Почему в цилиндрах бывает мало давления? Потому что из них есть утечки. Куда давление может уйти? В основном есть два пути: оно может уйти либо через отверстия клапанов, из-за того что клапан был неправильно отрегулирован или износился до такой степени, что не может полностью закрыться, либо пройти через поршневые кольца. Эти кольца не дают упасть давлению, когда поршень находится в верхней части цилиндра и попасть в цилиндр маслу из картера двигателя. Когда же кольца изнашиваются, в цилиндр попадает масло и падает давление.
Для того чтобы определить причину снижения давления в цилиндрах, необходимо проверить компрессию. Для этих целей и предназначен такой прибор, как компрессометр (рис. 13.18). По сути — это обычный манометр с клапаном, позволяющий проверить давление, создаваемое поршнем перед моментом подачи искры в горючую смесь. Этот прибор показывает эффективность сгорания горючей смеси в цилиндрах, степень износа колец и износ или неправильную регулировку клапанов. Компрессометры стоят недорого, а их использование не требует много времени и усилий. Существуют две разновидности компрессометров: вкручивающиеся в установочное отверстие для свечи зажигания и также те, которые необходимо держать с усилием.
Рис. 13.18. Компрессометр
Измерять компрессию лучше всего с чей-либо помощью, особенно если прибор необходимо держать с усилием (рис. 13.19).
Рис. 13.19. Измерение компрессии
Вот как пользоваться компрессометром.
1. Если вы не хотите покупать или одалживать дистанционный замок зажигания, то пусть кто-нибудь при выключенном двигателе, коробке передач в нейтральном положении и с затянутым ручным тормозом сядет на место водителя.
2. На автомобилях, произведенных не на заводах General Motors, вытащите центральный провод, идущий из крышки распределителя к катушке зажигания, и прислоните контактом к металлической поверхности как можно дальше от свечей.
Заметьте, что на некоторых автомобилях производства General Motors катушка встроена прямо в крышку распределителя. Сбоку крышки есть две вилки. К одной идет три провода, а к другой - один. Отключите вторую вилку.
На автомобилях с зажиганием без распределителей отключите электрический разъем на модуле зажигания. Если нет полной уверенности в том, что нужно отключать, уточните у механика.
3. Перед тем как снять свечи, обозначьте колпачки, подключенные к каждому высоковольтному проводу, чтобы запомнить, к какой свече был подключен данный провод.
Если перепутать провода, то можно повредить двигатель.
4. Снимите все свечи зажигания и положите их на чистую поверхность.
Положите их в определенном порядке или как-то пометьте, так как потом их необходимо установить точно в том же порядке, в котором вы их сняли.
5. Попросите, чтобы ваш помощник прокрутил стартером двигатель пять-шесть раз.
Двигатель при этом не заведется, так как зажигание отключено.
6. Откройте ручной подсос (воздушную заслонку). Автоматическую воздушную заслонку можно открыть с помощью отвертки.
Для того чтобы разобраться с типом заслонки, см. выше разделе "Проверка положения воздушной заслонки".
7. Вставьте компрессометр в гнездо свечи зажигания первого цилиндра (см. рис. 3.19).
8. Попросите товарища прокрутить двигатель стартером пять раз.
При этом необходимо, чтобы компрессометр был плотно прижат к гнезду свечи.
9. Посмотрите на манометр и зафиксируйте данные. После этого перейдите к следующему цилиндру.
Не забывайте каждый раз сбрасывать показания прибора.
10. Проделав это с каждым цилиндром, посмотрите на показания
Самое большое и самое маленькое давления нс должны отличаться более чем па 15%. Если данные по одному или нескольким цилиндрам значительно отличаются от других, залейте моторное масло в камеру сгорания через гнездо свечи и про верьте давление повторно; если данные остаются прежними, это значит, что износились клапаны (это и есть причина падения давления) или нарушена их регулировка.
Если показания компрессометра после вливания туда масла сильно изменились, вам потребуется замена поршневых колец в этом цилиндре. Если давление меньше 8 бар — это свидетельствует о неисправности цилиндра.
После того как стала известна причина неисправности мотора, необходимо решить. что же делать дальше, может, стоит продать машину. Конечно, если ваш автомобиль хорошо сохранился и вам жалко его продавать, можно сделать капитальный ремонт двигателю, либо заменить двигатель новым или восстановленным на заводе.
11. Установите все свечи зажигания в цилиндры, в которых они были установлены.
Перед тем как подключить высоковольтные провода, убедитесь в том, что зажигание отключено.