Прежде чем бежать возвращать книгу, так как вы не собираетесь тратить так много денег на инструменты, которые вы, возможно, никогда больше не будете использовать после того, как испортите двигатель или порежете себе палец, позвольте мне сказать, что на самом деле вам понадобится немного основных инструментов, и они не очень дороги. (С двигателем и пальцем я разберусь потом). В этой главе я приведу список и описание инструментов, необходимых для работы с автомобилем. Вы приятно удивитесь, сколько из них у вас уже есть; даже если вам придется покупать несколько штук, я подскажу приемлемые варианты, соответствующие вашим денежным возможностям.
Цены на инструменты широко варьируются, но если вы будете начеку и знаете куда идти, с кем говорить и что искать, вы всегда найдете нужное по приемлемой цене.
Покупайте инструменты в больших специализированных магазинах запчастей и придерживайтесь известных торговых марок.
Следите по газетам за распродажами. Многие магазины устраивают их регулярно. Это позволит вас сэкономить много денег.
Лучше покупайте инструменты в наборах разных размеров, чем наугад. Это поможет сэкономить деньги.
И щите высокосортную сталь без шероховатостей.
Выбирайте дружелюбных продавцов и спросите, какие инструменты покупают они. Большинство из них автолюбители, им поправятся, что вы планируете свою работу (и станете постоянным клиентом); они с удовольствием подскажут наилучшие варианты.
Для начала работы необязательно покупать все сразу. Если мало, все методы хороши: просьбы, одолжение и кража из семейного ящика с инструментами. Главное — начать работать!
Отвертки
Существуют два основных типа отверток — стандартные, или шлицевые, отвертки (самый распространенный тип) и крестообразные отвертки. Разница между ними заключается в форме головки (рис. 2.1 и 2.2). Крестообразные отвертки используют для винтов с крестами, а шлицевые (как вы догадались?) — со шлицевыми винтами.
![]() Рис. 2.1. Шлицевые винты и отвертки | ![]() Рис. 2.2. Крестообразные винты и отвертки |
Отвертка неправильного типа или размера может повредить винт и даже нанести вам увечья, если рука соскользнет, когда вы пытаетесь работать с таким инструментом. Всегда используйте отвертку, соответствующую типу головки винта, с которым вы работаете.
Поскольку обычно нельзя применить шлицевую отвертку для винтов с крестом и наоборот (кроме некоторых винтов типа крест/шлиц, которые можно затянуть или ослабить обыкновенной шлицевой отверткой или крестообразной). И поскольку в вашей машине применяются винты разных размеров обоих типов, вам понадобится несколько отверток каждого типа (не только для машины, но и почти для всего в доме).
Удлинители отверток также отличаются по длине, что очень полезно, так как более длинный удлинитель предоставляет лучший доступ к труднодоступным винтам, когда короткий лучше проникает в узкие места. Рукоятки также бывают разными. Для того чтобы было легче ослаблять затянутые винты, важно покупать инструмент с большими ручками, которые легко охватить.
Все нужные отвертки можно купить за сравнительно небольшие деньги. На распродажах ищите наборы отверток разных размеров с пластиковыми или резиновыми ручками.
Шуруподержатели
Шуруподержатели идеально подходят для наживки винтов, расположенных в труднодоступных местах. Вместо того чтобы наживлять винт пальцами одной руки, держа отвертку в другой, просто вставьте винт в шуруподержатель и, чтобы закрутить винт, используйте вместо отвертки шуруподержатель. У одного типа шуруподержателей есть магнит, который держит винт, у другого (рис. 2.3) — небольшой механизм, который схватывает винт, когда вы крутите шуруподержатель. Оба очень удобны в работе.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216021.jpg)
Рис. 2.3. Шуруподержатель поможет поднести винты к труднодоступным местам
Гаечные ключи
Гаечные ключи - это, наверное, основной инструмент проведения ремонтных работ на автомобилях. Вам потребуется несколько разных видов и размеров. Существует несколько типов гаечных ключей, есть среди них и специализированные, но в следующем разделе описываются универсальные виды, которые подходят для многих работ. Ищите наборы известных производителей инструментов и старайтесь купить их на распродаже. (Вспомните указания о покупке инструментов в начале этой главы).
Откручивание винта
Если не получается открутить винт, попробуйте слегка повернуть его в обратном направлении (по часовой стрелке) — как будто вы его затягиваете. Потом ослабьте его (против часовой стрелки). Если трюк не удался, ударьте молотком по торцу отвертки, что слегка ослабит винт. Если и силовые методы не принесли результата, попробуйте обработать его проникающей смазкой. (Не используйте проникающую смазку на работающем двигателе или горячих участках, так как она может воспламениться!) Не забывайте сохранять спокойствие при работе с трудными винтами, чтобы не сорвать резьбу и не превратить простое дело замены в сплошную нервотрепку.
