Система зажигания
Когда двигатель запущен, система зажигания (рис. 4.8) периодически подает высокое напряжение на свечи, чтобы они производили искру, воспламеняющую топливо. Напряжение, вырабатываемое генератором переменного тока подается на катушку зажигания, где оно многократно увеличивается. Из катушки высокое напряжение поступает на распределитель зажигания, который направляет его к нужной свече в нужное время. Электрическая система подробнее описывается в главе 5 "Электросистема - искра жизни вашей машины", а в главе 12 "Регулировка электрооборудования" показано, как ее отдельные части работают вместе.
Рис. 4.8. Система зажигания
Система охлаждения
Так как температура горения воздушно-топливной смеси равна почти 2500°С, совершенно понятно, что ее нужно быстро снизить ниже точки кипения, иначе двигатель быстро выйдет из строя. Чтобы двигатель был холодным, вода или охлаждающая жидкость циркулирует из радиатора по каналам в двигателе, которые называются рубашкой охлаждения. Водяной насос поддерживает циркуляцию воды, а вентилятор помогает охлаждать двигатель, когда вы стоите перед светофором, и воздух сам не проходит через радиатор (рис. 4.9).
Рис. 4.9. Система охлаждения
Эта система детально рассмотрена в главе 8 "Как работает система охлаждения", а в главе 14 "Как уберечь машину от перегрева" показано, как выполнять простые работы наподобие слива охлаждающей жидкости из системы и замены охлаждающей жидкости и что делать, если машина перегрелась.
Система смазки
Масло постоянно циркулирует но двигателю. смазывая его движущиеся части (поршни, шатуны, коленчатый вал и им подобные), чтобы они свободно двигались, и, уменьшая трение, которое нагревает двигатель. Масляный насос поддерживает циркуляцию масла, а масляный фильтр очищает его. Остальные части системы смазки (рис. 4.10) предназначены для предотвращения соприкосновения движущихся деталей внутри двигателя и взаимного износа. Чтобы узнать больше об этой системе и о том, как поменять масло и фильтр, обратитесь к главе 15 "Замена масла". В главе 16 "Смазка, или Что продлевает жизнь автомобилю" рассказывается, как смазывать остальные части машины.
Рис. 4.10. Система смазки
Выхлопная система
Выхлопная система (рис. 4.11) служит для удаления из двигателя продуктов сгорания топлива. Выхлопные газы или продукты сгорания горючей бензо-воздушной смеси, которая воспламенялась в цилиндрах, проходят по трубам выпускного коллектора к выхлопной трубе, расположенной сзади автомобиля (эти газы содержат ядовитый угарный газ). По пути устройства очистки от загрязнения удаляют вредные вещества. Глушитель уменьшает шум выхлопа. Если он сломается, вас оштрафуют за нарушение общественного порядка! Вы мало что можете сделать для ухода и ремонта этой системы, разве что поменять выхлопную трубу или глушитель, если они сломаются или износятся. По ходу чтения книги вы еще узнаете об этих деталях.
Рис. 4.11. Выхлопная система