Поиск подходящих свечей зажигания
Конечно, перед тем как приступить к замене свечей зажигания, их необходимо найти. Обратите внимание на провода (или, если хотите, кабели), которые крепятся к двигателю с двух сторон, если двигатель V-6 или V-8, или с одной стороны, если двигатель четырех- или шестицилиндровый (такие двигатели еще называются рядными). Эти высоковольтные провода идут от распределителя (или катушки зажигания) к свечам зажигания.
На некоторых двигателях, например 2,3-литровом четырехцилиндровом двигателе компании General Motors, высоковольтных проводов не видно, гак как они скрыты под алюминиевой крышкой, установленной на двигателе.
Перед тем как приступить к замене свечей, постарайтесь разобраться, что обозначают термины нумерация цилиндров и порядок зажигания.
Нумерация цилиндров
Нумерация цилиндров двигателя — порядок, в котором пронумерованы цилиндры двигателя. Она варьируется для разных марок автомобилей и зависит от того, какой привод (передний или задний) у автомобиля, от типа двигателя (рядный или V-образный), от способа его установки (продольно или поперечно) в автомобиль.
Ниже приведена нумерация цилиндров, принятая для каждого из вышеперечисленных типов.
Во всех заднеприводных четырех- и шестицилиндровых рядных моторах производства США цилиндру, расположенному ближе всего к переднему краю автомобиля, присваивается №1. Остальные цилиндры нумеруются по направлению к салону (№2, №3, №4 и т.д.) (рис. 12.2 и 12.3).
![]() Рис. 12.2. Нумерация цилиндров и порядок зажигания в рядном четырехцилиндровом двигателе | ![]() Рис. 12.3. Нумерация цилиндров и порядок зажигания в рядном шестицилиндровом двигателе |
На некоторых автомобилях принята обратная нумерация. Цилиндром №1 считается самый задний цилиндр. Если вы потеряли руководство по эксплуатации автомобиля, спросите у дилера, какой цилиндр на вашей машине считается первым.
Переднеприводные автомобили чаше всего оборудованы поперечно установленными двигателями, которые обычно объединены с КПП в один узел. На таких двигателях нумерация цилиндров обычно ведется с одной из сторон машины, и цилиндр №1 обычно располагается со стороны пассажира (рис. 12.4.).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216155.jpg)
Рис. 12.4. Нумерация цилиндров и порядок зажигания на однорядном четырехцилиндровом поперечном двигателе
Непросто определить нумерацию цилиндров для V-образных восьмицилиндровых двигателей. У большинства заднеприводных автомобилей Ford, оснащенных V-образными восьмицилиндровыми двигателями, цилиндр №1 находится спереди со стороны пассажира. Затем в направлении пассажирского салона следуют цилиндры №2, №3 и №4. Цилиндр №5 находится со стороны водителя, затем следуют цилиндры №6, №7 и №8 (рис. 12.5).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216156.jpg)
Рис. 12.5. Нумерация цилиндров и порядок зажигания а (/-образном восьмицилиндровом двигателе Ford
На других V-образных восьмицилиндровых двигателях цилиндр №1 находится спереди со стороны водителя. Затем в направлении пассажирского салона следуют нечетные цилиндры: №3, №5 и №7. Цилиндр №2 находится со стороны пассажира, затем следуют четные цилиндры: №4, №6 и №8 (рис. 12.6).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216157.jpg)
Рис. 12.6. Нумерация цилиндров и порядок зажигания на других V-образных восьмицилиндровых двигателях
V-образные шестицилиндровые двигатели аналогичны V-образным восьмицилиндровым двигателям. Цилиндр №1 находится со стороны водителя. Три цилиндра с нечетными номерами располагаются с одной стороны, а четные — с противоположной, причем отсчет ведется от радиатора.
На переднеприводных двигателях с поперечными V-образными двигателями цилиндром №1 является цилиндр, расположенный со стороны водителя, и в ряду, ближнем к пассажирскому салону, за ним в ряд следуют нечетные цилиндры. Четные цилиндры расположены со стороны радиатора (рис. 12.7 и 12.8).
