Тормоза надо проверял, каждые 20 тыс. км пробега, а то и через 10 тыс. км, - это зависит от возраста автомобиля, состояния его тормозной системы, а также от того, как вы ездите и пользуетесь тормозами. Если вы привыкли к частому использованию тормозов (т.е. во время поездки не убираете ногу с педали тормоза), то тормоза изнашиваются сильнее и требуют более частого осмотра.
Если ваш автомобиль оборудован АБС, запомните, что некоторые части тормозной системы находятся под давлением, которое создает электрический насос, причем давление может быть очень высоким!
Как проверить педаль тормоза
Многие автолюбители полагают, что тормозная система начинается и заканчивается тормозной педалью, но это совсем не так. Вы точно знаете, как обычно ведет себя педаль, поэтому вдруг почувствовав разницу при нажатии, вы сразу скажете, что с педалью что-то не в порядке. Но надо знать и следить за тем, как ведет себя педаль. Вот как это сделать.
Если ваш автомобиль, как и многие другие, оснащен гидроусилителем тормоза, педаль следует проверять с включенным двигателем.
1. Нажмите педаль тормоза при включенном двигателе, как вы это обычно делаете.
Педаль проваливается? Если да, то в тормозной магистрали есть воздух. Не расстраивайтесь, эту проблему легко исправить, и вы сможете сделать это самостоятельно или с помощью друга. Подробнее об этом — ниже, в разделе "Прокачка тормозной системы".
Педаль упругая или проседает к полу? Если педаль проседает, то причиной может быть поломка главного цилиндра; езда с такой неисправностью небезопасна.
2. Сделайте пару кругов вокруг своего дома, часто останавливаясь (но делать это нужно аккуратно).
Отметьте, какие усилия вы затратили на торможение. Если у вас обычные тормоза саморегулирующегося типа, то педаль должна останавливаться за 7 см до пола. Если у вас механические тормоза, то педаль должна останавливаться на половине пути до пола, но если при остановке автомобиля вам кажется, что вы тратите на нажатие педали больше усилий, значит, требуется замена усилителя тормозов
3. Что делать, если тормоза берут слишком "низко" (т.е. педаль стремительно уходит вниз при нажатии, а эффекта от этого мало)? Нажмите пару раз педаль во время езды.
Ну что, есть изменения? Если есть, то тормоза отрегулированы нормально, просто нужно долить тормозную жидкость. Проверьте уровень жидкости, следуя инструкциям, приведенным ниже, в разделе "Обслуживание главного тормозного цилиндра".
Если уровень тормозной жидкости в главном цилиндре низкий, приобретите нужную вам тормозную жидкость (подробнее об этом рассказывается ниже, в разделе "Прокачка тормозной системы") и долейте ее, пока цилиндр не наполнится до верху. Рекомендую через несколько дней проверить уровень жидкости в цилиндре, и если он опять понизится, проверьте каждую деталь тормозной системы, чтобы найти утечку. В принципе вы можете сделать это самостоятельно или отогнать машину на станцию, чтобы отдать все в опытные руки профессионалов.
Если уровень жидкости в норме, но при нажатии педаль опускается слишком низко и автомобиль тормозит не так динамично, а вы не можете настроить ее сами, то тут уж ничего не поделаешь - нужно отгонять машину на станцию техобслуживания.
Дисковые тормоза самонастраивающегося типа регулировать не требуется. Барабанные тормоза тоже могут иметь механизм автоматической регулировки. Если какая-либо деталь из этого механизма ломается, то тормоза теряют способность саморегулирования, педаль упирается в пол, а машина все еще катится.
4. Во время езды проверьте, как ведет себя тормозная система в целом. Попробуйте дать ответ на следующие вопросы.
Какой тормозной путь у вашего автомобиля? Если большой, то тормоза нужно отрегулировать или заменить тормозную магистраль.
Не тянет ли автомобиль при торможении в сторону? В автомобиле с передними тормозными дисками эту проблему иногда провоцирует повреждение суппорта. В более старых автомобилях с дисковыми тормозами спереди, такое бывает при подтекании тормозного цилиндра. В разделе "А что там с тормозами?" я расскажу, как проверять дисковые и барабанные тормоза.
Не бьет ли педаль тормоза при торможении? Дрожит ли руль во время торможения? Если да и у вас стоят дисковые тормоза, то передние тормозные диски требуют проточки или замены. Пульсация педали тормоза провоцируется чрезмерной выработкой (механики говорят о боковом биении диска), которая возникает из-за перегрева тормозной системы. Убедитесь, что задние тормоза работают. Если они не работают, то будут перегреваться передние тормоза.