Гаечные ключи выпускаются в двух стандартах — в стандарте SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров) — и метрическом. Вы должны знать, какая система мер используется в вашем автомобиле. Изначально в большей части иномарок (кроме английских, у которых собственный стандарт резьбы) предусматривалась метрическая система измерений, а в американских двигателях — стандарты SAE. основывающиеся на долях дюйма. Сегодня в американских автомобилях используется смесь гаек и болтов, как в метрической, так и системе мер SAE. В иномарках или иностранных компонентах в американских машинах (что практикуется достаточно часто) используется метрическая система мер — даже английская, основанная на дюймах. Прежде чем купить что-либо, посмотрите в руководстве или спросите вашего дилера, используется в вашей машине метрическая система мер или система мер SAE.
Комбинированные ключи
При покупке гаечных ключей вы встретите рожковые и накидные гаечные ключи, во лучше всего приобрести комбинированные ключи — рожковые с одной стороны и накидные с другой (рис. 2.4). Эти ключи поставляются в наборах разных размеров, и каждый ключ подходит к гайке конкретного размера, какую бы сторону ключа вы ни использовали. Подробности - во врезке "Как пользоваться комбинированным гаечным ключом".
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216022.jpg)
Рис. 2.4. Комбинированные ключи, рожковые с одной стороны и накидные с другой, - самый лучший вариант
Коленчатые гаечные ключи
Некоторые комбинированные ключи по форме похожи на букву "S". Так называемые коленчатые гаечные ключи хороши для работы в труднодоступных местах. Возможно, вы захотите добавить парочку таких ключей в свой набор инструментов.
Самым полезным коленчатым гаечным ключом считается ключ распределителе зажигания (рис. 2.5), который используется для регулирования момента зажигания. (Этот инструмент вам понадобится только в том случае, если у вас не электронная система зажигания.) Убедитесь, что ключ подходит к вашему распределителю зажигания.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216023.jpg)
Рис. 2.5. Коленчатый ключ распределителя зажигания - это, наверное, самый полезный коленчатый гаечный ключ
Ключи для регулировки зажигания
Ключи для регулировки зажигания (рис. 2.6) — это простые наборы комбинированных ключей малых размеров для работы с системой зажигания. Такой набор стоить очень дешево!
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216024.jpg)
Рис. 2.6. Для работы с системой зажигания используйте ключи для регулировки зажигания
Как пользоваться комбинированным гаечным ключом
Чтобы эффективнее использовать открытую сторону ключа, накиньте его на гайку, которую хотите открутить, а потом поверните ключ так, чтобы гайка прокручивалась против часовой стрелки. Если гайка не идет, обработайте ее проникающей смазкой или слегка ударьте молотком.
Свободной рукой придерживайте ключ на гайке. Это позволит удержать ключ и не даст ему соскочить с гайки.
Максимально поворачивая ключ, вы поворачиваете гайку на 15°. (Поэтому паз сделан под углом.) Перевернув ключ на другую сторону, вы сможете повернуть гайку еще на 15°, не размещая ключ под другим углом.
Всегда используйте ключ соответствующего размера. Если ключ, который вы выбрали, слишком велик, он может проскользнуть и закруглить грани гайки, что потом усложнит процедуру его затягивания. Также можно закруглить внутренние края ключа, что приведет к тому же результату. (Естественно, ключ малого размера просто нельзя надеть на гайку).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216025.jpg)
Универсальные (шестигранные) гаечные ключи
Некоторые винты или крепления в автомобиле имеют отверстие сложной формы в центре головки, для которых требуются специальные универсальные гаечные ключи -стержни, изогнутые в виде буквы "L". подходящие к отверстиям (рис. 2.7). Если отверстие шестиугольное. то требуемый ключ иногда называется Шестигранным ключом.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216026.jpg)
Рис. 2.7. Универсальные (шестигранные) гаечные ключи
Торцовые гаечные ключи
Имея хороший набор торцовых ключей (рис. 2.8), вы действительно почувствуете разницу между наслаждением от работы и отвращением к ней. Торцовые ключи поставляются в наборах, цены которых широко варьируются в зависимости от качества и количества ключей в наборе. В наборах могут быть насадки как для метрического стандарта, так и для стандарта SAE. Пока вы не решили стать механиком, купите недорогой набор основных торцовых ключей, подходящих к вашему автомобилю.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216027.jpg)
Рис. 2.8. Набор торцовых гаечных ключей
Ваш набор торцовых ключей должен содержать такие основные инструменты.
Несколько 1/4- или 3/8-дюймовых головок или насадок. Если вам не нужен метрический набор, то больше всего вам понадобятся 1/2-, 9/16- и 3/4-дюймовые насадки. Среди метрических размеров чаще всего встречаются 10-, 11-, 12-, 13- и 14-миллиметровые.
Под размером 1/4- или 3/8-дюймовых головок понимается ширина квадратного отверстия головки, в которое вставляется вороток. Чем меньше это отверстие, тем тоньше вороток, и, соответственно, меньше усилие, которое можно прикладывать при работе с таким инструментом. Самый маленький размер воротка — 1/4 дюйма (6 мм), следующий — 3/8 дюйма и т.д. до 3/4 дюйма (18 мм). Для прикладывания больших усилий используются воротки от 1 до 2 дюймов, однако вам они вряд ли понадобятся. Если размер воротка и головки разный, используются специальные переходники.
Свечной ключ. Это большая насадка с мягкой обшивкой, позволяющая хорошо удерживать свечу, не повреждая ее при выкручивании и вкручивании или случайном падении на пол. Такие насадки бывают двух размеров, поэтому обязательно убедитесь в том, что купили насадку, подходящую к свечам вашего автомобиля. В инструкции к автомобилю обычно указан размер свечей.
Хотя бы одна рукоятка с трещоткой, к которой подойдет любая из насадок. В наборах чаще всего есть дне или три ручки и хотя бы один переходник. Добавьте дополнительные переходники, чтобы удлинять инструмент до разных размеров и адаптировать к разным отверстиям. На рис. 2.9 показано разнообразие доступных насадок, ручек и переходников.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216028.jpg)
Рис. 2.9. Части торцового ключа: переходники, ручки с трещоткой и удлинители: А - Переходник; B, С, Е - Удлинительные стержни; D - Т-образная рукоятка; F - Глубокая 6-гранная насадка; G - Глубокая 12-гранная насадка; Н - Насадка для свечей; I - Коловоротная рукоятка; J - Переходник с трещоткой; К - Обычная 6-гранная насадка; L - Обычная 12-гранная насадка; М - Насадка для полых винтов; N - Универсальная 12-гранная насадка; О - Рукоятка с шарниром; Р - Рукоятка с шарниром и трещоткой 0 - Реверсивная рукоятка с трещоткой; R - Универсальный шарнир
Рукоятка с шарнирной головкой. Хотя и не очень часто, но рукоятка с шарнирной головкой может очень пригодиться. При работе в узких местах она позволяет держать рукоятку с трещоткой под любым углом, а в двигателе очень много таких мест!
Удлинительные стержни. Эти необходимые инструменты помогут вам подвести насадку к самым труднодоступным местам моторного отсека.
Сказать, хорош ли набор ключей, можно, сосчитав количество зубцов в ручке с трещоткой, — чаще всего это 20 или 30 зубцов. Действительно хорошие ключи имеют до 60 зубцов. Чем больше у ручки зубцов, тем лучше она подходит для работы в труднодоступных местах, потому что с такой ручкой вам придется повернуть ее только на несколько градусов, в то время как с помощью дешевой ручки для такого же поворота гайки потребуется сделать значительно больший поворот. Другими словами, ручку с трещоткой с 24 зубцами нужно повернуть на 15°, чтобы достичь предела. А ручка с 60 зубцами позволяет сделать поворот только на 6°. Инструкции по пользованию торцовым ключом вы найдете в разделе "Как снять свечи зажигания" главы 12 "Регулировка электрооборудования".
Динамометрические ключи
Динамометрический ключ (рис. 2.10) предназначен для затяжки гаек, болтов или винтов с определенной силой. Динамометрический ключ очень полезен, потому что пока вы освоитесь с работой, вы всегда рискуете недостаточно или чересчур сильно затянуть какой-нибудь ответственный узел.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216029.jpg)
Рис. 2.10. Динамометрические ключи с циферблатом (слева) и с отклоняющейся рукояткой (справа)
Если при замене свечи ее недостаточно затянуть, она разболтается и пере-станет подавать искру. Если вы затянете ее слишком сильно, можно сорвать резьбу или разломать свечу. Аналогично, детали с прокладками могут протекать, если удерживающие их болты недостаточно затянуты. Но если вы слишком сильно их затянете, прокладки сожмутся и все равно не устранят утечку жидкости.
