- Отрегулировать упорный винт поводка оси дроссельной желонки, чтобы поддерживать определенное количество оборотов холостого хода двигателя.
- Если морозным утром машина не заводится нормально, отрегулируйте положение автоматической воздушной заслонки.
- Отрегулируйте электромагнитный клапан карбюратора, чтобы избежать работы двигателя после выключения зажигания.
- Проверьте и почистите клапан ПВК, а если необходимо, замените его. (Обратите внимание на инструкции, приведенные выше в этой главе).
- Определите, потребуются ли более радикальные меры.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216215.jpg)
Рис. 13.9. Типичный карбюратор
Сейчас вы узнаете, как все это сделать.
Если карбюратор не реагирует на регулировки, описанные в главе, и из-за него машина все равно глохнет, плохо разгоняется, сжигает огромное количество бензина и т.д., а внутри он загрязнен, возможно, вы захотите его восстановить. Я оставила бы эту работу профессионалам, так как в этих проклятых штуковинах столько гаек, винтов, прокладок и всяких мелочей, что, когда наступит время его собирать, вспомнить, что к чему, будет очень сложно.
Простейшим и, возможно, самым дешевым самостоятельным решением этой проблемы будет замена карбюратора па новый или восстановленный карбюратор в соответствии с инструкциями из этой главы.
Проверка ускорительного насоса
Если машина "задумывается", когда вы нажимаете педаль акселератора, то, скорее всего, неисправен ускорительный насос. Вот как ускорительный насос заставляет машину разгоняться: при нажатии на педаль акселератора, тяга, соединяющая педаль с маленьким рычагом, или рычагом ускорительного насоса, который находится снаружи карбюратора, толкает маленький поршень внутри карбюратора, впрыскивающий немного дополнительного топлива в диффузор (рис. 13.10). Благодаря этому дополнительному топливу создается более богатая горючая смесь, предоставляющая дополнительную мощность для разгона. Если ускорительный насос не работает нормально, карбюратор нужно либо восстановить, либо заменить.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216216.jpg)
Рис. 13.10. Схема ускорительного насоса
Для проверки ускорительного насоса при выключенном двигателе снимите воздухоочиститель (следуя инструкциям, приведенным выше в этой главе), чтобы был виден карбюратор. Затем, пока вы проверяете свободный ход рычага ускорительного насоса, пусть кто-нибудь нажмет педаль газа. (Нужный рычат — маленький, а большой — это дроссельная заслонка). Если он не двигается, попробуйте подтолкнуть его пальцем. Если он все равно не двигается, возможно, он за что-то зацепился. Попробуйте слегка его отогнуть, чтобы обойти преграду.
Если рычаг ускорительного насоса двигается свободно, загляните в смесительную камеру карбюратора, — посмотрите, впрыскивается ли топливо, а в это время пусть кто-то нажимает педаль газа. Если нет никакой реакции, возможно, карбюратор подлежит восстановлению (для этого нужно его разобрать, почистить и поменять некоторые детали) или замене. Если нужен новый карбюратор, то можно обойтись более дешевым восстановленным карбюратором. Ниже, в разделах "Установка нового или восстановленного карбюратора" и "Что делать, если ничего не помогло" я расскажу о приемлемых вариантах.
Регулировка рычага ускорительного насоса
У некоторых ускорительных насосов есть не один, а несколько отверстий в месте крепления рычага, что позволяет отрегулировать его ход. Выставив меньший ход (так, что рычаг перемещается на меньшее расстояние), вы получше более обедненную горючую смесь, а более длинный ход дает смесь богаче. Если при нажатии педали газа рычаг двигается и при этом топливо впрыскивается в диффузор, но все равно остаются проблемы с разгоном, попробуйте отрегулировать рычаг на больший ход.
Проверка системы холостого хода
Для проверки работы системы холостого хода следуйте приводимой ниже инструкции. Если оборотов слишком много или слишком мало, в следующем разделе прочитайте инструкции по регулировке механизмов, контролирующих их.
1. Подключите тахометр к распределителю.
Подробную информацию см. в разделе "Проверка работы распределителя с помощью измерителя длительности замкнутого состояния контактов прерывателя" главы 12 "Регулировка электрооборудования". (Тут подойдет простой тахометр, но измеритель продолжительности замкнутого состояния контактов прерывателя без тахометра бесполезен).
2. Снимите воздухоочиститель, следуя инструкциям, приведенным в этой главе.