![]() Рис. 12.7. Нумерация цилиндров и порядок зажигания на поперечном V-образном шестицилиндровом двигателе | ![]() Рис. 12.8. Нумерация цилиндров и порядок зажигания на поперечном V-образном восьмицилиндровом двигателе |
Независимо от компоновки двигателя, свеча зажигания №1 всегда располагается в цилиндре №1.
Порядок зажигания
Не следует путать нумерацию цилиндров с порядком зажигания. Если искру подавать на цилиндры в порядке нумерации цилиндров, возникнет сильная вибрация двигателя. Для того чтобы этого избежать, искра подается таким образом, чтобы вибрация от взрывов горючей смеси распределялась равномерно по двигателю.
Искра распределяется по цилиндрами очень быстро, поэтому мы получаем равномерно работающий двигатель. Типичная последовательность зажигания для V-образного восьмицилиндрового двигателя Ford (у которого цилиндры с первого по четвертый расположены с одной стороны, а с пятого до восьмого — на противоположной) будет такой: №1, №5, №4, №2. №6, №3, №7, №8. Порядок зажигания на рис. 12.2-12.8 показан внутри каждого двигателя. Проследите за последовательностью подачи искры на цилиндры, и вы увидите, что этот порядок возгорания горючей смеси позволяет избежать вибрации двигателя. Но помните, что все это происходит очень быстро.
Как снять свечи зажигания
Чтобы установить правильный порядок зажигания, каждый высоковольтный свечной провод должен проходить от определенного контакта на крышке распределителя к соответствующей свече, поэтому, перед тем как что-либо снять, пронумеруйте каждый провод в соответствии с номером цилиндра.
Маркировка проводов делается следующим образом: прикрепите клейкую ленту или прищепку на провод рядом с колпачком. Напишите на нем соответствующий номер цилиндра. Если вы, кроме того, пометите место подключения каждого провода к распределителю, вы никогда ничего не перепутаете. (Конечно, если вы возьмете себе за правило снимать только один провод за раз и присоединять его, а только после этого снимать следующий, то у вас никогда не возникнет проблем).
Вот способ окончательно запутаться и превратить относительно несложную задачу замены свечей в сплошной кошмар - вынуть все свечи сразу. Для того чтобы сохранить здоровье и не превратить замену свечей в работу на все выходные, возьмите за правило вынимать свечи только по одной. Проверьте ее, очистите и, при необходимости, отрегулируйте зазор. Установите ее и только после этого приступайте к работам со следующей свечой.
После того как все провода будут промаркированы, их можно снимать.
1. Осторожно, но крепко, возьмите высоковольтный свечной провод за колпачок, которым провод крепится к свече.
Никогда не дергайте за сам провод, так как это может повредить контакт. Тяните только за колпачок, покачивая его в стороны, и тяните его прямо, до тех пор, пока не снимете его со свечи. Блестящая штука, которая высовывается из блока цилиндров, и есть контакт свечи зажигания. На рис. 12.10 показаны все части свечи зажигания, включая контакт.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216161.jpg)
Рис. 12.10. Конструкция свечи зажигания
2. С помощью мягкой ткани или маленькой кисточки очистите место установки свечи, чтобы частицы грязи не попали в цилиндр.
Это позволяет избежать попадания посторонних частиц в цилиндр при съеме свечи.
3. Найдите свечную головку и наденьте ее на свечу; надевая головку, убедитесь в том. что она "села" на свечу.
Как всегда при проведении ремонтных работ, не бойтесь прилагать усилие. Если бить или резко дергать при откручивании, можно повредить откручиваемые детали, но, с другой стороны, вы никогда ничего не сделаете, если будете излишне осторожничать.
4. Вставьте трещотку в отверстие на головке свечи.
Чтобы сделать свою работу более удобной, добавьте удлинитель нужной длины между трещоткой и гнездом. Это позволит вращать рукоятку, ничего не задевая при этом. Они крепятся так же, как крепится рукоятка к головке. (Если свеча не откручивается, обратитесь ко врезке "Откручивание старых свечей — возможные проблемы").
Небольшая защелка, расположенная на рукоятке трещотки, позволяет вращать головку как по часовой стрелке, так и против нее. О направлении откручивания свечи можно судить по щелчкам, издаваемым трещоткой при вращении трещотки в одном направлении. Если она щелкает при движении вправо, головка будет вращаться против часовой стрелки при ее бесшумном перемещении влево. Если щелчки слышны при движении влево, она будет вращать головку по часовой стрелке при движении вправо. Все винты, гайки или болты отворачиваются против часовой стрелки. а закручиваются по часовой стрелке. Если трещотка щелкает при перемещении в неправильном направлении, переключите защелку на противоположное направление вращения. На рис. 12.9 показано правильное использование торцового ключа, а во врезке "Откручивание старых свечей — возможные проблемы" рассказывается. что делать с труднодоступными свечами.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216160.jpg)
Рис. 12.9. Работа с торцовым ключом
5. Свечи откручиваются вращением против часовой стрелки. Когда трещотка начинает вращаться свободно, значит, работа сделана, теперь можно снять трещотку и полностью открутить головку до конца.
После того как свеча снята, выньте ее из головки. Но не приступайте к откручиванию следующей свечи, не осмотрев внимательно свечу (раздел "Осмотр свечей зажигания" и табл. 12.1) и не проверив зазор или заменив ее в соответствии с инструкциями, приведенными в этой главе.
Откручивание старых свечей - возможные проблемы
Если вы снимаете свечи впервые, то смазка или масло могут накрепко приварить свечу, особенно если с момента ее замены прошло много времени.
Для того чтобы сорвать свечу, необходимо сделать максимальный рычаг, постукивая ладонью по рукоятке ключа (см. рис. 12.9) Если сорвать свечу не удается, не отчаивайтесь и не думайте, что вы слабак. Когда я откручивала первую свечу, я думала, что проблема в том, что я слабая женщина, но и самый крупный мужчина из моего автокласса не смог справиться с этой свечой. Сила человека в меньшей мере зависит от его габаритов или пола, а больше — от того, насколько хорошо вы умеете прикладывать эту силу к инструменту и вообще пользоваться инструментом. Сейчас я подхожу к прикипевшим объектам с соответствующим инструментом и с уверенностью, что я лично сдвину с место все, что угодно, придав своим рукам силу. И все получается! Кроме того, чем длиннее ручка, тем больший рычаг она дает.
Зная, что свечу вы установили сами вручную, вы всегда сумеете открутить ее в следующий раз. Я никогда не встречала свечу, которая не поддалась бы мне. В разделе "Работа с труднодоступными свечами" даются дополнительные советы о работе с проблемными свечами.
Работа с труднодоступными свечами
Из-за того что под капотом автомобиля установлено множество навесного оборудования, доступ к свечам зажигания может быть затруднен. Даже если к ним легко подступится. может оказаться так, что затруднен их демонтаж. В этом разделе вы найдете советы о том, каким образом снять свечи зажигания с минимальными затруднениями.
Почти в каждом автомобиле есть хотя бы одна труднодоступная свеча. Если таковая имеется и в вашем автомобиле, оставьте ее напоследок. Тогда вы будете работать над ней с удовольствием, зная, что близок конец всей работы.
Если вдруг оказалось, что доступ к одной или нескольким свечам заблокирован кондиционером или какой-либо другой деталью, попробуйте решить эту проблему с помощью различных торцовых ключей. Есть универсальные удлинители, позволяющие держать рукоятки под различными углами. Это Т-образные рукоятки для получения большего рычага, рукоятки со смещением для труднодоступных мест (см. примеры в главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами").
В автомобилях некоторых марок свечи зажигания стоят в очень труднодоступных местах, и к ним можно добраться, только предварительно сняв другие детали, загораживающие доступ к свечам. На двигателях поперечного размещения, для того чтобы получить доступ к свечам, расположенным сзади, сначала необходимо снять монтажные болты двигателя рядом с радиатором и немного наклонить двигатель. А на других двигателях добраться к свечам проще снизу или из-под колесной арки.