Действительно хорошие динамометрические ключи достаточно дороги, но и дешевый ключ хорошо подходит для решения ваших задач. Если вы не хотите тратить деньги, не убедившись, что вам действительно понравится работать с машиной, одолжите ключ, чтобы почувствовать, насколько сильно должны быть затянуты гайка, болт или другая деталь. А можно обо всем этом и забыть. Я никогда не пользовалась динамометрическим ключом. Мне вполне достаточно набора торцовых ключей. Если вы планируете купить динамометрический ключ, возьмите ключ с тонким профилем, так как динамометрические ключи и так громоздки и часто не проходят в труднодоступные места.
Если вы пользуетесь динамометрическим ключом, запомните следующее.
Ключ берите крепко возле края ручки (а не циферблата) и работайте им плавно.
Последовательность затяжки гаек или болтов должна быть не строго по часовой стрелке или против нее, а так, чтобы давление распределялось равномерно.
Если вы затягиваете подряд несколько гаек или болтов, затягивайте их. пока те не сядут плотно, а затем затяните их еще чуть-чуть. А потом затяните их с нужным усилием. Это гарантирует равное давление на всю деталь, которую вы затягиваете, предотвращает протекание прокладок и увеличивает срок жизни болта и детали Этой и предшествующим подсказкам неплохо следовать при пользовании любым ключом для затяжки болтов и гаек.
Для топ) чтобы ключ показывал настоящее усилие затяжки, перед его использованием убедитесь, что гайка или болт крутится свободно. Вы можете обработать резьбу смазкой типа WD-40 и перед использованием ключа несколько раз открутить и закрутить гайку простым ключом.
Разводные ключи
Разводной ключ станет полезным дополнением вашего инструментального ящика (рис. 2.11). Возможно, у вас в доме уже есть один. Простым поворотом колесика вы можете регулировать его размер, чтобы работать с множеством гаек и болтов. Я люблю очень маленькие и средние ключи, так как они легко проходят в труднодоступные места.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216030.jpg)
Рис. 2.11. У разводного ключа много применений
Молотки
Наверное, вы ассоциируете молотки исключительно со столярными работами, но они также пригодятся и в автомобильных работах. При ремонте автомобиля используйте молоток, чтобы "ласково" ослабить что-то (вроде гайки или болта, которые слишком затянуты). Не используйте молоток для выбивания смолы из двигателя.
Убедитесь, что вы пользуетесь правильным типом молотка. У вас должен быть молоток с круглым бойком (слесарный) (рис. 2.12). Столярный молоток не предназначен для авторемонта.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216031.jpg)
Рис. 2.12. Для авторемонта используйте молоток с круглым бойком (снизу), а не столярный молоток (сверху)
Если у вас есть только столярный молоток и вы не хотите покупать еще один, можно работать и им. Обязательно проверьте, как головка сидит на рукоятке. Если рукоятка неплотно утоплена в головку, она может отлететь и повредить нашу машину, вас или стороннего наблюдателя. Столярные молотки также опасны тем, что при сильном ударе может отлететь гвоздодер, приводя к печальным результатам.
Почти у всех есть острогубцы и пассатижи с изменяемой геометрией (рис. 2.13); если вы покопаетесь в своем ящике с инструментами, вы, скорее всего, обнаружите, что у вас они тоже есть. При авторемонте могут пригодиться оба типа плоскогубцев.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216032.jpg)
Рис. 2.13. Острогубцы (сверху) и пассатижи (снизу) с изменяемой геометрией
Если нам надо купить плоскогубцы, лучшим выбором будут пассатижи с отменяемой геометрией. Вы можете регулировать эти инструменты общего назначения с помощью скользящей оси. В них обычно встроены кусачки. Если вы единственный в квартале, у кого нет пассатижей, поспешите купить их до темноты. Опять-таки они не должны быть дорогими. Убедитесь, что они легко работают, сделаны из закаленной стали и хорошо выглядят.
Если вас увлекла тема инструментов, купите следующие плоскогубцы, но вполне можно обойтись и без них.
Плоскогубцы с зажимом. Это полезный вид пассатижей, которые автоматически защелкиваются на детали, что упрощает манипуляции.
Регулируемые прижимные клещи полезны при попытках открутить или ослабить что-то, например, если вы "зализали" грани гайки и обыкновенные инструменты не помогают. При правильной насадке зажимы плотно хватают металл, и вы можете тянуть, нажимать или вращать все что угодно.
