Смазка рессор
Для поглощения ударов и поддержания вашего автомобиля на одном уровне используются различные типы рессор. Это может быть витая пружина, листовая рессора, торсионный вал или пневматическая рессора. В некоторых автомобилях стоят листовые рессоры на задних колесах и пружины — на передних. Представительские автомобили, грузовики и автобусы имеют пневматическую систему подвески. Более детальную информацию о типах подвески см. в главе 11, "Рулевое управление и подвеска, или Что делает поездку приятной". Сейчас вы узнаете, что вам понадобится для смазки и как правильно смазывать подвеску в зависимости от ее типа.
Листовые рессоры. Листовые рессоры каждым концом крепятся к раме автомобиля, что позволяет им свободно двигаться. Это крепление обычно имеет резиновую втулку, которая позволяет креплению легко вращаться, а также поглощает энергию вибрации и не дает рессоре "дойти" до пассажирского салона (рис. 16.6). Если листовая рессора имеет больше одного листа с каждой стороны, то это называется сборной листовой рессорой. Между листами рессоры проложены куски пластика, которые называются противоскрипной пластмассовой шайбой. Их можно смазывать смазкой для подвесок, чтобы предотвратить шум. поскольку во время тряски листы трутся между собой.
Рис. 16.6. Листовые рессоры оборудованы резиновыми втулками
Пружинные рессоры. Они выглядят как пружины на старомодных диванах. Чаще всего пружины устанавливаются в передней части автомобиля, но есть модели, в которых они устанавливаются как спереди, так и сзади (на рис. 16.7 и 16.8 показано расположение шаровых опор и втулок на пружинных рессорах). Иногда пружинные рессоры имеют резиновые прокладки в верхней и нижней частях. Если пружины создают много шума, можно смазать их в верхней и нижней части. Для нанесения смазки используйте распылитель.
Рис. 16.7. Втулки и шаровые опоры на передних пружинных рессорах. Передние пружинные рессоры могут устанавливаться как на нижнем, так и на верхнем рычаге
Рис. 16.8. Задние рессоры оснащены резиновыми втулками
Торсионный вал. Этот тип рессор широко используется в спортивных и грузовых машинах. Обычно они расположены параллельно раме и копятся к управляющим рычагам с одного конца, а с другого - к поперечному элементу конструкции (рис. 16.9). Торсионный вал не требует смазки. Их можно регулировать; ест и ваш автомобиль поднят стишком высоко или стишком опушен, высоту можно отрегулировать, подкрутив регулирующий болт.
Рис. 16.9. Торсионные валы обеспечивают устойчивость автомобиля
Пневматическая подвеска. Этот тип подвески основан на использовании сжатого воздуха для поддержания комфортности езды и высоты кузова автомобиля. С помощью встроенного компьютера, который сигнализирует о весе, можно добавить сжатый воздух, когда вес автомобиля увеличивается. Когда вы разгрузите автомобиль, компьютер подаст сигнал на клапан, и тот выпускает воздух (рис. 16.10). Обычно в пневматических рессорах нечего смазывать. Но все равно спроси те у консультанта о необходимости использования резинового кондиционера для предотвращения преждевременного износа пневматических рессор.
Рис. 16.10. Как работают пневматические рессоры
Уход за стабилизаторами
Стабилизаторы предотвращают шатание и дискомфорт в пассажирском салоне во время езды по неровной дороге. Существует очень много видов стабилизаторов, но единственное, что вам надо знать, — что все резиновые части необходимо смазывать.
Как разобраться с ударами и толчками
Возле каждого колеса расположены поглотители вибрации, возникающей при езде по неровной дороге. В главе 11 "Рулевое управление и подвеска, или Что делает поездку приятной" показаны детали поглотителей, описанные в этой книге.
Вместо обычных амортизаторов в автомобилях многих марок установлены стойки Макферсона. Эта простая и улучшенная система занимает меньше места и намного удобнее. Они расположены в нижней части кузова, поскольку монтируются вместе с подвесной пружиной и находятся внутри нее. Стойки всегда находятся под давлением пружины; при неисправности их должны менять только профессионалы. Вы можете нанести себе травму, если займетесь этим сами. (О стойках Макферсона и других системах см. главу 11 "Рулевое управление и подвеска, или Что делает поездку приятной").
О необходимости замены амортизатора свидетельствует появление сильного крена автомобиля при повороте. Кроме того, состояние амортизаторов можно проверить, нажав на бампер и резко его отпустив. Если машина начинает прыгать вверх-вниз, то они требуют замены. Есть другой метод проверки: нужно резко затормозить, и если машина продолжает прыгать вверх и вниз некоторое время спустя после торможения, то это свидетельствует о том, что вам нужны новые амортизаторы.
Плохие амортизаторы увеличивают износ шин и впоследствии могут спровоцировать потерю управления при езде с большой скоростью по неровной дороге. Если хотя бы один из описанных здесь симптомов соответствует вашему случаю, то амортизаторы подлежат замене.
Операция замены стандартных амортизаторов несложная, но очень трудоемкая, так как при этом приходится поднимать машину и залезать под нее. Если вы не умеете и не хотите делать это сами, я настоятельно рекомендую обратиться к профессионалам.
Для того чтобы сэкономить деньги, купите амортизаторы и заплатите механикам за то, чтобы они их поставили. В магазине по марке автомобиля легко определят тип подвески, стоящей на вашем автомобиле, и то. какие амортизаторы ей нужны. Но у вас есть выбор: амортизаторы, предназначенные для работы в "тяжелых условиях эксплуатации", делают езду более жесткой; но они же делают поездку при полной нагрузке значительно более комфортной. Некоторые автомобили оборудованы автоматическими системами контроля уровня для регулировки в тех случаях, когда автомобиль едет при полной нагрузке или вообще без груза.