Скрипят ли тормоза во время остановки? Пронзительный визг или скрип обычно возникает из-за вибрации. Скрип также возникает при износе тормозной магистрали, барабанов или дисков, передних тормозных колодок, либо потере антивибраторов и износе крепежа колодок к суппортам.
Полностью избавиться от скрипа будет трудно. Когда будете проверять тормоза, посмотрите, не износился ли тормозной диск или барабан. Кроме того, тормозная колодка должна хорошо сидеть в суппорте.
На колодках некоторых типов для удаления скрипа требуется установка специальной прокладки. В магазине запчастей вы наверняка найдете деталь под названием "поглотитель шума для дисковых тормозов". Этот липкий спрей затвердевает и становится похожим на резину. При использовании убедитесь, что вы наносите его на заднюю часть колодок — это металлическая деталь напротив захвата. Никогда не наносите этот спрей на тормозной диск или тормозные накладки.
Скрипят ли тормоза так, что это отдается в педали тормоза? Если скрипят, то немедленно выпрыгивайте из машины и отбуксируйте ее домой или к ближайшей автомастерской. Если вы будете ездить при таком состоянии тормозов, то это может привести к повреждению тормозного диска или барабана. Скрежет возникает из-за износа тормозной колодки. Когда тормозная колодка износилась, металлическая часть тормозной колодки соприкасается с тормозным диском или барабаном и может за секунду превратить их в пыль, а тормозной диск и барабан — самые дорогие детали тормозной системы.
Как ведет себя автомобиль при коротких остановках? Качается ли он вверх и вниз? Если да, то нужно заменить амортизаторы. Детальную информацию см. в главе 11 "Рулевое управление и подвеска, или Что делает поездку приятной".
Никогда не оставляйте без внимания неисправности тормозной системы, и если хотя бы одна из перечисленных выше неисправностей возникла в вашем автомобиле, немедленно ее ликвидируйте. Если откажут тормоза, то вы и другие люди могут оказаться в большой беде. Когда другие части и детали вашего автомобиля ломаются, это приводит к тому, что вы не можете ездить, когда же проблема касается тормозной системы, это гораздо серьезнее, поскольку вы не сможете остановиться. Наверное, вас не привлекает перспектива несчастного случая из-за неисправных тормозов, так что учитесь на ошибках других, иначе эта ошибка будет стоить вам очень дорого...
Обслуживание главного тормозного цилиндра
В главном тормозном цилиндре находится тормозная жидкость. Когда вы нажимаете педаль тормоза, тормозная жидкость выходит из цилиндра и идет по тормозной магистрали, а когда вы отпускаете педаль, то жидкость возвращается обратно в цилиндр. Другими словами, при проверке главного тормозного цилиндра в первую очередь следует проверить уровень жидкости в нем.
Если ваш автомобиль оснащен системой АБС, то, перед тем как проверить цилиндр, сверьтесь с инструкцией. По ошибке вы можете или не долить, или перелить жидкость в резервуар. Также не забывайте о том, что некоторые системы находятся под высоким давлением.
Для того чтобы проверить главный тормозной цилиндр, выполните следующее.
1. Откройте крышку цилиндра. Если у вас стоит цилиндр с пластиковым резервуаром, просто открутите крышку (рис. 18.1). Но если у вас металлический резервуар, то с помощью отвертки поднимите удерживающий хомут (рис. 18.2).
Рис. 18.1. Если у вас стоит цилиндр с пластиковым резервуаром, просто открутите крышку | Рис. 18.2. Если у вас стоит цилиндр с металлическим резервуаром, с помощью отвертки поднимите удерживающий хомут |
Старайтесь, чтобы в резервуар не попала грязь. Если на крышке накопилось много грязи и пыли, перед открытием вытрите ее.
2. Присмотритесь к крышке.
К внешней части металлического цилиндра крепится резиновая диафрагма с двумя резиновыми колпачками (рис. 18.3). На пластиковых резервуарах тоже стоят колпаки. Когда из главного цилиндра уходит тормозная жидкость (она уходит по тормозной магистрали), диафрагма опускается вниз под действием воздуха, который проходит через воздушный клапан в крышке. Резиновый клапан опускается вниз и соприкасается с оставшейся жидкостью, препятствуя тем самым засорению и попаданию пыли и грязи вовнутрь. Когда тормозная жидкость возвращается в цилиндр, резиновый клапан возвращается на исходную позицию.
Рис. 18.3. С внутренней стороны крышки главного тормозного цилиндра видны резиновые колпачки
Если уровень жидкости низкий или если резиновый клапан находится в нижнем положении, когда вы снимаете крышку, поднимите пальцами клапан в верхнее положение, до того как снять крышку.