В некоторых небольших машинах, оборудованных но заказу мощными двигателями. чтобы добраться хотя бы к одной свече, необходимо демонтировать весь двигатель. Если вы обладатель одного из этих "зверей", бьюсь об заклад, что вы с удивлением обнаружите, что во время всех тех профессиональных регулировок, за которые вы добросовестно заплатили, свечи не снимались ни разу. И вам приходилось платить еще больше, так как из-за неисправной свечи увеличивался расход бензина и загрязнение атмосферы. Как вы, так и ваш автомобиль будете только рады избавиться от такого горя.
Если все же не удается справиться с непослушной свечой, есть еще один выход - попробуйте подъехать на станцию технического обслуживания и попросить их разобраться с этой свечой. Им, конечно, такое не понравится, но это ваша последняя надежда. И если вы попали в такую ситуацию, вам, конечно, придется заплатить за решение этой проблемы. Но сначала нужно попробовать все сделать самому. Если свеча недоступна обычным способом, попробуйте к ней подлезть снизу, слева, справа, через просветы между оборудованием, которое их закрывает. Или попросите кого-нибудь помочь вам снять оборудование, перекрывающее доступ (но убедитесь в том, что вы сумеете все правильно установить назад).
Если вы счастливый владелец автомобиля без кондиционера, усилителя руля, усилителя тормозов и прочего, шансы на легкодоступность ваших свечей резко возрастают. В следующий раз хорошо подумайте перед тем, как покупать автомобиль с подобными "наворотами". Кроме того, что они блокируют доступ к различным узлам двигателя, они еще имеют обыкновение ломаться сами. Некоторые из них, например кондиционер, оправдывают себя, если вы проживаете в местности с жарким климатом. Установка других, например усилителя тормозов, на малогабаритных машинах совсем себя не оправдывает.
Осмотр свечей зажигания
Осмотр свечей зажигания дает информацию о качестве работы двигателя. Для этого необходимо сделать следующее.
1. Вынув первую свечу из двигателя, тщательно осмотрите ее.
Сравните нагар на свече с данными из табл. 12.1. На рис. 12.10 показаны все детали свечи, описанные в таблице.
2. Проверьте корпус свечи, изолятор и прокладки, нет ли трещин млн сколов
3. Осмотрите искровую часть свечи (та часть свечи, которая находится в цилиндре).
Крючок сверху это боковой электрод (см. рис. 12.10). Контакт, расположенный прямо под ним, называется центральным электродом Искра исходит из центрального электрода и проскакивает через зазор между двумя этими электродами. Для того чтобы двигатель работал эффективно, этот зазор должен быть строго определенного размера.
4. Возьмите калибровочный или плоский щуп нужного размера (если в технических характеристиках указано, что зазор составляет 0,06 мм, поищите это число рядом с одним из проводов на щупе) и введите его межу контактами старой свечи.
На рис. 12.11 показано, почему для этих измерений никогда не следует использовать плоский щуп, — это может привести к погрешности установки зазора. Скорее всего ваш щуп будет свободно входить в зазор. Это может произойти из-за большого износа центрального электрода старой свечи, Если щуп не проходит между электродами, зазор слишком мал, а это означает, что свеча не имеет возможности эффективно зажигать топливную смесь.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216162.jpg)
Рис. 12.11. Вот почему не следует пользоваться плоскими щупами при измерении зазора на старых свечах
5. Осмотрите небольшой центральный электрод, чтобы оценить его состояние (см. табл. 12.1).
Остался ли он таким же цилиндрическим, как на новых свечах зажигания? Имеет ли верхний конец электрода износ в виде лунки? Скорее всего электрод ваше свечи будет иметь большой износ из-за длительной эксплуатации. По мере износа центрального электрода происходит и увеличение зазора. При осмотре и регулировке свечей самостоятельно, вероятнее всего, вы будете проверять свечи чаше и менять их до того, как они слишком износятся.
