![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216068.jpg)
Рис. 5.1. Схема системы запуска
В следующих разделах описываются узлы системы запуска.
Все знают, что лучше раз увидеть и прикоснуться, чем сто раз услышать, поэтому стоит выйти с книгой к автомобилю и отследить путь электрического тока к каждому узлу системы. Не стесняйтесь! (Если надо, инструкцию по открытию капота вы найдете в главе 1 "Это должен знать каждый водитель".) Если при осмотре системы запуска вы найдете пару агрегатов, о которых я еще не упоминала (например, маленькую черную коробочку, которая называется регулятором напряжения), внимательно рассмотрите их прямо па месте. Так же как и о реле, вам не надо беспокоиться об этих узлах, пока они исправны, в противном случае заменять их должен профессионал.
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея - это большой ящик, который находится под капотом (рис. 5.2). Он наполнен смесью серной кислоты и дистиллированной воды, и внутри него находятся свинцовые пластины. Батарея хранит ток для запуска, включения фар и питания системы зажигания. Кроме того, она стабилизирует напряжение в электросистеме и генерирует ток, если его потребность превышает возможности системы питания. Очень полезное устройство!
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216069.jpg)
Рис. 5.2. Аккумуляторная батарея в разрезе
На батарее сверху или по бокам находятся две большие металлические клеммы. Одна положительная, другая отрицательная. Вы отличите одну от другой, так как положительная обычно больше и обозначена знаком "+" либо словом "Positive".
Во многих машинах на положительную клемму налета красная крышечка, и провод, ведущий к ней. тоже красный. Провод от отрицательной клеммы обычно черный. Зажимы на проводах, которые вы используете для "прикуривания". также красного и черного цветов, что позволяет просто ориентироваться. какой провод куда подключать. Инструкции по "прикуриванию" вы найдете в главе 21 "Что делать, если автомобиль стал и ни с места".
Как видно на рис. 5.1, к массе автомобиля обычно подключается отрицательный вывод батареи (при этом говорят, что в машинах отрицательная "земля"). Это значит, что общий провод от отрицательной клеммы АКБ соединяется с кузовом автомобиля, а провод положительной клеммы идет к стартеру, зажиганию и т.д. (У некоторых иномарок положительная "земля", это значит, что к кузову автомобиля подключается провод от положительной клеммы АКБ.)
Современные аккумуляторные батареи не обслуживаемые. Это значит, что на всем периоде эксплуатации в них не нужно доливать воду и периодически измерять плотность электролита. Однако на клеммах иногда образуются отложения, которые могут ухудшить электрический контакт. В главе 3 "Профилактическое обслуживание — ежемесячное ТО" я рассказывала, как проверить батарею и убрать эти отложения.
Я знаю, в чем проблема, просто я не знаю, где она...
После первого занятия по электросистеме одним прекрасным утром я вышла и обнаружила, что машина не заводится. Я помнила, как инструктор говорил, что если вы слышите щелканье (это срабатывает пусковое реле), но двигатель не заводится, возможно, нет контакта где-то между замком зажигания и стартером. Я открыла капот (только второй раз в жизни я зашла так далеко) и заглянула под него. Естественно, я увидела пучок проводов на перегородке отсека двигателя перед рулем. Я видела провода, идущие к батарее по кузову, но потом я растерялась. Короче говоря, пришлось вызывать техпомощь.
Когда приехала техпомощь, я гордо проинформировала механика о том, что я знаю, что не так. "Просто где-то между батареей и стартером отошел провод" — сказала я. "Тогда почему вы не починили сами?" - спросил он. "Потому что я не знаю, как выглядит стартер!" Он был достаточно воспитан, чтобы не рассмеяться, а я почувствовала себя лучше, когда проблема оказалась в плохом контакте провода стартера. Он показал мне стартер и то место, где к нему идут провода.
Стартер
После того как ток из батареи пройдет тяговое реле (см. рис. 5.1), он направляется к стартеру. Стартер — это небольшое устройство, которое заставляет завестись двигатель. (На рис. 5.3 показано, как выглядит стартер, а на рис. 5.4 — его конструкция.) Это электромотор с шестерней с одной стороны, называемой шестерней привода. Шестерня привода приводит в движение кольцевое зубчатое колесо на маховике, который прикручен к коленчатому валу. Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, шестерня привода перемешается по валу стартера и входит в зацепление с зубчатым колесом маховика. В результате маховик проворачивается и приводит в движение коленчатый вал. Поршни перемешаются вверх и вниз, свечи дают искру, и двигатель заводится. Как только двигатель завелся, стартер сделал свою работу, вы должны отпустить ключ. Когда ключ возвращается в положение "Он", где и остается, пока вы не выключите двигатель, шестерня привода отходит от маховика, а двигатель продолжает работать на топливовоздушей смеси, которая закачивается в цилиндры.
![]() Рис. 5.3. Внешний вид стартера с тяговым реле | ![]() Рис. 5.4. Конструкция стартера |
Если вы будете держать ключ в положении "Start" после запуска двигателя, то услышите странный звук. Этот звук издает обгонная муфта, которая позволяет двигателю вращаться быстрее стартера. Несмотря на то что эта однонаправленная муфта предотвращает повреждение стартера при запуске двигателя, держать ключ в положении "Start", когда двигатель работает сам, не рекомендуется. Старайтесь не держать стартер включенным больше 10 секунд. Если мотор не заводится, дайте стартеру остыть пару минут перед повторной попыткой запуска. Если этого не сделать, можно перегреть стартер и вывести его из строя. И не включайте стартер (не поворачивайте ключ в положение "Start") при работающем двигателе. Так вы можете повредить шестерни стартера и маховика.