Два совета, как пользоваться плоскогубцами:
Если вы работаете с проводкой и не хотите, чтобы вас ударил ток, убедитесь в том, что ручки ваших плоскогубцев заизолированы и покрыты резиной. Если ручки сделаны из голого железа, наденьте на них кусок резинового шланга, не разрезая его. Это не только изолирует плоскогубцы, но и шланг, распрямляясь, заставит их быстрее размыкаться.
Никогда не работайте пассатижами с болтами и гайками — они "зализывают" грани и усложняют замену. Кроме того, для болтов и гаек у вас есть гаечные ключи.
Измерительный инструмент
Несмотря на простые принципы работы двигателя, многие виды авторемонтных работ требуют точных регулировок: доливки определенного количества масла в двигатель, подкачки шины до определенного давления, закручивания болтов и гаек с определенным усилием, установки определенного зазора между электродами свечи. Для определения количества масла, жидкости, воздуха, а также давления и прочего имеются инструменты нескольких типов. В этом разделе рассказывается о самых полезных из них.
Щупы, проволочные и конусные калибры
В этом разделе рассказывается об инструментах, которыми регулируются зазоры в свечах. контакты (в машинах с неэлектронными системами зажигания) и зазоры в клапанах. Эти инструменты стоят недорого — в некоторых магазинах их даже раздают в качестве сувениров. Несмотря на то что я обычно описываю специализированные инструменты в соответствующих главах, об этих я хочу упомянуть сейчас, чтобы вы могли приобрести их в автомагазине при покупке других вещей.
Проволочные и конусные калибры. Эти инструменты используются при регулировке зазоров в свечах (рис. 2.14 и 2.15). Для регулировки зазоров проволочный или конусный щуп требуемого размера просовывается между электродами свечи, чтобы убедиться, что они находятся на нужном расстоянии. Эти действия гарантируют нужную искру.
![]() Рис. 2.14. Проволочные калибры | ![]() Рис. 2.15. Конусный калибр |
Плоские щупы. Этими инструментами регулируются зазоры клапанов или контактов. Эти относительно простые работы нельзя выполнить без щупа (рис. 2.16). Прежде чем купить их, поищите в наборах. Их также могут раздавать бесплатно в магазинах запчастей.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216035.jpg)
Рис. 2.16. Набор плоских щупов
Машинам с электронным зажиганием не нужны регулировки, но для них требуются специальные дорогие инструменты. Если в вашей машине электронное зажигание, забудьте о покупке щупа для регулировки зазора контактов. Для того чтобы узнать, насколько простое для самостоятельной регулировки зажигание вашей машины и какие для этого требуются инструменты, загляните в руководство по обслуживанию. Однако будет лучше, если это сделает за вас профессионал. Если электронное зажигание хорошо отрегулировано, обычно оно не требует дополнительной регулировки.
Манометр для измерения компрессии
Манометры для измерения компрессии (рис. 2.17), используются для проверки компрессии в цилиндрах. Эти инструменты также выявляют износ клапанов и поршневых колец. Новые машины проблем с компрессией не испытывают, но для машин постарше этот несложный инструмент будет хорошим приобретением. Он поможет определить проблему и сэкономить деньги. Манометры вкручиваемого типа для измерения компрессии проще в использовании, но обычно стоят несколько дороже.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216036.jpg)
Рис. 2.17. Манометры для измерения компрессии
Лампы
Независимо от того, планируете ли вы работать дома в гараже, в пути, у обочины тротуара или в автомастерской местной школы, когда вы заберетесь под капот или под машину. света всегда не будет хватать. Лампа обеспечит требуемое освещение, не ослепляя при этом вас (рис. 2.18).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216037.jpg)
Рис. 2.18. Лампа
Покупайте лампу с защитной сеткой хотя бы на пол-лампочки и с длинным, хорошо изолированным проводом. (Ориентируйтесь как минимум на пятиметровый провод. Лампы с короткими проводами дешевле, но для такой лампы потребуется покупать удлинитель, чтобы поднести лампу к машине, и вы потратите больше времени на беготню).
Вы обнаружите, что лампа полезна для разных домашних работ и для работы снаружи ночью, но если вы собираетесь работать далеко от розетки, в дополнение к лампе вам понадобится удлинитель. К счастью, и лампа и удлинитель стоят не дорого. Вы можете купить лампу, работающую от аккумуляторной батареи машины. Еще я видела портативные фонарики с питанием от батареек, которые хороши для ночных работ и кемпинга.
У типичной защитной сетки есть крючок сверху, чтобы лампу подвесить под капотом или на ближайшей детали. Крючок очень удобен, но не вешайте лампу на что-либо токопроводящее!