6. Очистите свечу. После этого установите правильный зазор или замените свечу на новую. Как это сделать, вы узнаете в следующих двух разделах.
Для очистки свечи осторожно снимите с нее нагар. Следует помнить, что. несмотря на то, что новые свечи очищать не следует, их зазор все же необходимо отрегулировать. Новая свеча может быть и с предварительно установленным зазором, но в любом случае рекомендуется обязательно проверить зазор.
7. Повторите эту процедуру для всей свечей. Хороший способ не перепутать порядок свечей — использовать коробку из-под яиц для сохранения порядка их установки па двигателе.
Замените все свечи новыми или установите старые свечи обратно па место. Не устанавливайте свечи различной степени износа — это приведет к неэффективной работе двигателя. Если, по вашему мнению, несколько из старых свечей находятся в довольно приличном состоянии, не выбрасывайте их, очистите от нагара, отрегулируйте зазор и отложите на будущее. Они могут пригодиться в какой-нибудь аварийной ситуации.
Иногда можно решить такую проблему, как появление нагара на свечах, заменой свечей на более горячие или холодные. Калильное число можно определить по номеру свечи. Чем больше помер, тем более горячей является свеча. Никогда не переходите более чем на одну ступень.
Если по свечам видно, что с вашим двигателем что-то неладно, проконсультируйтесь у моториста. Если он скажет, что для устранения неисправности требуются серьезные или дорогостоящие работы, проконсультируйтесь у другого специалиста, не говоря ему, что вы уже консулы провались с кем-то. Ведь сколько людей, столько и мнений. Это очень разумно, если вам "светит" серьезная ремонтная работа. Обычно мы предусмотрительно спрашиваем мнение у нескольких врачей, перед тем как решиться на серьезную хирургическую операцию. Почему же не отправиться со своим автомобилем в преддверии серьезного ремонта на аналогичный консилиум?
Таблица 12.1. Что "говорит" старая свеча зажигания о вашей машине
Состояние | Описание | Вероятные причины | Какие меры необходимо предпринять |
Нормальная свеча | Коричневый или серый нагар на боковом электроде | Все хорошо | Почистите и отрегулируйте зазор |
Свеча покрыта черным нагаром | Черная, сухая сажа на изоляторе и электродах | Обогащенная смесь; не работает воздушная заслонка; слишком частая езда на низких скоростях или работа двигателя на холостых оборотах | Перейдите на более "горячие свечи". (Чем больше номер свечи, тем "горячее" свеча.) |
Свеча замаслена | Влажный, черный, маслянистый налет на изоляторе и электродах | Масло попадает в цилиндр через изношенные кольца или плохо отрегулированные клапаны | Очистите свечу и установите зазор или замените свечи, но обязательно установите причину попадания масла в цилиндр |
Сгоревшая свеча | Вздутия на изоляторе, изношенные электроды, продукты горения | Перегрев двигателя; слишком большой зазор; несоответствующие или испорченные свечи, обедненная горючая смесь; неправильно отрегулированное зажигание | Замените свечу |
Изношенная свеча | Электроды сильно изношены | Свеча эксплуатируется очень давно | Замените свечу |
Регулировка свечного зазора
Как было сказано в предыдущем разделе, просвет, или зазор, между центральным и боковым электродами должен быть определенного размера: в противном случае свеча будет работать неэффективно. Регулировка расстояния между двумя электродами называется регулировкой зазора свечи.
Зазор необходимо регулировать как на старых, так и на новых свечах, даже если на упаковке сказано, что вы покупаете свечи с предварительно установленным зазором. Чтобы избежать затруднений, работайте только с одной свечой в порядке нумерации цилиндров.
Вот краткое описание процедуры регулировки задора в свечах.
1. Если вы регулируете зазор на старой свече, предварительно очистите ее. Если вы берете новую свечу, она должна быть чистой, а боковой электрод должен быть расположен прямо над центральным электродом. На фарфоровом изоляторе не должно быть трещин или вздутий, а резьба не должна быть повреждена.
