На некоторых автомобилях смазка во всех или некоторых пресс-масленках рассчитана на весь период эксплуатации. Это означает, что смазка забита и герметично закрыта таким образом, что она никогда не вытечет наружу. Герметичность также препятствует проникновению вовнутрь грязи, воздуха и воды, поэтому эти системы смазывания неплохо зарекомендовали себя, и вам больше никогда не придется смазывать их. Конечно, в случае их поломки необходимо заменить всю систему на новую, и это будет недешево, но такое происходит крайне редко. Если в инструкции к автомобилю сказано, что у вас стоит такая система, радуйтесь и переходите к разделу, посвященному смазке подвески. Если же в ваш автомобиль нуждается в периодической смазке, тщательно осмотрите шаровые опоры — основное место смазки.
Конструкция шаровых опор
Каждая шаровая опора имеет две основные части: прокладку и шарообразный чехол, а также маленькую железную насадку, которая называется пресс-масленкой (рис. 16.2 и 16.3). Чехол содержит смазку, которая закачивается в пего через пресс-масленку, что препятствует ее выливанию.
Рис. 16.2. Наконечник и пресс-масленка | Рис. 16.3. Пресс-масленка на шаровой опоре |
В основном шаровые опоры герметичны, и смазка попадает в шарнир только через пресс-масленку. Но если вы заполните этот тип шарнира сверх меры, то чехол лопнет (придется или менять его, или смазывать чаще).
Другие типы шаровых опор сделаны таким образом, что при забивке новой смазки выдавливается старая. Проверьте свой автомобиль и определите, какой тип шарнира на нем установлен. Если ваша шаровая опора покрыта маслом и вы подозреваете, что лопнул чехол или смазка вытекает, спросите совета у автомеханика.
Но есть и другой способ узнать тип шарнира: если хотя бы в одной из шаровых опор во время забивки новой смазки выходит старая, то. скорее всего, лопнул герметичный чехол. Однако если все шарниры дают течь, то, наверное, так и должно быть.
На некоторых автомобилях на шарнирах вместо пресс-масленки стоит заглушка. Попробуйте заменить заглушки пресс-масленками и потом просто прошприцевать их. Можно заменить заглушки пресс-масленками (или сохранить на случай дождливой погоды).
Поиск точек смазки
Когда вы уже знаете о шаровых опорах и о том, как это работает, вы, наверно, уже считаете, что знаете все. Но где они находятся? Вот куда надо смотреть.
Перед тем как поехать на станцию технического обслуживания, попробуйте найти шаровые опоры самостоятельно, заглянув под передок вашего автомобиля. Проследите за валом, который идет от одного колеса к другому. Точки смазки обычно находятся в верхней части рычагов, которые крепят колеса к рулевому приводу (поворотные кулаки), и в центре, где сходятся наконечники. В некоторых моделях автомобилей можно найти от 8 до 10 таких точек смазки. А на других моделях их вообще нет. Но чаще всего их бывает от четырех до шести. На рис. 16.4 показаны точки смазки автомобиля.
На машинах с задней независимой подвеской точки смазки можно найти и на задних колесах. На некоторых автомобилях есть точки смазки на карданном валу.
Рис. 16.4. Места смазки передней подвески
Обратитесь к руководству по эксплуатации. В некоторых (но далеко не во всех) инструкциях дается такая информация.
Обратитесь к руководству по обслуживанию. В руководстве по обслуживанию вашего автомобиля указываются модель и год выпуска; эти данные помогут вам узнать о точках смазки (или пресс-масленках на шарнирах, как это называется). Вы можете взять руководство в библиотеке или купить в автомобильном магазине либо у дилера.
Неплохо сделать копию руководства по обслуживанию и отдать его на время в мастерскую, которая занимается вашим автомобилем. В мастерских зачастую нет руководств по эксплуатации или специальных инструкций по техническому обслуживанию и починке абсолютно всех автомобилей, поэтому конкретный справочник существенно сэкономит время и снизит стоимость ремонтных работ.