3. При зажатом стояночном тормозе и на нейтральной передаче заведите машину, дайте прогреться двигателю, пока клапан на воздушной заслонке не откроется полностью.
4. Когда двигатель будет достаточно прогрет, поверните ручку на тахометре в положение "tach" и, чтобы определить количество оборотов холостого хода, посмотрите на шкалу оборотов.
5. Сверьте эти показания со спецификациями в инструкции к машине вашей марки, модели и года выпуска.
Если машина на холостом ходу не поддерживает нужные обороты, вам нужно отрегулировать систему холостого хода. Это несложно сделать, если руководствоваться инструкциями из следующего раздела.
Регулировка оборотов холостого хода
Прежде чем регулировать холостой ход, нужно определить, что установлено в вашей машине — упорный винт дроссельной заслонки или винт регулировки обогащения горючей смеси — и есть ли электромагнитный клапан карбюратора. Если рисунки из этого раздела вам не помогут (на рис. 13.11 показаны типичные упорные винты, а на рис. 13.12 — электромагнитный клапан карбюратора), позвоните дилеру и проконсультируйтесь либо загляните в руководство по обслуживанию машины вашей марки, модели и года выпуска.
![]() Рис. 13.11. Типичные винты регулировки холостого хода | ![]() Рис. 13.12. Электромагнитный клапан карбюратора |
Регулировка винтов холостого хода
Упорный винт привода дроссельной заслонки можно отрегулировать следующим образом.
1. Посмотрите в инструкции, нужно ли для регулировки холостого хода снимать с карбюратора воздухоочиститель.
Во многих машинах регулировка проводится со снятым воздухоочистителем. Если от карбюратора идет шланг к воздухоочистителю, то после снятия воздухоочистителя заткните его чистой ветошью без ворса.
2. Отрегулируйте холостой ход.
Если у вас упорный винт привода дроссельной заслонки (см. рис. 13.11), отверткой поворачивайте винт, пока стрелка на тахометре не остановится на нужном делении. Закручивание винта (по часовой стрелке) повышает обороты, а откручивание (против часовой стрелки) — снижает.
Если у вас вместо упорного винта привода дроссельной заслонки винт обеднения горючей смеси, для регулировки проделайте то же самое. Но в этом случае для снижения оборотов поворачивайте винт но часовой стрелке, а для повышения - против.
Регулировка электромагнитного клапана карбюратора
Если ваш карбюратор оснащен электромагнитным клапаном (иногда он монтируется снаружи карбюратора, как показано на рис. 13.12), то, вероятно, где-то под капотом вы найдете бирку со специальными инструкциями по его регулировке.
Если вы не можете найти эти инструкции, а общее руководство бесполезно либо слишком сложно, а вы уже подключили тахометр, сделайте так.
1. С помощью гайки на конце клапана установите определенное количество оборотов холостого хода (обычно примерно 700 оборотов в минуту).
2. Отсоедините проводок, идущий от клапана. При этом обороты должны упасть.
3. Следуя инструкциям из предыдущего раздела, отрегулируйте винт холостого хода и винт обогащения горючей смеси.
В руководстве по эксплуатации обычно указывается, что эта последняя регулировка осуществляется на низких оборотах. Это называется предельно низкими оборотами, при которых двигатель останавливается при выключении зажигания.
4. Подсоедините проводок.
Проверка и регулировка состава горючей смеси
Проверить состав горючей смеси на предмет обогащения или обеднения очень просто: проведите пальцем по внутренней стороне выхлопной грубы (когда она холодная, конечно). Если на нем останется черный налет сажи, горючая смесь слишком богатая. Если налет маслянистый или блестящий - вы сжигаете масло. На обедненной смеси двигатель плохо работает только при низких температурах. В любом случае пригодятся инструкции по регулировке винтов холостого хода, приведенные в следующих разделах. Если регулировка не помогает, придется обращаться за квалифицированной помощью.
Регулировка винтов холостого хода
Если проверка состава горючей смеси показала, что карбюратору требуется регулировка, или двигатель работает на холостом ходу неровно, нужно воспользоваться винтом или винтами регулировки холостого хода. (На рис. 13.13 показаны типичные места установки этих регулировочных винтов).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216219.jpg)
Рис. 13.13. Винты регулировки холостого хода
В соответствии с федеральными нормами по выхлопу на автомобилях, выпущенных после 1981 года, винты регулировки холостого хода опломбированы или закрыты колпачками, не позволяющими проводить регулировки или сделать больше четверти оборота. Эти ограничения были введены для того, чтобы воспрепятствовать самовольной регулировке топливной системы для получения слишком обогащенной горючей смеси, которая приводит к увеличению выбросов, загрязняющих окружающую среду.
Если карбюратор имеет такие пломбы, то предпринимать ничего не следует. Винты регулировки холостого хода могут быть установлены на заводе во время сборки, и, скорее всего, они установлены правильно. При появлении каких-либо проблем лучше всего обратиться к квалифицированному механику.
Для неопломбироваиных однокамерных карбюраторов в руководстве по эксплуатации найдите место размещения вита и отрегулируйте его в соответствии со следующей инструкцией.
Встречаются двигатели, регулировка которых проводится в соответствии со специальными инструкциями, которые указываются на бирке или ярлыке, расположенными под капотом. Эти ярлыки могут устанавливаться практически всюду, а чаще всего на крышке головки блока цилиндров, или крышке воздухоочистителя, или прямо на кузове. Если таковая имеется, то следует руководствоваться инструкциями, указанными в ней, а не следующими шагами.
1. При работе двигателя на холостых оборотах закручивайте винт до тех пор, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Затем открутите его назад примерно на пол-оборота.
2. Если двигатель начинает работать с перебоями, откручивайте винт до тех пор, пока двигатель не заработает ровно.
Дальнейшее вращение винта наружу приводит к переобогащению горючей смеси и, следовательно, к перебоям в работе двигателя.
Использование тахометра позволит хорошо увидеть, что двигатель отрегулирован правильно, если при вращении винта против часовой стрелки, после первоначального падения оборотов на холостом ходу, он начнет набирать обороты. Двух и четырехкамерные карбюраторы имеют несколько винтов. Все они регулируются поочередно.
На моем Mustang Tweety Bird 1967 года выпуска я отрегулировала винты таким образом, чтобы горючая смесь была как можно более обедненная для того, чтобы добиться максимальной экономии топлива, не влияя на плавность работы двигателя на холостом ходу. Если у вас такая же старая модель с аналогичной возможностью, попробуйте сделать то же самое. Однако при этом нужно записывать, на сколько оборотов был повернут винт, чтобы иметь возможность восстановить все как было, если обеднение горючей смеси будет влиять на работу двигателя.
Проверка положения воздушной заслонки
Причиной проблем с запуском двигателя утром может быть и неправильное положение воздушной заслонки. Для того чтобы посмотреть, как работает воздушная заслонка, сначала прочитайте главу 6 "Топливная система - сердце и легкие автомобиля", где описано ее местоположение и то, что она делает, а затем выполните следующее.
1. Утром перед запуском двигателя снимите воздухоочиститель.
Как это сделать, описывается в разделе "Снятие воздухоочистителя".
2. Посмотрите в смесительную камеру (рис. 13.14). Закрыта ли воздушная заслонка?
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216220.jpg)
Рис. 13.14. Смесительная камера
3. Если заслонка не закрыта, то перед запуском следует нажать педаль газа несколько раз; заслонка должна закрыться.
Если наша машина оборудована ручной воздушной заслонкой (в противоположность автоматической), посмотрите, открывается ли воздушная заслонка, если подергать рукоятку подсоса на приборной панели.
Нс разрешайте никому запускать или нажимать педаль газа, когда вы смотрите в карбюратор. Это опасно — может произойти выброс пламени.
4. При зажатом ручном тормозе и нейтральном положении рукоятки переключения передач запустите двигатель и дайте ему несколько минут поработать.
По мере прогрева двигателя воздушная заслонка должна повернуться и вы сверху сможете увидеть смесительную камеру.
5. Если воздушная заслонка не хочет открываться или закрываться, попробуйте повернуть ее пальцем.
Заслонка может просто заедать из-за попавшей на рычаги грязи или отсутствия смазки. Если это не помогает, нанесите средство для очистки карбюратора или автоматический очиститель для воздушной заслонки на движущиеся части. После этого вытрите их насухо и нанесите на них масло. Если и это не помогает, прочитайте следующие разделы.
