Устаревшая параллелограммная система рычагов до сих пор используется на некоторых марках легковых автомобилей и грузовиков. Конструкция параллелограмма включает: раму, рулевую передачу, рулевую сошку, поперечную рулевую тягу, маятниковый рычаг, а также внешние и внутренние наконечники рулевых тяг. Система рулевого управления параллелограммного типа смазывается пресс-масленками. Реечная передача состоит из рулевой сошки, поперечной рулевой тяги и маятникового рычага.
Рулевой привод
Рулевой привод — часть системы управления, соединяющий рулевое колесо и передние колеса (рис. 11.1). Вращая рулевое колесо, водитель поворачивает передние колеса в соответствующем направлении.
Рис. 11.1. Рулевой привод
Наконечники рулевых тяг
Соединение двух частей рулевого привода обеспечивается шаровым устройством, которое называется наконечником рулевой тяги. Одни автомобили требуют периодической смазки наконечников, другие имеют смазку внутри и обходятся без периодической смазки, а в некоторых установлены внутренние резиновые втулки, которые не требуют смазки вообще. Смазка смягчает трение частей рулевого привода. Это позволяет им двигаться свободно и предотвращает чрезмерный износ деталей.
Шаровые опоры
Шаровая опора - это незаменимая часть рулевого управления в любом автомобиле. Шаровая опора представляет собой удлиненную шаровую муфту, соединяющую поворотную цапфу с системой подвески. Шаровая опора предусматривает осевое и вращательное движение, так как колесо может перемещаться вверх и вниз и вращаться рулем то влево, то вправо (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Шаровые опоры размещаются на верхнем и нижнем рычагах
В действительности рулевой привод присоединяется к колесам, которые с помощью шпинделя крепятся к верхнему и нижнему рычагам управления (см. рис. 11.2). Рычаги управления позволяют колесам поворачиваться в любом направлении. Для того чтобы это делалось с легкостью, шаровые опоры расположены на рычаге управления, откуда, собственно, и передается движение колесам.
В главе 16 "Смазка, или Что продлевает жизнь автомобилю" рассказывается, как проводить смазку шаровых опор и автомобилях, которые в этом нуждаются, и как определить, нужна ли смазка автомобилю вообще.
Шаровые опоры и рычаги обычно заполняются смазкой, чтобы уменьшить трение и предотвратить преждевременный износ деталей. Некоторые автомобили имеют необслуживаемые системы рулевого управления, которые рассчитаны на весь срок службы автомобиля и не требуют дополнительной смазки. А вот в некоторых предусмотрена периодическая смазка.