Домкраты
Большая часть машин продается в комплекте с домкратом, который нужен при смене колес. Если вы купили подержанную машину или ваш домкрат где-то потерялся, нужно его купить. Если вы решите, что нужен новый домкрат, можете купить параллелограммный домкрат, но я советую приобрести 1,5-тонный гидравлический домкрат, который работает быстрее и не слишком дорог (см. рис. 1.1).
Независимо от типа покупаемого домкрата, убедитесь, что он подходит к конструкции кузова вашей машины. Определить требуемый тип домкрата и узнать, как пользоваться домкратом, поставляемым с машиной, можно у продавца в магазине запчастей или в инструкции к автомобилю.
Периодически проверяйте и смазывайте домкрат. Не пользуйтесь домкратом без поддержки и не поднимайте машину, предварительно не заблокировав колеса. Инструкции и советы безопасности по пользованию домкратом и смене колеса см. в главе 1 "Это должен знать каждый водитель’'.
Убедитесь, что домкрат постоянно находится в багажнике. Если понадобится поменять колесо в пути, очень неприятио будет обнаружить, что домкрат остался в гараже.
Наборы инструментов
Если, прочитав эту главу, вы испугались, что нужно покупать практически все. посмотрите готовые наборы инструментов. Почти каждый крупный поставщик распространяет недорогие наборы основных автомобильных инструментов, содержащие все, что может понадобиться для технического обслуживания и мелкого ремонта. Если у вас абсолютно нет инструмента, то его лучше купить. Однако убедитесь в том, что берете товары хорошего качества. Лучше иметь пару хороших инструментов. чем большой ассортимент разнообразного хлама.
Кстати, пустые ящики для инструментов недороги и их стоит приобрести. Они помогают содержать инструменты в чистоте и, что самое важное, компактно в одном месте. Подберите легкий пластмассовый ящик, который легко помещается в багажнике. Несмотря на то что инструменты нужны дома, неплохо иметь их под рукой, если поломка произошла далеко от дома.
Страхующие подпорки
Если вы собираетесь работать под машиной, вам потребуется пара страхующих подпорок (см. рис. 1.2). Вы поднимаете машину, ставите подпорки возле домкрата и убираете домкрат. Машина покоится на подпорках, а не на домкрате, который может осесть или опрокинуться. Подпорки поддерживают машину с меньшим риском падения и позволяют поднять больше одного колеса за один раз. Купите две подпорки, но перед их использованием почитайте инструкции, приведенные в главе 1 "Это должен знать каждый водитель".
Замена подпорок коробками, камнями или кирпичами таит в себе опасность. Они могут выскользнуть, пока вы находитесь под машиной. С домкратом может произойти то же самое, поэтому если вы собираетесь работать под машиной (а вам это придется делать, когда нужно будет сменить масло или выполнять подобные работы), купите пару подпорок. Сэкономленные самостоятельной работой деньги моментально окупят затраты на подпорки.
Драги
Если вы будете проводить много времени под машиной, купите драгу, которая, по сути, представляет собой доску с колесиками (рис. 2.19). Вы на нее ложитесь и легко передвигаетесь под машиной.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216038.jpg)
Рис. 2.19. Драга делает работу под машиной удобнее
Если вы хороший столяр, вам легко самим сделать драгу из фанеры и нескольких колес от роликовых коньков. Если вам надоело постоянно что-то покупать, попробуйте лечь на старую подстилку.
Если вы не собираетесь проводить много времени под машиной, а планируете просто менять колеса, проверять масло, забудьте о драге и убедитесь, что ваши домкрат и подпорки правильно работают, и вы знаете, как ими безопасно пользоваться (см. главу 1). Чтобы узнать, как пользоваться домкратом, поставляемым с машиной, посмотрите инструкцию к автомобилю, можно также отнести домкрат в магазин и спросить кого-нибудь, как он работает.
Огнетушители
Огнетушитель на самом деле трудно назвать инструментом, но он обязательно должен быть в машине. Советую купить килограммовый порошковый огнетушитель.
Пожар в двигателе, если его вовремя потушить, не нанесет много вреда машине. Подтекающий бензин может загореться от случайной искры от высоковольтных проводов. Пожар выглядит страшно, но на самом деле двигатель горит снаружи. Если его быстро потушить, машина не получит повреждений вообще или получит незначительные повреждения.
Окурки, попавшие на заднее сиденье, тоже могут спровоцировать пожар. Пожары возникают и от повреждения топливопровода, переливающего карбюратора и неисправной электропроводки, поэтому недорогой огнетушитель не только сэкономит деньги, но и спасет вам жизнь. Если очаг возгорания находится возле бензобака и если вы считаете, что он может взорваться, забудьте о героизме, убегайте и падайте на землю.