Регулировка автоматической воздушной заслонки
Перед тем как приступить к регулировке автоматической воздушной заслонки, необходимо выяснить ее тип. На рис. 13.15 показана воздушная заслонка с термостатической пружиной. Посмотрите, какая из них более точно соответствует заслонке, установленной на вашем автомобиле. Если вы не уверены, можно посмотреть на технические характеристики воздушной заслонки, указанные в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Если руководство по эксплуатации такой информации не имеет, можно поискать ее в руководстве по обслуживанию автомобиля соответствующего года выпуска, марки и модели или позвонить дилеру и спросить у него, каким типом воздушной заслонки может быть оборудован ваш автомобиль и каковы правильные регулировки для него. А потом действуйте строго по инструкциям, соответствующим типу воздушной заслонки вашего автомобиля.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216221.jpg)
Рис. 13.15. Заслонка с термостатической пружиной
Регулировка заслонки с термостатической пружиной
На многих автомобилях установлена воздушная заслонка с термостатической пружиной (рис. 13.15). Некоторые из пружин приклепаны по месту, поэтому их могут отремонтировать только механики. Однако если у вас автомобиль ранних годов выпуска и возникли проблемы с утренним пуском, вы можете отрегулировать пружину собственными силами.
Перед тем как заняться заслонкой, необходимо проверить спецификации вашей автоматической заслонки и убедиться в том, что она установлена правильно (соответствующая отметка на корпусе карбюратора располагается напротив индикатора на пластиковой крышке, показанной на рис. 13.16).
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216222.jpg)
Рис. 13.16. Правильно установленная заслонка; для ее регулировки открутите три винта
Если заслонка установлена правильно, а клапан не закрывается, попробуйте настроить заслонку с термостатической пружиной на более обогащенную смесь. Если заслонка не установлена соответствующим образом, отрегулируйте ее. Для того чтобы выполнить любую из этих процедур, выполните следующее.
1. Ослабьте три винта, крепящие пластиковую крышку (см. рис. 13.16).
2. Поворачивайте крышку до совмещения отметки на ней с соответствующей отметкой на корпусе карбюратора.
На крышке есть пометки "Lean" (Беднее) и "Rich" (Богаче), сопровождающиеся стрелками (см. рис. 13.16). Если в спецификации обозначено одно деление "Беднее" — это означает, что крышку необходимо вращать, пока первое деление со стороны "Беднее" не совместится с отметкой на корпусе карбюратора.
Если крышка уже стоит на указанном делении, поверните ее на одно деление в направлении "Богаче" и посмотрите, как двигатель будет работать следующим утром.
3. Если ваш автомобиль не запускается, попробуйте повернуть крышку еще на одно деление в направлении "Богаче".
Такие воздушные заслонки обычно устанавливаются в более "обедненную" сторону, и автомобили лучше заводятся, если повернуть колпачок на одно деление в направлении "Богаче". Никогда не изменяйте регулировку более чем на одно деление.
4. После завершения регулировки затяните все три винта.
Регулировка заслонки с термостатической пружиной
Воздушная заслонка с термостатической пружиной (рис. 13.17) снабжена рычагом, идущим от карбюратора (рядом с поворотной заслонкой) к небольшой коробочке, смонтированной недалеко, обычно рядом с выхлопным коллектором.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216223.jpg)
Рис. 13.17. Воздушная заслонка с термостатической пружиной
Если с момента поступления автомобиля с завода ремонт автоматической заслонки не проводился, заслонка этого типа считается отрегулированной правильно вплоть до момента ее поломки. И если появились подозрения, что заслонка работает неправильно — из-за того, что клапан не закрывается полностью при холодном двигателе или не открывается после прогрева двигателя или потому, что вы не можете запустить двигатель утром — лучше всего купить новую заслонку. Это будет стоить недорого, и вы сможете установить ее самостоятельно.
Существуют и другие типы автоматических заслонок, но они должны устанавливаться квалифицированными специалистами. Если вашу заслонку можно отнести к этому типу и воздушная заслонка не работает соответствующим образом, попросите механика посмотреть ее.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
Неправильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора приводит к перебоям в работе двигателя или к тому, что при нажатии педали газа двигатель глохнет, или затрудняется запуск двигателя. Уровень поплавка устанавливается предварительно на заводе, поэтому неправильный уровень топлива в поплавковой камере наблюдается только в случае постороннего вмешательства. Если вы считаете, что это ваш случай, пусть квалифицированный механик посмотрит, что к чему. Если уровень поплавка правильный, сбои в работе карбюратора могут быть вызваны тем, что жиклеры карбюратора забиты грязью. Устранить эту проблему поможет ремонт карбюратора (разборка, промывка и регулировка поплавка в соответствии со спецификациями производителя), но значительно проще заменить неисправный карбюратор новым или восстановленным. Как это сделать, описывается в инструкциях по установке нового или восстановленного карбюратора в следующем разделе.