Никогда не снимайте крышку радиатора при горячем двигателе. Никогда не доливайте холодную воду в горячий двигатель!
Как безопасно снять крышку радиатора
Перед обслуживанием системы охлаждения необходимо предпринять соответствующие меры предосторожности. Фактически нет никакой необходимости в откручивании крышки с радиатора или расширительного бачка при горячем двигателе. Поскольку нельзя предугадать поведение разогретой охлаждающей жидкости, открывая крышку, придерживайтесь следующих правил.
Никогда не снимайте крышку радиатора или расширительного бачка при горячем двигателе. При перегреве двигателя съедьте на обочину, заглушите двигатель и подождите 15-20 минут, пока двигатель остынет. Для ускорения процесса охлаждения можно открыть капот, не трогая при этом крышку радиатора. Поскольку доливка холодной воды в перегретый двигатель равносильно самоубийству автомобиля, у вас больше нет иных причин снимать крышку до тех пор, пока двигатель не остынет. Терпеливо подождите, пока двигатель остынет. Полезные советы на случай перегрева в пути можно найти в главе 21 "Что делать, если автомобиль стал и ни с места".
Для того чтобы открыть крышку с соблюдением всех мер безопасности, выполните следующее.
1. Если система охлаждения вашего автомобиля оборудована крышкой радиатора с возможностью стравливания давления, для стравливания давления поднимите рычаг на крышке, а затем поверните крышку против часовой стрелки и осторожно снимите ее.
Для того чтобы не обжечь руки, всегда беритесь за крышку через тряпку (рис. 14.1).
Рис. 14.1. Откручивание крышки радиатора с соблюдением мер предосторожности
Если система охлаждения вашего автомобиля не оборудована крышкой радиатора с возможностью стравливания давления, возьмитесь за пробку через тряпку и поверните ее против часовой стрелки до первой остановки.
Давление в системе должно снизиться, но если при этом будет выходить жидкость или большое количество пара, закрутите крышку обратно и подождите, пока все не остынет. При отсутствии пара можно продолжать откручивать крышку.
2. Наклоните крышку так, чтобы она открывалось от вас (и любого, кто с вами рядом) (см. рис. 14.1).
Таким образом, если в системе охлаждения остается давление, достаточное для того, чтобы разбрызгать горячую охлаждающую жидкость, струя воды или пара будет направлена на двигатель и внутреннюю сторону капота, т.е. туда, где она не нанесет никакого вреда. Обязательно придерживайтесь таком правила, если ваш двигатель не оборудован крышкой с возможностью стравливания давления.
Конечно, если двигатель холодный, такой опасности нет, поэтому выработайте привычку заглядывать в радиатор перед запуском двигателя и проверяйте уровень охлаждающей жидкости хотя бы раз в месяц (это является частью процедуры технического осмотра двигателя, описанной в главе 3 "Профилактическое обслуживание — ежемесячное ТО").
Долив жидкости в систему охлаждения любого типа
Поскольку не все автомобили оборудованы расширительным бачком, доливать жидкость в такие системы необходимо непосредственно в радиатор. Но следующие правила применимы к любому автомобилю, независимо от его типа системы охлаждения.
Никогда не доливайте холодную воду в горячий двигатель!
Долив холодной воды в перегретый двигатель может привести к появлению трещин в блоке цилиндров, вызванных резким перепадом температуры. Если необходимо долить воды в теплый двигатель, доливайте ее только при работающем двигателе. В этом случае холодная вода вливается в поток горячей воды, способствуя, более быстрому охлаждению двигателя.
При нормальных условиях рекомендуется заливать 50%-ную смесь воды и антифриза. Если температура окружающей среды выше или ниже, потребуется другое соотношение воды и антифриза (Подробности — ниже, разделе "Определение времени замены охлаждающей жидкости").
Не переливайте систему! При переливе системы лишняя жидкость выливается через расширительную трубку. Антифриз токсичен, поэтому он вреден для животных, которые любят его сладкий вкус (об этом рассказывается ниже, в разделе "Держите антифриз подальше от детей и домашних животных").
Если у вас под рукой нет охлаждающей жидкости, можно добавить водопроводной воды. Но уровень охлаждающей жидкости лучше всего поддерживать в системе доливкой аналогичного количества антифриза.
На рынке продастся несколько сортов антифриза. Если корпус вашего двигателя сделан из алюминия, следите, чтобы на канистре с антифризом, который будет заливаться в систему, была отметка о том, что он пригоден для использования в двигателях, сделанных из алюминия. Если система заправлена антифризом с продленным сроком службы, доливайте антифриз только такого типа.
Проверка и доливка охлаждающей жидкости в систему с расширительным бачком
Если наш автомобиль не оборудован расширительным бачком, можно его установить дополнительно (как это сделать, рассказывается ниже, во врезке "Установка расширительного бачка"). А пока можно пропустить этот раздел и действовать в соответствии с инструкциями из раздела "Установка расширительного бачка".
На автомобилях, оборудованных расширительным бачком, открывать крышку радиатора необязательно. На рис. 14.2 показан внешний вид расширительного бачка.
Системы охлаждения, оборудованные расширительным бачком, являются "герметичными’’, так как крышка находится на расширительном бачке, а не на радиаторе и "лишняя" жидкость вытесняется в бачок, а не стравливается наружу. В таких системах необходимо периодически проверять уровень жидкости в бачке, и заменять охлаждающую жидкость. Доливка воды и охлаждающей жидкости проводится через заливную горловину расширительного бачка, а не радиатора.
Если ваш автомобиль оборудован расширительным бачком и имеет крышку на радиаторе, при обслуживании системы охлаждения не забудьте проверить уровень жидкости в радиаторе и долить ее до максимума. Тем самым вы исключите образование в системе воздушных пробок, которые негативно сказываются на работе водяного насоса, что в конечном итоге может привести к перегреву мотора.
1. Проверьте уровень жидкости.
Для этого достаточно посмотреть ни внешнюю сторону бачка и проверить уровень жидкости относительно отметок "Мах" и "Min", обозначенных на боку расширительного бачка (см. рис. 14.2).
Рис. 14.2. Расширительный бачок
2. Если уровень жидкости понижен, долейте антифриз и воду в равных частях.
Снимайте крышку расширительного бычка так, как описывалось выше, и добавьте антифриз и воду в равных частях, пока уровень не достигнет отметки "Мах", обозначенной на боку расширительного бачка.
Установка расширительного бачка
В старых моделях автомобилей, не оборудованных расширительным бачком, его можно установить самостоятельно. Процесс установки несложен. Закрепите держатель бачка на кузове под капотом с таким расчетом, чтобы бачок находился немного ниже переливной трубки радиатора Один из шлангов от бачка подключите к этой трубке. Оригинальную крышку радиатора необходимо заменить той, которая продается в комплекте с расширительным бачком. Вот и все!
Проверка и доливка охлаждающей жидкости в радиатор
Если ваша машина не оборудована расширительным бачком, добавьте смесь антифриза и дистиллированной воды непосредственно в радиатор.
1. Откройте крышку радиатора, соблюдая все меры безопасности
2. Проверьте уровень жидкости в заливной горловине радиатора
Если точно неизвестно, каким должен быть этот уровень, убедитесь в том. что он накрывает с верхом трубки радиатора, которые находятся в нескольких сантиметрах от крышки.
3. Долейте необходимое количество охлаждающей жидкости.
Обязательно делайте это в соответствии с указаниями, представленными в этой главе.
4. Закончив работы, закрутите крышку, поворачивая ее по часовой стрелке (а если это крышка со стравливанием давления, потом нажмите рычаг).
Крышки со стравливанием давления стоят недорого, поэтому, если у вас ее нет, обязательно купите! Практически на каждой станции техобслуживания они есть в запасе, но в автомагазинах они стоят дешевле. Крышку необходимо подбирать в соответствии с давлением, на которое рассчитана система охлаждения. Эти крышки стоят потраченных на них денег.
Загадочные проблемы моего автомобиля закончились с покупкой такой крышки. К счастью, я успела заплатить только 40 долларов за совершенно ненужные мне ремонты, пока не догадалась заменить крышку. Но мне известны примеры, когда люди, заплатив тысячи долларов за восстановление радиатора и новый водяной насос и получив ко всему еще и боли в сердце. узнали, что нужно было лишь приобрести новую крышку, которая стоит меньше 10 долларов!