Рис. 13.5. Клапан ПВК
При работе двигателя некоторое количество топлива и выхлопных газов прорывается через поршневые кольца в картер. Раньше эти газы просто выпускались в атмосферу через специальный патрубок, потому что их накопление в картере загрязняет масло. С начала 1960-х годов в основном использовался способ, называемый принудительной вентиляцией картера (ПВК). Это эффективнее и экологически чище: вместо загрязнения выхлопными газами воздуха, они направляются во впускной коллектор и снова поступают в цилиндры вместе с остальной горючей смесью. ПВК увеличивает экономию топлива, так как двигатель работает и на выхлопных газах, и на горючей смеси.
Не у всех машин, но у многих есть сапун или клапан ПВК. Если у вашей машины он есть, проверяйте его при каждой регулировке, чтобы убедиться, что он не забит грязью от выхлопных газов. Если он не будет работать, то нарушится баланс горючей смеси, создаваемой с учетом этих газов, и двигатель не сможет эффективно работать. Большинство производителей советуют менять клапаны ПВК каждые 20 тыс. км.
Определение местоположения клапана ПВК
Чтобы найти клапан ПВК, пользуйтесь этими подсказками.
В инжекторных двигателях клапан ПВК может находиться либо во впускном коллекторе, либо в крышке газораспределительного механизма (рис. 13.6).
Рис. 13.6. Клапаны ПВК во впускном коллекторе и на крышке газораспределительного механизма
Если двигатель карбюраторный, ищите шланг диаметром около сантиметра, ведущий из нижней части карбюратора к крышке газораспределительного механизма или маслозаливной горловине (рис. 13.7). Если есть оба, вам нужен тот, который не идет к маслозаливной горловине.
Рис. 13.7. Клапан ПВК в крышке газораспределительного механизма со снятым шлангом
Одни клапаны ПВК вкручиваются в основание карбюратора, другие, находящиеся на конце шланга, ведущего к карбюратору, вставляются в резиновую втулку в крышке газораспределительного механизма, третьи либо вставляются, либо вкручиваются в маслозаливную горловину или ее крышку. Если вы не можете найти их, сверьтесь с инструкцией и спросите у дилера.
Проверка клапана ПВК
Есть несколько способов проверить работу клапана. Выберите один, который кажется вам самым легким.
Способ 1. На холостом ходу двигателя сильно сожмите шланг, чтобы перекрыть проходящий по нему воздух, не повредив при этом шланг. Если клапан работает, обороты должны ощутимо снизиться, и вы это услышите.
Способ 2. Выньте клапан ПВК из крышки газораспределительного механизма, не снимая шланг, и прислоните палец к отверстию клапана (рис. 13.8). Если он работает исправно, вы должны почувствовать сильное разрежение.
Способ 3. Снимите крышку маслозаливной горловины и поместите у ее отверстия кусок плотной бумаги. Если клапан работает, бумага должна моментально притянуться к отверстию.
Рис. 13.8. Один из способов проверки клапана ПВК
Проверка шланга клапана ПВК
При отключенном клапане ПВК проверьте шланг, сняв его и дунув через него. Если шланг высохший, ломкий, мягкий и губчатый или полон осадка и твердых отложений, замените его. После того как приведете шланг в порядок, соедините его и клапан и поставьте их на место.
Чистка клапана ПВК
Если клапан ПВК не работает, но он разбираемый, разберите его и самостоятельно почистите, окуная его в жидкость для чистки карбюраторов или специальный растворитель, если вы сумеете купить ее недорого. Растворитель краски или солярка тоже подойдет. На чистом клапане не должно быть вязких отложений или пятен. Если клапан нужно заменить, купите новый, снимите старый и поставьте новый на его место.