АБС бывает двух типов. Некоторые легкие грузовики и фургоны оборудованы АБС на два задних колеса, сохраняющей путевую устойчивость. Несмотря па то что передние тормоза и могут заблокироваться, автомобиль будет продолжать двигаться по прямой линии. Приложив на педаль тормоза достаточное усилие, водитель может контролировать управляемость автомобиля.
АБС на все колеса устанавливают на легких грузовиках и легковых автомобилях. Эти системы предотвращают блокирование всех четырех колес, что позволяет сохранить Управляемость при экстренном торможении. Если нет угрозы блокировки колес, АБС не работает и остается в режиме ожидания.
Как работает АБС
Вот как работает антиблокировочная система: микропроцессор, называемый контроллером АБС, отслеживает частоту вращения каждого колеса с помощью электронного датчика. Когда вы экстренно нажимаете на педаль тормоза, контроллер управляет электронными соленоидами, которые прерывисто подают гидравлическое давление к каждому колесу. Причем происходит это в тысячи раз быстрее, чем если бы вы прерывисто нажимали на педаль тормоза. Обычно работающую систему АБС можно почувствовать по вибрации педали. Главное при работе системы прилагать к педали постоянное усилие до остановки машины.
Если в антиблокировочной системе возникнет неисправность, на панели приборов загорится желтая лампочка и система АБС отключится. При этом тормозная система будет работать как обычно — без антиблокировки. Поэтому, если горит лампочка АБС, знайте: у вас остаются в распоряжении обычные тормоза. Просто продолжайте ехать куда надо, как будто вы никогда не слышали об АБС. И почините АБС при первой же возможности.
Что не делает АБС
АБС не предотвращает занос автомобиля при торможении и не сокращает тормозной путь. Хотя АБС и помогает сохранить управляемость, на скользкой дороге автомобиль не повернет так же быстро, как на сухом покрытии. Сочетание повышенной скорости, резких поворотов и ударов по тормозам может привести к заносу автомобиля, даже оборудованного АБС. На дорогах, покрытых гравием или свежевыпавшим снегом, на заблокированных колесах машины без АБС может налипнуть гравий или снег, и машина без АБС остановится быстрее машины с АБС. Поэтому всегда важно сохранять безопасную дистанцию до идущего впереди автомобиля и поддерживать постоянную скорость движения, а нс жать на тормоза в последний момент!
Езда с АБС
Если ваш автомобиль оборудован антиблокировочной системой, не нажимайте педаль прерывисто. Вместо этого постоянно жмите на педаль тормоза, продолжайте управлять автомобилем, и пусть микропроцессор сделает все за вас!
На автомобилях, оборудованных антиблокировочной системой, неплохо понаблюдать, как она ведет себя при нормальной работе. В дождливый или снежный день найдите пустую стоянку и резко нажмите на тормоза, отмечая реакцию автомобиля. Держите ногу на педали и почувствуйте управление при работе системы. Теперь вы знаете, чего ожидать при экстренном торможении. В главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами" я расскажу, как проверить АБС. а ремонт и все регулировки оставьте профессионалу.