2. Возьмите калибровочный щуп, выберите подходящий по размеру щуп и введите его между электродами (рис. 12.12).
Если проволочка не проходит или проходит слишком легко, не касаясь при этом электродов, расстояние между электродами необходимо отрегулировать.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216163.jpg)
Рис. 12.12. Регулировка зазора с помощью калибровочного щупа
3. По мере необходимости отрегулируйте зазор.
Если щуп не проходит через зазор, значит, зазор слишком мал. Введите специальный крючок на щупе в зазор и очень осторожно отогните боковой электрод.
Если щуп проходит слишком легко, не задевая электроды, это свидетельствует о том. что зазор большой. Упритесь боковым электродом свечи в гладкую поверхность и очень осторожно подогните его.
4. Проверьте зазор щупом еще раз.
5. Повторяйте пп. 3 и 4 до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.
Необходимо добиться того, чтобы щуп проходил свободно, касаясь только электродов, и с незначительным усилием.
Если зазор получился немного меньшим или немного большим, не отчаивайтесь. Все, кого я знаю, проходят стадии "мало-много-мало" несколько раз, особенно это справедливо по отношению к профессионалам.
После установки нужного свечного зазора можно возвращать свечу на место в двигателе. Детально эта процедура описана в следующем разделе.
Установка свечей зажигания
Установить свечу зажигания можно следующим образом.
1. Очистите отверстия для установки свечи в блоке цилиндров чистой тканью. Вытрите отверстие, не допуская попадания грязи в цилиндр.
2. Слегка обработайте витки резьбы свечи антипригарным средством, не нанося его на центральный и боковой электроды.
3. Осторожно вверните свечу в двигатель вручную, вращая ее по часовой стрелке Эта операция называется "посадкой свечи"; ее нужно выполнять только вручную, так как иначе можно сорвать резьбу на свече или в головке блока цилиндров.
4. После посадки свечи вручную необходимо сделать еще один-два оборота, а затем приступить к следующему этапу: завинчиванию свечи с помощью ключа.
5. Наденьте свечную головку на свечу, присоедините рукоятку трещотки и продолжайте закручивать свечу по часовой стрелке до тех пор, пока не почувствуете сильное сопротивление.
Не перетягивайте свечу (при этом может повредиться фарфоровый изолятор); просто закручивайте свечу до тех пор, пока не останется никакой слабины. Свеча должна немного сопротивляться при отворачивании, но вы должны открутить ее снова без особых усилий. Для того, чтобы это почувствовать, необходимо затянуть свечу один или два раза, дабы "прочувствовать" предмет.
Если у вас есть динамометрический ключ, им можно воспользоваться после того, как свеча наживлена вручную. После этого попробуйте открутить свечу вручную. Это позволит вам почувствовать, насколько крепко она сидит. Большинство умельцев обходятся без динамометрического ключа, так как с ним трудно работать, да и ограниченность пространства между головкой блока цилиндров и другим навесным оборудованием в отсеке двигателя редко позволяет сделать эта
6. Перед подключением высоковольтного провода тщательно осмотрите его но всей длине. Если провод имеет трещины, потертости или забрызган маслом, замените его.
7. Перед тем как подключить провод к свече, наложите немного силиконовой смазки на внутреннюю часть колпачка, а затем наденьте колпачок на контакт новой свечи и с нажимом поставьте его на место.
Итак, вы знаете, как почистить свечу, отрегулировать зазор и установить свечу. Правда, ничего страшного? А теперь это нужно повторить три, пять или семь раз, в зависимости от конструкции двигателя вашего автомобиля.
8. Снимите и осмотрите свечи, отрегулируйте зазор и установите все свечи зажигания в машине.
Это как раз тот случай, когда владельцы четырехцилиндровых автомобилей имеют преимущество перед владельцами восьмицилиндровых монстров.
После того как все закончено, запустите двигатель, чтобы убедиться в том, что он по-прежнему работает. Если возникли затруднения с труднодоступными свечами, отдохните перед тем, как приступить к решающей схватке. В следующий раз работа пойдет легче.