Перед тем как пойти за покупками, прочитайте разделы "Покупка запчастей" и "Как читать инструкции по регулировке и технические спецификации" этой главы. Они помогут избежать того, что больше всего раздражает во время работы, — когда невозможно продолжать работу и необходимо возвратиться в магазин, чтобы вернуть деталь, которую продали вам по ошибке!
Лучше всего устанавливать запчасти того же производства, которые были изначально установлены в машине. Эти сведения обычно указываются в руководстве по обслуживанию автомобиля. Если этого руководства у вас нет, скажите продавцу в магазине, что вам требуются оригинальные запчасти.
Если ваш автомобиль оборудован электронной системой зажигания, единственное, что вы сумеете сделать самостоятельно. — это проверить и поменять свечи зажигания. В таком случае в приведенном ниже списке пропустите пункты, обозначенные символом. Они имеют отношение только к регулировке неэлектронных систем зажигания.
Вот перечень всего того, что вам может потребоваться.
Старое одеяло или матрац для защиты крыла от царапин.
Рабочая одежда. Наденьте что-то, что не жалко запачкан» маслом или смазкой.
Очиститель для рук. В главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами" говорилось о том, какой следует приобрести.
Лампа-переноска (в крайнем случае — ручной фонарик).
Новый набор свечей зажигания. Необходимо купить по одной новой свече для каждого цилиндра. Никогда не меняйте только часть свечей; это не даст желаемого результата. Если позволяют средства, купите запасную свечу на случай, если уже дома вы обнаружите, что одна из свечей оказалась неисправной, или если вы по неосторожности повредите одну из них, уронив на землю или поломав изолятор при ее установке. В любом случае ее можно сохранять в наборе инструментов — свечи зажигания всегда могут пригодиться. И не удивляйтесь, если узнаете, что для вашей машины нужно покупать восемь свечей. Есть модели, где в цилиндре установлено по две свечи.
Проникающая и силиконовая смазки. Перед установкой резьбу свечи необходимо слегка покрыть проникающей смазкой. Кроме того, смажьте силиконовой смазкой колпачки высоковольтных проводов, чтобы предотвратить их прикипание к фарфоровым изоляторам свечи.
Плоские или калиберные щупы. Они понадобятся для проверки и установки зазора между электродами свечи (см. главу 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами").
Плоский щуп. Необходим .тля проверки и установки зазора между контактами прерывателя (см. главу 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами").
Высоковольтные провода (в случае необходимости). Если ваша машина старой марки, проверьте состояние высоковольтных проводов (которые называются еще проводами зажигания). Если они имеют повреждения или потертости, их необходимо заменить в соответствии с инструкциями, изложенным в этой главе. В некоторых новых автомобилях нет никаких высоковольтных проводов. Поэтому не удивляйтесь, что, когда вы спросите о наличии поводов для вашей машины, в магазине ответят, что их не бывает в природе.
Крышка распределителя зажигания (при наличии). Крышки распределителя зажигания обычно служат 80 тыс. км на автомобилях с электронной системой зажигания. При замене покупайте крышки таких производителей, как AC Delco (для General Motors), Mopar или Champion (для Chysler), Motorcraft (для Ford) и т.д. Дешевые крышки обычно служат недолго.
Бегунок распределителя (если таковой имеется). Бегунок распределителя нужно обязательно менять при замене крышки распределителя. И опять повторю: при покупке выбирайте продукцию соответствующих производителей.
Прерыватель и конденсатор (при наличии) и смазка для кулачка прерывателя-распределителя. Распределители автомобилей до 1970 года выпуска оборудованы прерывателем и конденсатором, которые необходимо периодически менять. Они могут продаваться отдельно или как ремкомплект для вашей модели автомобиля. Проверьте, нет ли в упаковке с прерывателем маленькой емкости со смазкой, предназначенной для кулачка. Если его нет, купите небольшой тюбик со смазкой — это совсем недорого. Без смазки новый прерыватель не прослужит долго.
Стандартные отвертки. Они описывались в главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами".
Шуруподержатель. Этот инструмент необязателен, но иногда он незаменим при работе в таких рабочих зонах, как распределитель зажигания. — он помогает удержать винт, после того как вы его ослабили, а это снижает вероятность того, что вы уроните его в моторный отсек. (Изображение шуруподержателя можно найти в главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами").
Небольшой набор головок, включающий трещотку и свечную головку. В главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами" показано, как они выглядят.
Комбинированные ключи. Можно купить ключи, необходимые для работы с распределителем, но небольшой набор ключей всех размеров пригодится при проведении любых работ с машиной. Как купить и использовать комбинированные ключи, описано в главе 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами".
Тахометр. Это приспособление (рис. 12.42—12.44) используется не только для определения момента зажигания, но и для измерения числа оборотов в минуту (rpm), развиваемых двигателем. Он существенно облегчит вам регулировку системы холостого хода карбюратора. При покупке тахометра обратите внимание на шкалу. Она должна быть отградуирована для измерения как высоких, так и низких оборотов, что позволяет снимать более точные показания. (Он не понадобится вам слишком часто, поэтому его можно занять у соседа).
Но отсутствие тахометра не должно помешать вам провести все необходимые регулировки. Из этой главы вы узнаете, как делать регулировку, имея только плоские щупы. Я рекомендую использовать тахометр только потому, что он более точен и помогает точнее отрегулировать карбюратор (если ваш автомобиль им оборудован). Но вполне можно обойтись и без него.
Стробоскоп. Это специальное устройство для проверки установки момента зажигания на автомобилях с неэлектронным зажиганием (рис. 12.45). Этот инструмент нужен не часто, поэтому его тоже можно занять у соседа. Если вы все же решили купил, стробоскоп, помните: чем ярче лампочка, тем ярче будет свет и тем легче настроить систему. Неоновые лампы стоят дешевле, но поскольку они подключаются к первичной обмотке катушки зажигания, напряжение на которой сравнительно невысоко, яркость света будет мала, разве что вы будете работать в полной темноте. Ксеноновые лампы дороже, но они работают ярче. Я советую купить дешевые лампочки, попробовать их в работе и вернуть, а затем купить более дорогие, и так до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. При покупке стробоскопа убедитесь в том. что длина провода будет достаточной, а зажимы хорошо запзолированы. что позволит их снять, не подвергаясь воздействию электрического тока. При правильном подключении зажимов лампочка должна периодически включаться и выключаться. Свет необходимо направить на установочные метки, размещенные на шкиве коленчатого вала. Стробоскопический эффект создает впечатление, что эта метка стоит на месте, а это означает, что зажигание на вашем автомобиле отрегулировано правильно. Тонкости использования этого оборудования и установка момента зажигания объясняются в следующих разделах.
Покупка запчастей
Покупка соответствующих свечей зажигания и запчастей для регулировочных работ — дело достаточно сложное: необходимо знать спецификации вашего автомобиля. Для того чтобы узнать эти спецификации, нужна следующая информация.
Вся эта информация обычно приводится в руководстве по эксплуатации, и очень много этой информации можно найти на всяческих табличках и надписях под капотом: на радиаторе, на крыльях или на обратной стороне капота, т.е. везде, где изготовитель думает, что вы их увидите. Например, я знаю одну машину, в которой такая надпись располагается на внутренней стороне крышки бардачка. Надписи на этих табличках дают еще массу информации о производителе автомобиля, марке краски и т.д., но пока это пусть вас не очень беспокоит.
Производитель автомобиля (например, Ford или Honda).
Модель автомобиля (например, Taurus, Accord и др.)
Год выпуска (например. 1988 или 1999).
Количество и расположение цилиндров в двигателе (например, 4, 6, 8. V-4, V-6 или V-8).
Автоматическая или механическая (стандартная) КПП.
Рабочий объем двигателя. Каков объем каждого цилиндра, когда поршень находится в нижней мертвой точке. (Например, шестицилиндровый двигатель с общим рабочим объемом 3 литра имеет рабочий объем 0,5 литра в каждом цилиндре.) Чем больше рабочий объем, тем больше топлива и воздуха могут набирать цилиндры. Объем двигателя старых моделей автомобилей может указываться в дюймах, например 302, 350, 454 и т.д. На новых марках автомобилей объем указывается только в литрах (например, 1,8; 2,3; 5,9) или кубических сантиметрах (например, 2200, 3400, 3800).
Тип топливной системы. Для карбюраторного двигателя необходимо знать, сколько камер имеет карбюратор. Это может быть одно-, двух- или четырехкамерный карбюратор. Если двигатель инжекторного типа, то необходимо знать тип инжекторной системы — дроссельного типа или многоточечный впрыск. (Все это объясняется в главе 6 "Топливная система — сердце и легкие автомобиля").
Оборудован ли автомобиль системой кондиционирования. Это нужно знать при покупке различных запчастей, но не имеет никакого значения при покупке свечей зажигания или частей, необходимых для регулировки системы зажигания.
Как читать инструкции по регулировке и технические спецификации
В руководстве по эксплуатации описан весь инструментарий, необходимый для проведения основных регулировок Если у вас по каким-либо причинам не осталось руководства по эксплуатации, зайдите в автомагазин и ознакомьтесь с типовым "Руководством по регулировкам". Пример такой спецификации приведен на рис. 12.1.
Рис. 12.1. Пример спецификации на автомобиль
Не спрашивайте, какая деталь вас интересует, так как при этом появляется очень хороший шанс купить не то, что нужно. Сначала посмотрите на спецификации сами, а потом спросите деталь по ее номеру. Если неуверенность в правильности выбора все же осталась, попросите продавца все перепроверить для вас.
В конце этой книги приведена форма записи технических характеристик, где есть место для того, чтобы записать номера и спецификации запчастей, которые меняются на автомобиле чаще всего. Скопируйте их, введите информацию, приведенную в предыдущем разделе, и возьмите ее с собой в магазин автозапчастей. В конце книги вы также найдете контрольный листок технического обслуживания, который поможет следить за тем, что необходимо проверять и менять при регулировках и ежемесячных осмотрах.
Ниже объясняется, как правильно использовать техническое описание для приобретения запасных частей, соответствующих марке вашего автомобиля.
1. Вооружившись техническими характеристиками своего автомобиля, по изготовителю и году выпуска найдите на плакате спецификаций в магазине свой автомобиль.
Для моей первой машины Tweety Bird я сначала ищу год выпуска, затем '‘Ford", а потом "Mustang", "200 cu. in. 6 Cyl. Eng. (1 bbl.)" — что означает, что рабочий объем Tweety составляет 200 кубических дюймов, у него шестицилиндровый двигатель с однокамерным карбюратором.
2. Перепишите следующую информацию с плаката со спецификациями и запишите ее в соответствующие столбцы технических характеристик вашей машины.
Если вы только меняете свечи, то вам следует знать совсем немного.
- Зазор между контактами свечи. Зазор, который устанавливается между центральным и боковыми электродами на каждой свече.
- Номер запчасти свечей зажигания для вашей марки автомобиля.
При регулировке неэлектронного распределителя нужны следующие установки.
- Угол зажигания. Число, указывающее на положение измерителя продолжительности замкнутого состояния контактов прерывателя, если зазор прерывателя установлен правильно. Этот показатель указывается в градусах и соответствует углу поворота коленчатого вала, при котором контакты замкнуты.
- Зазор прерывателя. Устанавливаемый зазор между контактами прерывателя.
- Порядок зажигания. Порядок зажигания необходим для определения первой свечи, по которой производится установка зажигания.
- Момент зажигания. Это число, заданное в градусах, имеет отношение к соответствующей метке на шкиве коленчатого вала (я помогу вам ее найти), а число после символа @ обозначает, на каких оборотах следует проверять установку зажигания с помощью стробоскопа или тахометра (это не очень трудно).
3. Запишите соответствующие номера запчастей для прерывателя, конденсатора, крышки распределителя и бегунка.
Контакты прерывателя и конденсатор иногда продаются в одной упаковке с регулировочным набором. Даже если вам и не потребуется менять крышку и бегунок, эти данные пригодятся.