Если у вас есть знакомый специалист, чтобы сделать это, позвоните в мастерскую, назначьте время, пригоните машину; можно подождать его или съездить домой, а потом не забудьте забрать машину, подождав, пока они выпишут счет, — это обычно занимает большую часть времени. Если вы обратитесь в один из пунктов быстрой замены масла, то не узнаете, с какой вязкостью масло вам залили, менялся ли масляный фильтр вообще и хорошо ли затянута сливная пробка. (Если вы думаете, что все это несерьезно. внимательно прочитайте врезку "Грустная история".) Но самое важное: один раз увидев, насколько это дешево и просто, вы будете самостоятельно менять масло и обойдетесь без ненужных визитов на станцию технического обслуживания.
Если добраться до масляного фильтра или сливной пробки трудно без того, чтобы лезть под машину, или если просто не хочется делать эту работу по какой-либо другой причине, запомните, что во многих автомастерских всегда работают механики по смазке и замене масла. Берут они недорого. Просто при этом необходимо строго контролировать, чтобы заливалось масло только высокого качества.
Грустная история
В те времена, когда я еще была тем самым автомобильным "чайником", наша семейная машина после первых 55 тыс. км пробега попала в мастерскую для квалифицированного осмотра профессиональными механиками. Как только они констатировали, что пришло время менять масло, я немедленно внесла эту работу в свои планы. Но когда дело дошло до замены масла, оказалось, что никто и никогда за все время существования машины не менял масла в ее двигателе! Недостаточное количество масла привело к большой беде: грязное старое масло сбилось в большие черные комья, и коленчатый вал был полностью изношен! В этом случае необходимо делать капитальный ремонт двигателю или менять автомобиль, И когда мой дорогой "махомобиль" медленно уходил в вечность, я задавала себе только один вопрос: "Как такое могло случиться?"
Ответ был прост: я зависела от кого-то. кто делал ответственную "смазочную" работу за меня. Я не только платила вдвое больше того, что платила бы, делай эту работу самостоятельно, но мне пришлось поменять машину, которая в противном случае могла бы прослужить еще.
И если эта грустная история вдохновит вас на замену масла в двигателе самостоятельно, то ваш верный друг не пропадет преждевременно. Кроме того, вам не надо будет платить кучу денег кому-то за то, что вы с легкостью можете сделать сами за несколько минут. И если вы способны самостоятельно открутить пробку заливной горловины, то сумеете заменить масло в двигателе без каких-либо проблем.
Приобретайте все вместе
Перед тем как приступить к замене масла, соберите все необходимые для этого компоненты.
Масло. Сверьтесь в руководстве по эксплуатации, какое масло и в каком количестве рекомендуется для вашего автомобиля. (Для многих автомобилей необходимо 3-4 литра масла, при этом следует избегать перелива.) Если руководства по эксплуатации нет, спросите местного дилера, который специализируется на продаже таких автомобилей, или найдите соответствующую информацию по марке автомобиля, модели и году выпуска.
Масляный фильтр. Он располагается пол капотом и выглядит как консервная банка, вкрученная в блок цилиндров двигателя. Это и есть масляный фильтр (рис. 15.4). По мере циркуляции масло из картера проходит через этот фильтр, который при этом очищает масло и удаляет из него частицы металла и грязи. Фильтр меняется при каждой замене масла, особенно, если это делается реже, чем через каждые 5 тыс. км пробега. Масляные фильтры стоят совсем недорого и продаются в любом автомагазине, а на станциях техобслуживания вы заплатите дороже. Обязательно убедитесь в том, что вы покупаете фильтр соответствующий модели вашего автомобиля.
Рис. 15.4. Масляный фильтр
Что же происходит, когда масляный фильтр забивается и масло не проходит через него? Мудрые проектировщики предусмотрели на этот случай специальный клапан, который позволяет маслу обходить фильтр, чтобы не оставить двигатель совсем без масла. Конечно, вся грязь и частицы металла при этом будут циркулировать по вкладышам и цилиндрам до тех пор, пока вы не замени те забившийся фильтр новым.
Проверьте цены всех масляных фильтров в отделе по продаже запасных частей автомагазина. Если он стоит порядка десяти долларов, смело покупайте. Это, вероятно, лучший фильтр. (Дешевые масляные фильтры часто быстро выходят из строя).
Ключ для съема масляного фильтра (необязательно). Обычно масляные фильтры легко откручиваются руками. Но если ваш старый фильтр не снимался на протяжении длительного времени, может потребоваться специальный съемный ключ (рис. 15.5). Чтобы не сорвать резьбу, фильтр всегда необходимо закручивать руками.
Рис. 15.5. Ключ для съема фильтра
Ключ для сливной пробки. Этот инструмент используется для откручивания сливной пробки масла. Для того чтобы вспомнить, как выглядит этот ключ, см. главу 2 "Путь к сердцу вашей машины лежит через ящик с инструментами".
Прокладка сливной пробки. Эта деталь очень недорогая, и ее необходимо иметь про запас на случай, когда потребуется ее замена. Иногда масляный фильтр может продаваться в комплекте с прокладкой.
Некоторые автомобили не имеют прокладок, обеспечивающих более плотное прилегание пробки. В этом случае не пытайтесь ставить свою прокладку, так как это может привести к утечке масла.
Емкость для слива масла. Поищите старую емкость, достаточно низкую, чтобы она поместилась под автомобилем без подъема на домкрате, и достаточно емкую, чтобы вместить старое масло, — примерно 4-литровую.
Можно заблаговременно купить канистру для слива старого масла. Эти контейнеры обычно используются повторно. Но их необходимо держать в чистоте и отвести место для хранения.
Лейка (необязательно). Масло продается в емкостях с узким горлышком. Для того чтобы не разлить масло, воспользуйтесь лейкой.
Ветошь. Чтобы протереть щуп от масла, необходима ветошь. Можно использовать и бумажные полотенца, но при этом имеется определенный риск попадания волокон бумаги в двигатель.
Переноска. Переносная лампочка позволяет лучше видеть под машиной.
Делайте все систематизировано
Всегда при замене масла работайте системно. Делайте все в определенном порядке и никогда не меняйте порядок выполнения работ. Это звучит скучно для любителей импровизации, но если вы проигнорируете мой совет, может оказаться, что вы залили новое масло до того, как открутили сливную пробку или заменили масляный фильтр. В любом случае вы закончите эту процедуру с разлитым новым маслом, не имея при этом никакой возможности съездить за новым маслом в автомагазин на своем автомобиле. Кроме того, возьмите за правило сразу же заливать новое масло после того, как пробка поставлена на место. Таким образом, вы никогда не забудете залить новое масло. (Не надо смеяться, многие люди делали именно так и выводили из строя двигатели, проехав несколько километров).
Если вы не собираетесь при замене масла поднимать свою машину на домкрате, запаркуйте ее так, чтобы обеспечить доступ к пробке, находящейся в нижней точке картера. Если все же необходимо машину поднять на домкрате, см. главу 1 "Это должен знать каждый водитель", чтобы сделать это безопасно. Заблокируйте колеса, воспользуйтесь упорами, но не поднимайте машину слишком высоко, иначе масло не выльется из картера полностью. Поднимите машину таким образом, чтобы получить доступ к сливной пробке, находящейся в нижней точке картера.
В любом случае убедитесь в том, что рукоятка переключения передач находится в положении "Park" или в нейтральном положении, а стояночный тормоз полностью затянут. Соберите все необходимые инструменты, чтобы они всегда были под рукой, и действуйте в соответствии со следующими простым планом замены масла и масляного фильтра.
1. Прогрейте двигатель в течение двух или трех минут, чтобы разогреть масло в картере. Это позволит ему свободно вытечь из двигателя.
Не надо разогревать двигатель слишком сильно. Когда он немного разогреется, заглушите двигатель.
2. Осветите с помощью переноски днище машины. Вы должны хорошо видеть и достать ключом большой болт или пробку, расположенную в картере двигателя (рис. 15.6).
Рис. 15.6. Пробка для слива масла расположена в нижней части картера двигателя
Это и есть пробка для слива масла. Она откручивается с помощью обычного разводного ключа. Если пробка слишком горячая, дайте двигателю немного остыть.
Если вы не можете дотянуться до пробки, необходимо залезть под машину или поднять машину на домкрате.
3. Чтобы масло сливалось в емкость, поставьте ее прямо под сливной пробкой.
При откручивании пробки масло выливается немного в сторону. Это нужно помнить при размещении сливной емкости.
4. Масляная пробка откручивается с помощью разводного ключа до самого конца, пока не останется несколько ниток резьбы. Защитив руку с помощью ветоши или бумажного полотенца, окончательно открутите пробку быстрым движением руки. Быстро уберите руку, чтобы горячее масло не забрызгало вас и не причинило ожога.
Если пробка упадет в емкость, ничего страшного, ее можно будет извлечь позднее. Теперь масло вытекает из двигателя в емкость (помните о прокладке, если вы собираетесь использовать ее повторно). Пока масло выливается из машины, выберитесь из-под нее и откройте капот.
5. Снимите крышку с маслозаливной горловины. Большую крышку маслозаливной горловины трудно не заметить.
6. Открутите масляный фильтр с помощью специального ключа, если это нельзя сделать вручную.
Масляный фильтр похож на консервную банку, прикрученную сбоку к двигателю (рис. 15.7). Как и многие другие детали автомобиля, масляный фильтр откручивается против часовой стрелки. В старом фильтре должно содержаться масло, поэтому необходима предельная осторожность. Все остатки прокладки старого фильтра необходимо удалить.
Рис. 15.7. Масляный фильтр прикручивается к двигателю сбоку
На автомобилях некоторых марок масляный фильтр находится в легкодоступном месте. Для того чтобы добраться до него, достаточно открыть капот. К сожалению, есть автомобили, в которых фильтр размешен таким образом, что к нему можно добраться только снизу машины. Если, к вашему несчастью, у вас именно такая модель автомобиля — вам придется забраться под машину.
