В главе 8 "Как работает система охлаждения" детально описывалась конструкция системы охлаждения. Если вы не прочитали эту главу, пожалуйста, сделайте это немедленно.
Первый симптом перегрева двигателя — перемещение стрелки указателя температуры в зловещую красную зону. Если не принять меры, очень скоро вода в радиаторе закипит и из-под капота пойдет пар.
Если эту проблему проигнорировать, двигатель медленно будет терять мощность, застучит и все закончится большим счетом за ремонт. Если предпринять действия при обнаружении первого симптома неисправности, этого апокалиптического сценария можно избежать. Даже если все закончится капитальным ремонтом, вас будет утешать мысль о том, что все более дешевые варианты развития событий вы тоже перепробовали.
Что делать при случайном перегреве двигателя
Почти любой автомобиль может перегреться случайно. Традиционной причиной такой неисправности бывает не что иное, как обычная пробка на дороге в жаркий летний день. Что делать в этом случае, вы узнаете в разделе "Что делать с автомобилем, который перегрелся в жаркий день" главы 21 "Что делать, если автомобиль стал и ни с места".
Что делать при хроническом перегреве
Если автомобиль перегревается и часто выкипает охлаждающая жидкость, проблема может быть вызвана одной или сразу несколькими утечками в охлаждающей системе (подробнее об этом — ниже, в разделе "Поиск утечек в системе охлаждения"). Если ваш автомобиль перегревается при нормальной температуре и нормальном трафике, это может быть вызвано неисправностью термостата, водяного насоса или неправильной регулировкой натяжения ремня вентилятора. Эти неисправности можно устранить легко и быстро, если следовать инструкциям, приведенным в этой главе.
Классификация других причин перегрева
Некоторые неисправности перегрева никак не связаны с системой охлаждения. Вот небольшой перечень возможных причин перегрева: недостаточный уровень масла в двигателе, прогар прокладки головки блока цилиндров и неисправности КПП. Если проверка и обслуживание системы охлаждения свидетельствуют о ее хорошем состоянии, необходимо проверить, нет ли следующих неиспревностей.
Позднее зажигание. Если ездить с неотрегулированным зажиганием, то позднее зажигание может привести к перегреву двигателя из-за того, что свечи зажигания воспламеняют горючую смесь после прохождения поршнем ВМТ. При позднем зажигании процесс сгорания горючей смеси нарушен, и системе охлаждения приходится отводить больше тепла. Само по себе позднее зажигание может служить причиной перегрева двигателя не более чем на несколько градусов, но в совокупности с другими неисправностями это приводит к нагреву двигателя до критической температуры. Выход достаточно прост: проверяйте установку зажигания и регулируйте ее в соответствии с инструкциями, приведенными в главе 12 "Регулировка электрооборудования".
Засорен радиатор. Радиаторы бывают так засорены ржавчиной, осадком или остатками насекомых, что даже их очистка и промывка может не помочь. Засорение проходов ограничивает циркуляцию воды в системе, поэтому система не может работать эффективно. Решение заключается в демонтаже радиатора и прочистке его паром.
Ослаблено натяжение ремня вентилятора. Проверьте степень провисания ремня вентилятора или приводного ремня, приводящего в движение водяной насос. Она не должна превышать одного сантиметра. Если провисание больше этого — это может стать причиной неэффективной работы насоса и, как следствие, слабой циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения и перегрева самой системы. Если ремень вентилятора ослаблен или изношен, его следует заменить в соответствии с инструкциями, приведенными ниже, разделе "Регулировка и замена приводных ремней".
Износ нижнего патрубка радиатора. Обычно нижний патрубок радиатора изнашивается под воздействием разрежения, создаваемого водяным насосом и неправильной циркуляцией жидкости. Ниже описывается, как проверить этот патрубок.
Если двигатель вашего автомобиля перегревается, остановитесь и, не заглушая двигатель, откройте капот. При этом автомобиль должен быть зафиксирован с помощью стояночного тормоза. Осмотрите нижний патрубок (будьте осторожны, чтобы ваши волосы или одежда не попали в вентилятор или под ремень вентилятора) и проверьте, не поврежден ли он. Если есть повреждения, патрубок следует заменить. Как это можно сделать, я расскажу попозже.
Пониженный уровень масла. Если вы по-прежнему не можете понять, в чем причина перегрева двигателя, посмотрите на щуп проверки уровня масла в двигателе. Двигатель с пониженным уровнем масла имеет тенденцию к перегреву, так как масло отводит от 75 до 80% "лишнего тепла’’ в двигателе (кроме выполнения и своей основной задачи — смягчения трения деталей двигателя).
Для двигателя емкостью 5 литров масла нехватка одного литра приводит к отводу на 20% тепла меньше (масло охлаждается в картере двигателя). Инструкции по контролю за уровнем масла и доливке масла приведены в главе 3 "Профилактическое обслуживание - ежемесячное ТО".
Перегрев двигателя можно предупредить регулярной проверкой уровня жидкости и регулярным обслуживанием. В следующих разделах можно узнать, как это делается.