Поскольку бензобак чаще всего находится прямо под багажником, держите огнетушитель под передним сиденьем в соответствующем держателе, который не даст ему укатиться при торможении под педали.
Воронки
Воронки используются для заливки охлаждающей жидкости в радиатор, добавления масла в двигатель и трансмиссионного масла в КПП. Возьмите большую воронку из кухни или купите в магазине. Подходит как пластиковая, так и металлическая воронка. После использования тщательно промойте ее.
К некоторым автомобильным воронкам приделаны короткие шланги, которые вставляются прямо в горловину.
Что еще нужно иметь под рукой
Вы можете наполнить ящик лучшими инструментами, но все эти модные приспособления и механизмы не помогут, если ваша машина ломается в 60 км от цивилизации, а они в этот момент спокойно лежат дома в гараже. Не испытывайте судьбу. Эти инструменты и материалы все время держите в машине (у вас все эти вещи наверняка уже есть, поэтому отговорки, что вы не подготовлены, не принимаются).
Тряпки. Тряпки должны быть чистыми и без ворса. Избавьтесь от пропитанных бензином тряпок — они легко воспламеняются. Никогда не храните их в закрытых помещениях. Не используйте промасленную тряпку на чем-нибудь чистом. В машине много веществ, которые нужно изолировать, поэтому по возможности избавьтесь от грязных тряпок и каждый раз пользуйтесь чистой. Храните чистую тряпку без ворса в перчаточнице: вам она может понадобиться для протирки указателя уровня масла в двигателе или КПП.
Запчасти. После замены свечей или контактов прерывателя сохраните старые, если они не слишком износились. Возите их в инструментальном ящике для быстрой замены, если случится поломка в двигателе. Легче сразу заменить их новыми, так как они пригодны только для экстренного случая. То же самое относится к старым, но не слишком грязным воздушным фильтрам, роторам и другим мелким механизмам. Пара дополнительных гаек, болтов и винтов также будут полезны в случае, если потерялись старые или случайно сорвалась резьба.
Аварийные детали. Купите дополнительные ремни, патрубки системы охлаждения, термостат, крышку радиатора и предохранители — они недороги и помогут решить многие проблемы в дальней дороге.
Запасное колесо. Чаще проверяйте запасное колесо. Поменять колесо только для того, чтобы узнать, что запасное колесо тоже пробито, — очень обидно. Если ваше запасное колесо слишком изношено, купите другое. Большинство автомехаников дешево продадут любую бывшую в употреблении шину. Убедитесь в том, что она нужного размера и ее состояние получше вашей.
Баллонный ключ. Баллонный ключ иногда поставляется, как и домкрат, с новыми машинами (рис. 2.20). Он используется для откручивания крепежных гаек колес. Если вы будете покупать баллонный ключ, остановите свой выбор на крестовом — он дает большее усилие.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216039.jpg)
Рис. 2.20. Баллонные ключи необходимы при смене колес
Прикуриватель. Очень часто для пуска двигателя не хватает электрического тока. Так происходит либо из-за старой аккумуляторной батареи, либо из-за не выключенных вовремя фар. Если вы попали в подобную ситуацию, либо ждите помощи от ближайшего автосервиса, либо, если вы в безопасном, густо населенном районе, попробуйте остановить проезжающую машину, достать прикуриватель (рис. 2.21), быстро его подключить и завестись от машины вашего спасителя. Большинство людей добровольно подвергают машину такой операции, так как они не теряют ничего, кроме пары минут времени, но вы сами должны решить, подвергаться ли риску кражи машины, если этот самый "спаситель" окажется грабителем. В главе 21 "Что делать, если автомобиль стал и ни с места" даны инструкции по правильному "прикуриванию".
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216040.jpg)
Рис. 2.21. Прикуриватель используется для запуска двигателя
Прикуриватель можно купить за гораздо меньшую цену, чем вы заплатите автосервису за услуги. Хороший прикуриватель стоит дороже, так как у него используются более толстые провода, имеющие меньшее сопротивление и пропускающие больший ток с меньшим падением напряжения.
Иногда успех или провал операции "прикуривания" зависит от качества проводов и зажимов прикуривателя. Если он дешевый, есть способ улучшить его работу: снимите пластиковую оболочку, закрывающую место соединения проводов и зажимов, и сожмите его плоскогубцами. Эти действия улучшают контакт, и иногда первые несколько раз дешевый прикуриватель работает великолепно. Лучший способ избежать этих проблем — заплатить чуть больше за более качественный прикуриватель.
