Педаль сцепления должна без усилий двигаться вниз на 2-2,5 см, для прохождения остальной части рабочего хода педали потребуется гораздо большее усилие. Свободный ход педали свидетельствует о том, что диск сцепления полностью включен. Чересчур большой свободный ход педали тоже свидетельствует об определенных проблемах — не хватает рабочего хода для того, чтобы отвести диск сцепления от маховика двигателя. При подобной проблеме вы услышите характерный металлический звук при включении первой или задней передачи.
Отсутствие свободного хода педали сцепления свидетельствует о возникновении проблемы другого рода. В этом случае выжимной подшипник, который при нажатии на педаль сцепления управляет диском сцепления, будет все время вращаться. Но вращение выжимного подшипника приводит к его преждевременному износу, что затруднит переключение передач.
Езда на недовыжатом сцеплении приводит к износу выжимного подшипника. Эту неисправность легко определить по характерному свисту и скрипу. Если этот звук исчезает при отпущенной педали сцепления, по стоит опять нажать на нее, как звуки возобновляются, то у вас проблемы с выжимным подшипником. Если вы считаете, что сцепление барахлит, обратитесь к надежному механику для его проверки.
Сцепление сохраняет рабочее состояние на первых 8-80 тыс. км пробега. Следует сказать, что пробег зависит от типа машины, стиля вождения и периодичности прохождения ТО. Сцепление может выдержать как 160 тыс. км пробега, так и сломаться на первых же 16 тыс. км. Если вы меняете диск сцепления, то вам надо проверить нажимной диск (корзину) и маховик, чтобы узнать, в каком состоянии они находятся. Вот что вы должны сделать.
Если маховик изношен, необходимо обработать его поверхность. Эта процедура включает в себя шлифовку и полировку плоской поверхности до зеркального блеска. Если вы этого не проделали, то износившийся маховик приведет к быстрому износу поверхности нового диска муфты сцепления. Если вы переставили диск, но он уже исцарапал маховик, и эта неисправность уже дает о себе знать, то надо вплотную заняться диском.
Если нажимной диск сильно износился, исцарапался или стерся — его нужно заменить. Если вы почините его и поменяете на новый, то можете рассчитывать на скидку.
Если пружины на нажимном диске сцепления ослаблены, то их необходимо заменить.
Поскольку такое вечное понятие, как износ, распространяется на все детали сцепления, очень хорошо, если у вас в запасе всегда будут рычаги, диски сцепления и выжимной подшипник, тогда во время ремонта вы заодно замените их новыми. Если у вас под рукой будет коренной подшипник (он расположен между маховиком и коленчатым валом), я гарантирую экономию денег и времени!
Для того чтобы избежать платы за ненужный ремонт, запомните все, что тут написано, и думайте, когда будете иметь дело и с другими частями вашего автомобиля. Если механик говорит, что ему надо вскрыть трансмиссию. попросите его, чтобы он проверил полностью все, заменил прокладки и другие изношенные детали. Если надо демонтировать головку блока цилиндров или добраться до двигателя, то узнайте, проверяют ли при этом и другие детали.
Самое главное — не позволять механикам делать с вашей машиной все, что им вздумается. Скажите им, что вы хотели бы взглянуть на износившиеся детали до того, как они начнут заниматься ненужной вам работой. Но помните, отдельно купленные детали и сборка их в механизм стоят столько же, сколько хорошо проделанная работа, поэтому лучше, если механик починит все за одни раз — это существенно сэкономит ваши средства.
Если ваш автомобиль оборудован гидравлическим приводом сцепления, не забудьте проверить уровень жидкости в главном цилиндре сцепления. Эта операция аналогична проверке уровня жидкости в тормозном цилиндре (подробнее об этом — в главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами").