Для заполнения контура охлаждения всегда используйте смесь концентрата охлаждающей жидкости и дистиллированной воды в соотношении 50:50. Для краткости я буду называть эту смесь просто "жидкостью" или "охладителем". Чистую водопроводную воду используйте только при крайней необходимости. В современных машинах стоят алюминиевые блоки цилиндров. Поэтому для защиты их от внутренней коррозии в антифриз добавляются специальные присадки.
Никогда не заливайте охладитель в горячий двигатель! Если требуется долить охлаждающую жидкость до необходимого уровня, то чтобы не обжечься и не повредить блок цилиндров или головку блока (они могут дать трещину!), дождитесь, пока двигатель остынет. Чтобы проверить уровень жидкости в контуре охлаждения и долить его, если необходимо, выполните следующие действия.
Если машина оборудована расширительным бачком, (пластиковый бачок показанный на рис. 8.2, соединен с радиатором, в котором есть дополнительная жидкость). Не требуется открывать крышку радиатора. Просто проверьте, достигает ли жидкость отметки "Full" на боку бачка. Если не достигает, доливайте смесь воды и охлаждающей жидкости, пока она не достигнет этой отметки.
Чаще всего бачок герметичен и закрыт крышкой с клапаном (как на радиаторе). Не открывайте крышку, когда двигатель разогрет, иначе может произойти выброс горячей жидкости.
Если на вашей машине не установлен расширительный бачок. Вам нужно открыть крышку радиатора, заглянуть в отверстие и (по мере необходимости) долить жидкость. В следующих двух разделах рассказывается, как это сделать.
Как безопасно открыть крышку радиатора
Никогда не пробуйте открыть крышку радиатора горячего двигателя, так как вырвавшийся оттуда пар может обжечь вас. Подождите, пока двигатель остынет. Проверьте, холодный ли двигатель, пощупав для этого верхний шланг радиатора. Если шланг такой горячий, что к нему нельзя дотронуться или как будто в нем большое давление, подождите, пока он не остынет, после чего можно безопасно открыть крышку.
Чтобы открыть крышку (рис. 3.8), накройте ее тряпкой и плавно поверните против часовой стрелки. Это позволит постепенно выйти пару. Если вы увидите вытекающую жидкость или много пара, закрутите крышку и дождитесь, пока жидкость не остынет. Если все в порядке, снимите крышку, продолжая крутить ее против часовой стрелки. Когда снимаете крышку, держитесь от нее на расстоянии, чтобы оставшийся пар попал под капот или на двигатель, а не на вас.
Рис. 3.8. Безопасное снятие крышки радиатора
Проверка и доливка охлаждающей жидкости в радиатор
Если система охлаждения вашего автомобиля не оборудована расширительным бачком, проверьте уровень охлаждающей жидкости (после того, как снимите крышку радиатора) и, если необходимо, долейте жидкость следующим образом.
1. Загляните в отверстие в верхней части радиатора. Уровень жидкости должен быть примерно на 3 см ниже края отверстия.
Если жидкость ниже сот внутри радиатора или вы не видите ее вообще, значит уровень слишком низкий.
2. Если уровень слишком низкий, заливайте в отверстие радиатора смесь воды и антифриза, пока она не покроет соты радиатора и не будет достигать трех сантиметров до крышки.
При проверке охлаждающей жидкости в радиаторе или расширительном бачке помните о следующем.
Жидкость обычно имеет красный, зеленый, синий или желтый цвет. Если она бесцветна, ржавого цвета или в ней что-то плавает, слейте ее из контура и залейте новую. О том, как и когда это сделать, рассказывается в главе 14 "Как уберечь машину от перегрева".
Если поверхность жидкости маслянистая, немедленно отгоните машину к механику, чтобы он проверил, нет ли течи в прокладке головки цилиндров, На станции техобслуживания для проведения такой проверки есть все специальное оборудование.
Охладитель очень токсичен, поэтому его надо сливать в специальные емкости.
При обслуживании системы охлаждения, прощупайте шланги радиатора. (Это такие большие черные шланги, которые входят в верхнюю часть радиатора и выходят из него снизу). Если они подтекают, треснули, разбухли или расслоились, их следует немедленно заменить.
Более детальная информация о замене шлангов, доливке воды или антифриза в радиатор приведена в главе 14 "Как уберечь машину от перегрева". Чтобы узнать, что делать, если машина все равно перегревается, обратитесь к главе 21 "Что делать, если автомобиль стал и ни с места".