7. Вылейте масло из фильтра в специальную сливную емкость.
После того как масло полностью сольется, заверните фильтр в газету и отложите в сторону, чтобы сдать его потом в центр переработки вместе со старым маслом. Данные Института переработки стали (Steel Recycling Institute) свидетельствуют, что если бы перерабатывались все старые масляные фильтры, заменяемые ежегодно, сэкономленных денег хватило бы на строительство 16 новых стадионов, равных по размерам Олимпийскому стадиону в Атланте!
8. Пока старое масло выливается из двигателя, откройте бутылку с новым маслом и залейте его в новый масляный фильтр.
9. Опустите палец в новое масло и смажьте им обод нового масляного фильтра. После чего прикрутите новый фильтр на его установочное место в двигателе.
Выполняйте все инструкции, которые прилагаются к фильтру. Закрутите фильтр, чтобы он плотно сел на свое место, а потом поверните еще на три четверти оборота.
За исключением случая, когда изготовитель напрямую рекомендует это делать или когда совсем нет места для того, чтобы дотянуться туда рукой, не пользуйтесь ключом для съема масляного фильтра для затяжки фильтра. Он должен быть крепко прикручен, но, перетянув его, можно только повредить прокладку, а это приведет к утечке масла.
10. Вернитесь снова под машину и ветошью очистите место, где прикручивается пробка слива масла.
11. Закрутите сливную пробку с помощью разводного ключа. Если в конструкции вашего автомобиля используется прокладка, снимите старую и перед закручиванием пробки подложите новую прокладку.
12. После установки масляного фильтра и замены прокладки сливной пробки с помощью лейки залейте почти все необходимое масло, не долив 1 литр (рис. 15.8).
Рис. 15.8. Заливка нового масла в маслозаливную горловину
13. Закрутите пробку маслозаливной горловины и запустите двигатель на 30-60 секунд, чтобы проверить, нет ли утечек из маслосливного отверстия или вокруг фильтра.
Лампочка давления масла на приборной доске должна через 10 или 15 секунд погаснуть (или, если ваш автомобиль снабжен манометром измерения давления масла, стрелка должна уйти с отметки "Low"). В это время нельзя газовать. Давление масла будет минимальным, пока новый фильтр до конца не заполнится маслом. Если лампочка никак не гаснет, проверьте, не подтекает ли масло под машиной или вокруг двигателя. По мере работы двигателя масло разойдется по системе. Поскольку в фильтре хранится от 0,5 до 1 литра масла, после того как масло разойдется по двигателю, его необходимо долить в соответствии с показаниями тупа.
14. Заглушите двигатель и подождите пять-десять минут, пока масло не осядет и стечет в картер. После этого достаньте щуп, протрите его ветошью и вставьте обратно. Вытяните его повторно и посмотрите уровень масла.
Доливайте масло небольшими порциями до тех пор, пока не будет достигнута отметка "Full". (Как выглядит щуп, показано на рис. 3.10 главы 3 "Профилактическое обслуживание — ежемесячное ТО".)
15. Вытащите емкость для слива масла из-под автомобиля, сделайте несколько кругов вокруг квартала и проверьте повторно показания приборов на приборной панели и щуп.
Помните, что нельзя эксплуатировать автомобиль, если на приборной панели постоянно горит лампочка низкого давления масла. Поскольку масло не только смазывает, по и охлаждает двигатель, вы можете повредить двигатель при езде с низким уровнем масла или неисправным масляным насосом.
Зафиксируйте пробег и дату замены масла. Обязательно записывайте марку установленного фильтра, вязкость и количество (в литрах) заливаемого масла. Эти записи не только помогут хронометрировать периодичность замены масла, но и помогут быстро найти все нужные компоненты. Они даже повысят продажную стоимость вашего автомобиля (если вы, конечно же, соберетесь его когда-нибудь продать), добавив покупателю свидетельства того, что за двигателем всегда был надлежащий уход.
Несмотря на то что для описания этого процесса требуется 15 этапов, выполнение самой процедуры занимает не больше 15 минут, если все необходимое для замены уже готово. Когда вы увидите, насколько проста процедура замены масла, вы станете менять масло чаще, а ваш автомобиль будет лучше и дольше "бегать", потреблять меньше топлива и меньше загрязнять воздух. Да и вы сами будете уверены в своем автомобиле!
Если вы чувствуете себя при замене масла довольно уверенно и все равно уже подняли свою машину на домкрате, заодно можно провести и смазочные работы, которые подробно описаны в главе 16 "Смазка, или Что продлевает жизнь автомобилю".
Утилизируйте отработанное масло
Никогда не сливайте масло на землю, не выбрасывайте его вместе с бытовым мусором и не выливайте в канализацию. Это токсичный загрязнитель окружающей среды, с которым необходимо поступать соответствующим образом. Что же делать с отработанным маслом? Слейте его в чистые емкости с плотными пробками (предпочтительно закручивающимися), — для этого хорошо подходит канистра из-под только что залитого масла и простые бутылки для воды.