Оборудование для очистки автомобиля от снега и льда. Если вы живете в местах с холодным климатом, где зимой часто бывает гололед, возите с собой цепи противоскольжения и мешок с песком. (Каменная соль больше не используется, так как от нее металл подвергается коррозии и считается, что она наносит угрозу окружающей среде). Маленькая лопатка поможет откопать колеса, а скребок очистит ветровое стекло, если вы парковались во время снегопада и снег превратился в лед. В гололедицу поможет банка антиобледенителя.
Фонарики и отражатели. Фонарик поможет детям найти упавшие на пол машины игрушки, позволит лучше видеть под капотом, если ваша машина сломалась, и послужит аварийным сигналом для приближающегося транспорта, если вам пришлось остановиться на дороге для ремонта. Для этой цели лучше подходит фонарик с красной мигалкой. Конечно, вы должны вставить новые батарейки и иметь пару запасных.
Благодаря недорогому отражающему треугольнику ваша остановившаяся машина будет заметна на дороге. Годятся и сигнальные вспышки, но иногда они бывают весьма опасными, так как могут ослепить проезжающих мимо водителей.
Аптечка. Хорошая мысль — держать аптечку в мастерской и в автомобиле. Выбирайте ту, которая содержит разные бинты, щипцы, антибактериальную мазь, средство от ожогов и хороший антисептик. Такие наборы, кстати, совсем недорогие, можно найти в аптеках или магазинах автозапчастей.
Средство для очистки рук. Чаще всего средства для очистки рук являются растворителями смазок. Они варьируются от сильных средств, снимающих вместе со смазкой кожу, до успокаивающих, хорошо пахнущих кремов, которые делают кожу нежной, как у младенца, и средств предварительной очистки, которые вы наносите на руки до начала работы, а после работы смазка легко удаляется с рук. Некоторые из этих средств можно втереть в одежду, чтобы при стирке вывести пятна от смазки и масла.
Перчатки. На всякий случай держите в машине пару перчаток. Тонкие, крепкие и удобные перчатки для мытья посуды доступны в любом магазине хозяйственных товаров и в супермаркетах. Они недорого стоят и предотвращают попадание грязи под ногти. Однако бензин или растворитель могут растворить их, поэтому лучше обзавестись промышленными резиновыми перчатками, которые не подвержены действию бензина, растворителей и аккумуляторной кислоты.
Запасные инструменты. Если вы не можете все время возить ящик с инструментами в машине, оставьте в багажнике пару отверток, несколько комбинированных ключей стандартного размера, разводной ключ и проникающую смазку. Также полезны различные удобные приспособления, в которых разные основные инструменты комбинируются в один инструмент странного вида.
Головной убор. Чтобы пыль и смазка не попадали на волосы и для предотвращения попадания длинных волос в двигающиеся детали, носите головной убор, который вы можете позволить себе испачкать. Подойдет кепка или бейсболка, надетая козырьком назад.
Мобильный телефон. Это устройство полезно, когда вы застряли на дороге с поломанной машиной или попали в аварию. Вы можете позвонить за помощью родным или друзьям, либо в автомобильный клуб.
Разные вещи. Могут пригодиться рулон скотча, моток изоляционной ленты, острый нож и ножницы.
Контрольная таблица инструментов
Удобная контрольная таблица инструментов (табл. 2.1) поможет отследить, что у вас есть, что требуется и бел чего вполне можно обойтись. Скопируйте страницу и отнесите в магазин. (Инструменты, отмеченные звездочками, необязательны, но их стоит приобрести. Инструменты, обозначенные двумя звездочками, предназначены только для машин с неэлектронными системами зажигания).
Таблица 2.1. Контрольная таблица инструментов
Инструмент | Есть | Нет | Размеры |
Обычные отвертки | |||
Крестообразные отвертки | |||
Шуруподержатель | |||
Комбинированные ключи | |||
Коленчатый ключ для распределителя зажигания | |||
Ключи для регулировки зажигания | |||
Универсальные ключи | |||
Набор торцовых ключей | |||
Удлинитель с шарнирной головкой | |||
Дополнительные рукоятки и переходники | |||
Динамометрический ключ | |||
Разводной ключ | |||
Молоток с круглым бойком | |||
Пассатижи с изменяемой геометрией | |||
Проволочный и конусный щуп | |||
Плоский щуп | |||
Манометр для измерения компрессии | |||
Лампа | |||
Домкрат и подпорки | |||
Драга | |||
Огнетушитель | |||
Воронка | |||
Запасное колесо | |||
Крестообразный баллонный ключ | |||
Прикуриватель | |||
Фонарик | |||
Аптечка |