в пп. 5-8.
11. Тряпкой вытрите внутреннюю часть отверстия в ступице барабана. Возьмите большой кусок смазки и тщательно смажьте внутреннюю часть ступицы.
Убедитесь, что смазка попала в то место, где крутится подшипник. Вытрите лишнюю смазку вокруг отверстия в ступице; если вы не сделаете этого, лишняя смазка разлетится и может повредить тормоза.
12. Вставьте внутренний подшипник в ступицу стороной меньшего диаметра вперед. Нанесите новую смазку тонкой пленкой на торцевую муфту.
13. Вставьте новый уплотнитель на место, но сделайте это ровно; в противном случае он согнется или сломается, а вы лишитесь и смазки, и уплотнителя.
Используйте полую трубу или большую головку от ключа такого же диаметра, что и уплотнитель. Разверните уплотнитель плоской и гладкой стороной на себя, поместите его в отверстие ступицы и с помощью ключа или другого предмета с таким же диаметром аккуратно протолкните его вовнутрь.
14. Вернемся к проверке барабанного тормоза и начнем с того места, где мы остановились.
Наверное вам будет очень приятно узнать, что на задних колесах не нужно набивать смазкой подшипники (если, конечно, у вас не передний привод или в инструкции по эксплуатации не сказано, что это нужно периодически делать). У вашего автомобиля есть подшипник на оси. и вы не можете забить его смазкой, значит, следует заменить его, если он износится. Если ваш автомобиль порядком устарел и вы слышите скрип где-то в районе задних колес, проверьте подшипники и по необходимости замените их новыми. Если осевой подшипник износился, это легко услышать на спуске или когда вы едете по узкой аллее, поскольку эхо будет громким.
Как быстро и точно определить степень износа подшипников
Если вы хотите проверить степень износа подшипников, не снимая колеса, выполните следующее.
1. Поднимите машину домкратом и зафиксируйте ее.
Если вы проверяете тормоза, то машина уже должна находиться в поднятом состоянии (см. в главе 1 "Это должен знать каждый водитель", как сделать это правильно и безопасно).
2. Возьмите колесо за верх и низ и попробуйте покачать его.
Люфт должен быть минимальным. Большой люфт свидетельствует об износе подшипника.
3. Поставьте рычаг переключения передач в положение "Neutral", если у вас автоматическая коробка передач, и в нейтральное положение, если механическая.
4. Вращайте колеса и прислушивайтесь, нет ли каких странных звуков и рывков при вращении.
Любой странный звук или неровность при вращении могут быть сигналом о том, что подшипник поврежден и требует замены.
5. Переключите рычаг переключения передач на любую передачу (если у вас механическая коробка передач) или на режим парковки (если автоматическая) и опустите автомобиль на землю.