Рис. 10.5. Конструкция барабанного тормоза
Тормозные барабаны
Тормозные барабаны — это пустые стальные цилиндры, расположенные за колесами (см. рис. 10.5). Поскольку болты, крепящие колеса, проходят сквозь барабан, то последний должен вращаться вместе с колесами. Если вы будете содержать тормоза в хорошем состоянии и менять тормозные колодки до того, как они совершенно износятся, то тормозные барабаны прослужат наравне с автомобилем. Если барабаны слишком изношены, их можно проточить, чтобы они снова стали гладкими, при условии, что их толщина не менее 1,5 мм. Если они тоньше, барабаны нужно заменить. В главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами" вы узнаете, как обследуются и ремонтируются тормозные барабаны.
Рабочие тормозные цилиндры
Как видно на рис. 10.6, рабочие тормозные цилиндры — это маленькие мощные механизмы, размещенные в каждом тормозном барабане на опорном диске. На рис. 10.7 показана конструкция рабочего тормозного цилиндра.
Рис. 10.6. Конструкция рабочего тормозного цилиндра
Тормозная жидкость, толкаемая по магистрали поршнем главного цилиндра, направляется в рабочие тормозные цилиндры. Жидкость приводит в действие два маленьких поршня, которые находятся внутри каждого рабочего цилиндра, расталкивая их (рис. 10.7). Поршни выходят с каждой стороны цилиндра и толкают тормозные колодки.
Рис. 10.7. Барабанный тормоз в действии
Уплотнители внутри каждого цилиндра, называемые манжетами, не дают вытекать тормозной жидкости. Грязезащитные чехлы на каждом конце предотвращают попадание грязи и пыли в цилиндр и его загрязнение.
Тормозные колодки
Как видно на рис. 10.5 и 10.6, тормозные колодки — это закругленные металлические детали, останавливающие машину, когда поршни рабочих цилиндров прижимают их к внутренней поверхности тормозного барабана. К колодкам присоединены пружины, возвращающие их на место, когда вы отпускаете педаль. В главе 18 есть советы, как лучше всего заменить колодки.
Тормозные накладки
К колодке приклепываются или приклеиваются закругленные тормозные накладки из прочного и очень жаростойкого материала. Как видно на рис. 10.6, когда колодки прижаты к внутренней стороне барабана, накладки создают трение, которое заставляет барабан остановить свое вращение. А это, в свою очередь, останавливает вращение колес и движение машины.
У тормозных накладок тормозов передних колес поверхность больше, чем у задних, так как передние колеса принимают весь вес автомобиля, — при торможении центр тяжести смещается вперед. Однако в каждом наборе тормозных накладок для любого колеса накладка, направленная внутрь, больше по размеру и часто другого цвета.
Износ накладок следует проверять через каждые 16-32 тыс. км пробега. В главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами" объясняется, как и когда это делать.
Регулятор
В нижней части опорного диска тормоза есть либо колесико ручной регулировки, либо самонастраивающийся регулятор. Они используются для регулировки расстояния между поверхностью тормозной накладки и внутренней поверхностью тормозного барабана при отпущенной педали тормоза. По мере износа накладок расстояние увеличивается, а регулировка это компенсирует. Если у вас нет этого устройства, а колодки сильно изношены, тормозные колодки не достанут до барабана и машина не остановится. Подробнее о типах регуляторов речь пойдет в главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами".