На разных машинах коробки передач отличаются. С механической коробкой передач (которая иногда называется стандартной) вы включаете нужную передачу в нужное время сами; с автоматической коробкой передач все делается за вас. Но результат тот же: независимо от того, какая у вас коробка передач — механическая или автоматическая — она передает крутящий момент от двигателя к колесам. Но она это не делает сама — она часть целой системы — трансмиссии.
В этой главе я расскажу вам о трансмиссии. В конце концов, коробка передач и остальные части трансмиссии перестанут быть для вас загадкой, а в главе 17 "Что делать, если забарахлила трансмиссия" речь пойдет об обслуживании и поиске неисправностей в трансмиссии.
Когда автомобиль меняет направление движения с переднего на задний ход, задние колеса (или передние в переднеприводной машине) не просто должны вращаться в определенную сторону. Им нужно сообщить, с какой скоростью нужно крутиться, а также сообщить дополнительный крутящий момент для трогания с места, заезда на горки и перевозки тяжелых грузов. Все это делается с помощью трансмиссии. Зная, что каждый узел делает и как он взаимодействует с другими узлами, вы сумеете отследить путь крутящего момента от двигателя к колесам.
Вот интересный взгляд на работу трансмиссии: представьте, что вы — капитан корабля. В машинном отсеке у вас установлены прекрасные двигатели, вырабатывающие энергию для движения корабля. Вы стоите на мостике, осматриваете океан в бинокль и внезапно замечаете впереди айсберг. Вместо того чтобы бежать в машинный отсек и лично изменять направление вращения винтов, чтобы корабль двигался назад, вы по системе двусторонней связи вызываете машинный отсек и командуете: "Говорит капитан. Задний ход!". Механик в машинном отсеке слышит вас и выполняет приказ. Корабль спасен.
В машине, где экипаж состоит из одного человека, вы все равно у штурвала и отдаете команды машине, которая вас не слышит. Для общения с ее узлами нужен механизм. В данном случае — это рычаг переключения передач. Двигая рычаг рукой, вы "говорите" коробке передач, что делать. Затем она передает эту команду колесам по карданному валу.
С помощью трансмиссии вы не только указываете колесам, в какую сторону вращаться, но и с какой скоростью. Когда вы нажимаете на акселератор, то тем самым заставляете двигатель вырабатывать дополнительный крутящий момент, но, чтобы колеса эффективнее реагировали, команду надо передать правильно. При подъеме, перевозке тяжелого груза или просто при попытке преодолеть силы инерции, чтобы тронуться с места, колесам нужно сообщить дополнительный крутящий момент, т.е. отрегулировать скорость вращения колес относительно скорости вращения коленчатого вала двигателя. У коробки передач есть не только передняя и задняя передача, но и высшие и низшие передачи. У некоторых коробок передач для эффективного контроля мощности и скорости есть шесть передних передач. (Не говоря уже об этих больших тягачах с четырнадцатью или шестнадцатью передними передачами!) Низшие передачи обеспечивают больше мощности при меньших скоростях. Высшие передачи обеспечивают меньше мощности, но позволяют ехать на больших скоростях, так как на этих передачах колеса вращаются быстрее при любых оборотах двигателя.