Обратитесь к руководству по смазке. Каждая станция техобслуживания имеет специальные инструкции по смазке, которые раз в год публикуются крупнейшими нефтяными компаниями. В них вы найдете все точки смазки и пресс-масленки для автомобиля любой марки, выпущенной на протяжении года. Станция обслуживания, на которую вы обращаетесь, наверное, имеет инструкции за последние несколько лет. Но если же у вас нет руководства по эксплуатации, то попросите взглянуть на инструкцию по смазке, если вы затрудняетесь найти точки смазки на своем автомобиле.
Поспрашивайте мастеров. Если вы столкнулись с неразрешимой загадкой и никак не можете найти шаровые опоры на своем автомобиле, но стыдитесь обращаться за помощью на станцию техобслуживания, то взгляните в руководство по смазке и смиритесь. Потом пригоните машину туда, где вы получите ответы на все ваши вопросы. Попросите профессионалов обозначить те точки смазки в инструкции по смазыванию, над которыми они будут работать. Сколько точек смазки у этой модели? Как правило, они с радостью ответят на все ваши вопросы. Люди, которые занимаются машинами, любят разговаривать на эти темы (и большинство мастеров даже не догадываются о том, что их клиенты в будущем планируют проделать эту работу самостоятельно). Если вам попался разговорчивый мастер, считайте, что дело в шляпе, и не забудьте расспросить его обо всем остальном.
Смазка шаровых опор
Смазка шаровых опор заключается в протирке пресс-масленки, установке шприца (в случае необходимости можно воспользоваться переходником) и осторожном выдавливании смазки в опору. Сейчас вы увидите, как это правильно сделать.
1. Разберитесь, сколько точек смазки у вашей машины и где они располагаются. См. предыдущий раздел "Поиск точек смазки".
2. Протрите первую пресс-масленку и попробуйте насадить на нее шприц. Получилось? Если нет, то вам понадобится переходник. У вас он есть? Если нет, то вам потребуется расширитель.
3. Заполните шприц смазкой. Для этого вам потребуется смазка, используемая для подвески.
4. Поведите шприц к масленке и аккуратно выдавите немного смазки (рис. 16.5).
Рис. 16.5. Смазочный шприц с переходником и пресс-масленка
Никогда не забивайте опоры смазкой под завязку. Количество смазки можно проверить, сжимая чехол шаровой опоры. Он не должен быть тугим. Когда чехол твердый и полный, выдавите немного смазки наружу, если в этом типе опоры есть отверстие. Но если же эта опора герметичного типа, то надо наполнить чехол полностью. Если чехол выглядит полным, не добавляйте туда смазки вообще и переходите к следующей опоре.
5. Повторяйте пп. 2 и 4 до тех пор, пока вы не обслужите все опоры.
6. Если же вы перестарались со смазкой герметичной опоры, с помощью подходящего торцевого ключа выкрутите пресс-масленку (против часовой стрелки). Выдавите немного смазки и закрутите пресс-масленку обратно.
Разбираться с переполненным шарниром — не самое приятное занятие; будьте осторожны и выдавливайте смазку небольшими порциями. Я знаю, поскольку мне приходилось с этим сталкиваться. Как трудно иметь дело с этой маленькой скользкой пресс-масленкой.
7. Если один из чехлов лопнул, его необходимо немедленно заменить.
Те части, которые защищают чехлы, являются очень важными, поэтому если вы их не поменяете, то после недолгой езды на нефункционирующей опоре за ремонт придется заплатить большие деньги (или даже возможна полная потеря управления автомобиля).
При покупке нового автомобиля, спросите у менеджера по ТО, есть ли у этой модели слабые места, куда неплохо было бы поставить дополнительную пресс-масленку. На моем автомобиле была парочка дополнительно установленных, это удобно и недорого. Если при движении у вас постоянно слышен какой-то скрип, поинтересуйтесь, исчезнет ли он, если установить в том месте пресс-масленку.