Если клапан кажется липким или вы не можете вернуть его в исходное положение, наверное, используется неподходящая тормозная жидкость. Емкости, в которых содержится рулевая жидкость, похожи по форме на емкость с тормозной, поэтому и в моей практике были такие случаи, когда водители просто путали и вместо тормозной заливали рулевую жидкость. Если это случится, придется менять тормозную систему и цилиндр.
3. Загляните в главный цилиндр.
Цилиндр должен быть наполнен до отказа, надо наполнять его так, чтобы расстояние между крышкой и жидкостью составляло 2,5 см в каждом из резервуаров. Если же уровень жидкости не стоит на отметке "Full", тормозную жидкость необходимо долить до этой отметки.
Обязательно прочитайте раздел "Прокачка тормозной системы", чтобы еще раз убедиться в том, что вы используете подходящий для вашего автомобиля тип жидкости. Также следует помнить, что сразу же после долива жидкости нужно закрыть цилиндр и банки с тормозной жидкостью, потому что пыль или вода могут попасть вовнутрь и привести к их загрязнению.
Правда, низкий уровень тормозной жидкости может ничего и не означать, просто вы давно не доливали жидкость, но тормозили правильно и все делали согласно инструкции. Но если же у вас появились опасения, что тормозная жидкость где-то протекает, то постарайтесь все тщательно проверить.
4. Если оба резервуара в главном цилиндре заполнены до нужного уровня, аккуратно закройте крышку, чтобы грязь не попала в середину.
Если же грязь попала в цилиндр, она обязательно продолжит свое путешествие по тормозной магистрали. Если она не засорит магистраль, то повредит рабочий тормозной цилиндр, что, естественно, отразится на работе всей тормозной системы.
5. Тормозная жидкость быстро испаряется, так что не советую долго любоваться внутренностями цилиндра. Аккуратно закройте его.
Цилиндры, как правило, герметичны, а если жидкость уходит, значит, где-то есть течь. Если уровень жидкости низкий, то неисправность найти сравнительно легко, просто для этого необходимо тщательно и серьезно проверить всю систему.
6. Во время проверки не забудьте взять фонарик, чтобы лучше разглядеть пятна, подтеки или грязь под главным цилиндром, а также рядом на перегородке.
Если главный цилиндр протекает, вы обязательно заметите это.
Неплохо бы проверять цилиндр раз в два месяца или чаще, если была проблема с низким уровнем жидкости. Это должно быть частью вашей регулярной подкапотной проверки, описанной в главе 3 "Профилактическое обслуживание — ежемесячное ТО".
Проверка тормозной магистрали
Если уровень жидкости в цилиндре постоянно на нужном уровне, проверять цилиндры и магистраль не нужно, но если вы все же заметили, что жидкость куда-то убегает или на внутренней стороне колес видны подтеки, вполне возможна протечка цилиндра или магистрали, но иногда все намного проще — рядом проходил соседский Тузик.
Самый лучший способ проверить тормозную магистраль — это поднять машину на подъемнике, чтобы вы смогли все увидеть и проверить каждую трубочку, которая выходит из-под капота и подходит к каждому из колес. Протечка может быть в любом месте, и не особенно рассчитывайте на дырку, которую сразу заметно; не тут-то было — это может случиться и в месте подключения магистрали к колесам или цилиндру.
Если же у вас рядом нет подъемника или ремонтной мастерской, то придется приподнять машину на домкрате, залезть под нее с фонариком и внимательно все рассмотреть. Перед тем как это делать, см. главу 1 "Это должен знать каждый водитель", в которой описывается, как правильно и безопасно работать с домкратом.
Выполните такие действия.
1. Аккуратно и внимательно проверьте всю магистраль, нет ли там подтеков или маслянистых пятен.
2. Если вы увидите проржавевшие части магистрали, осторожно зачистите и внимательно рассмотрите их, поскольку в этих местах со временем могут образоваться дырки.
3. Проверьте все резиновые части тормозной магистрали на предмет липкости, мягкости или износа, ведь резина под воздействием температуры деформируется.
Тормозная магистраль — это не последняя, а очень важная часть автомобиля. Если она выглядит плохо, стоит обратиться к профессионалам за советом, нуждается ли она в замене. Если машина новенькая, а тормозная магистраль выглядит ужасно, идите в салон, где вы приобретали ее, и пусть вам по гарантии или бесплатно заменят брак.
4. Также проверьте внутреннюю часть колес, нет ли там подтеков, не протекает ли жидкость из рабочего тормозного цилиндра.