Рис. 14.4. Места, в которых можно ожидать появление утечек
В следующих разделах речь пойдет о том, на какие типы подтеков следует обращать наибольшее внимание, а в разделе "Устранение утечек в системе охлаждения" рассказано, что делать при их обнаружении.
Чаще заглядывайте под машину
Заглядывайте под машину по утрам для того, чтобы посмотреть, нет ли гам следов подтеков. Если это жидкость, возьмите ее на палец и понюхайте. Если это охлаждающая жидкость (она может быть зеленого, красного, голубого, оранжевого цвета или окрашенная ржавчиной), посмотрите на те детали автомобиля, которые находятся как раз над лужей и проверьте, не влажные ли они.
Если нет полной уверенности в том, что жидкость вытекла из вашего автомобиля, обратитесь к главе 20 "Утечки, скрипы, запахи и другие симптомы", где приведены методы определения и устранения утечек всех типов, включая утечки моторного и трансмиссионного масла и тормозной жидкости.
Проверка радиатора
Осмотрите радиатор, нет ли на нем белесых подтеков или ржавых пятен. Это следы старых высохших утечек. Они могут быть и не такими древними, ведь горячая вода имеет тенденцию к выпариванию. Если они есть, в разделе "Утечки радиатора" я подскажу, что можно предпринять.
Также проверьте лицевую сторону радиатора, чтобы убедиться в том, что соты не забиты грязью, листьями и насекомыми. Удалите все подобные загрязнения щеткой и водой из садового шланга.
Если соты радиатора постоянно забиваются мусором, его можно защитить обычной нейлоновой оконной сеткой. Это надежно предохранит соты от попадания мусора.
Проверьте крышку радиатора
Если у вас нет крышки радиатора с возможностью безопасного стравливания давления или если двигатель вашего автомобиля быстро перегревается, самым дешевым решением проблемы будет покупка новой крышки для стравливания давления или замена резиновой прокладки. Если вы в этом не уверены, попросите механика проверить крышку. При покупке новой крышки представьте продавцу все параметры (производитель, модель и год выпуска автомобиля) и сравните характеристики по давлению новой крышки в соответствии с руководством по эксплуатации, убедитесь в том, что вы покупаете крышку, которая соответствует давлению в системе охлаждения вашего автомобиля.
Никогда не покупайте новую крышку, не проверив предварительно старую. Кроме того, обязательно проверьте и новую крышку. Однажды я купила новую неисправную крышку, чтобы заменить старую неисправную крышку!
Проверка патрубков
Регулярно проверяйте все патрубки под капотом, независимо от того, есть или нет неисправность. Для возникновения паники нет ничего лучше, чем лопнувший в дороге патрубок. Если это патрубок радиатора. возникший паровой душ, по меньшей мере, может вас перепугать, а в худшем случае — нанести травму. Повреждение вакуумного патрубка приведет к остановке машины. Регулярная проверка шлангов и замена пришедших в негодность сохранит вам нервы.
Обнаружив мягкий или хлюпающий, треснутый или расслоившийся подтекающий патрубок или патрубок, имеющий белесый след, не задумываясь меняйте его до того, как он порвется окончательно. Как это сделаться, вы узнаете в разделе "Протекание патрубков".
Если вы обнаружите протекающий шланг, который подтекает при холодном двигателе, но перестает течь после снятия крышки радиатора, значит, есть какая-то неисправность крышки или бачка, а не шланга.
При проверке шлангов обязательно проверьте состояние крепящих патрубки хомутов и затяните ослабленные. Замените проржавевшие, тронутые коррозией и те, которые нельзя спять с помощью специального оборудования (подробнее об этом — ниже, в разделе "Покупка и замена хомутов").