Если вы столкнулись с неисправностью, по поводу которой намереваетесь посоветоваться с механиками, сначала прочитайте раздел о том, что делать и как себя вести перед диагностикой. Если вам повезет, то может оказаться, что трансмиссия просто нуждается в небольшой регулировке. Но если все же удача отвернулась от вас. то трансмиссии потребуется серьезный ремонт или замена.
Симптомы низкого уровня трансмиссионного масла
При первых симптомах неисправности автоматической КПП (т.е. замедленная реакция при переключении передач или появление глухих звуков и рывков) в первую очередь проверьте уровень трансмиссионного масла. Уровень может быть пониженным, а масло — грязным или черным. В главе 3 "Профилактическое обслуживание - ежемесячное ТО" рассказывалось о том, как найти щуп и проверить уровень масла и в каком типе масла нуждается КПП вашего автомобиля. Неплохо проверять масло как можно чаще, но в любом случае проверка масла должна стать неотъемлемой частью регулярного осмотра под капотом. Сколько раз вы тратили деньги на покупку деталей, в то время как немного смазки решило бы все проблемы за какие-то копейки. До того как опустошать свой кошелек, проверьте уровень смазки и следуйте таким указаниям.
Если уровень масла низкий, поставьте машину на стояночный тормоз, включите нейтральную передачу или "Park", через воронку долейте чуть-чуть масла и посмотрите на его уровень; если он доходит до отметки "Full", значит, масла достаточно.
Не лейте слишком много масла, езда с чрезмерным количеством масла может повредить КПП. Если через несколько дней уровень масла опять снизился, внимательно осмотрите все под машиной, нет ли утечки возле КПП (в этом случае, возможно, придется заменить сальник).
Меняйте масло, если уровень масла в норме, но трансмиссия неисправна, или если масло уходит, но нет ни подтеков, ни каких-либо причин для этого.
Если трансмиссионное масло пахнет горелым или выглядит пережженным или грязным, самое время поменять масло, фильтр или прокладку.
Трансмиссия должна обслуживаться через каждые 30-40 тыс. км пробега, но если пробег вашего автомобиля составляет больше 150 тыс. км, а вы никогда не меняли трансмиссионное масло, не меняйте ее до тех пор, пока не возникнут действительно серьезные причины для этого. Дело в том, что старое трансмиссионное масло сформировало покрытие внутри сальника. И если старое масло слить и залить новое, оно полностью растворит покрытие, и сальник начнет протекать. В таком случае нужно просто долить масла приблизительно до отметки "Full". Однако это совсем не означает, что вам не надо проходить ТО. Поскольку вы не меняете масло, доливка небольшого количества нового масла нисколько не повредит сальнику.
Если у вас полноприводный автомобиль, не забудьте проверить уровень трансмиссионного масла в раздаточной коробке.
Неисправности вакуум-модулятора
В основном старые автомобили, оборудованные автоматической КПП, имеют недорогое приспособление, называемое вакуум-модулятором. Когда вакуум-модулятор ломается, машина может передвигаться только на первой передаче или переключается, но с большим шумом, особенно на низких передачах. При этом увеличивается расход трансмиссионного масла и при переключении передач из выхлопной трубы валит белый или серый дым. Но если в вашем автомобиле установлен вакуум-модулятор и до него легко добраться, то лучше заменить его, пока не произошла действительно серьезная поломка, которая потребует дорогого ремонта. Обычно достаточно всего лишь снять старый и на его место поставить новый. Чтобы не сомневаться в правильности проделанной вами работы. проверьте в руководстве по ТО модель и год изготовления вашего автомобиля.