![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/162113.jpg)
Внедрение в серию индивидуального контроля за каждым клапаном позволило бы сделать ДВС легче, экономичнее и чище, а также проще и компактнее, уверяют шведы. На снимке — лабораторная установка для отработки такого привода.
Основатель компании Koenigsegg Кристиан фон Кенигсегг сделал прогноз: через десять лет или около того серийные автомобильные двигатели лишатся распредвалов. Выступая на Женевском салоне, Кенигсегг добавил, что над такой системой привода (под названием Free Valve) его компания успешно работает уже несколько лет. Она даже испытала экспериментальный образец Free Valve на старом универсале Saab 9-5, который к настоящему моменту пробежал с ней 60 тысяч километров без поломок, показав 20% экономии топлива против штатного мотора.
Кристиан фон Кенигсегг отмечает, что хотя современные системы газораспределения получили немало усовершенствований и умеют, к примеру, варьировать фазы газораспределения (для всего мотора в целом), у них все еще остаются ограничения. Управление клапанами при помощи распредвала Кенигсегг сравнивает с одновременным нажатием на все клавиши фортепиано при помощи длинной рукоятки метлы, в то время как установка на клапаны отдельных актуаторов — словно появление возможности виртуозно играть на инструменте всеми пальцами. Во второй части ролика можно увидеть Сааб, в двигателе которого инженеры Кенигсегга смонтировали опытную систему Free Valve.
Нужно сказать, что над аналогичными системами газораспределения усиленно работают во многих компаниях (Renault, BMW, Fiat, Valeo, General Motors, Ricardo, Lotus Engineering, Ford, Cargine). Существует несколько опытных образцов ДВС такого типа, но ни один проект еще не добрался до массового внедрения. Глава Koenigsegg полагает, что работа в этой области окажет большое влияние на конструкцию будущих ДВС и что у его компании есть все шансы оказаться одной из первых в этой сфере.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/162114.jpg)
Фиатовскую серийную систему MultiAir можно считать первым практическим приближением к технологии привода клапанов без распределительного вала. В моторах MultiAir впускные клапаны (слева) открываются при помощи гидравлических актуаторов (цилиндрики бирюзового цвета), однако давление в них создает поршень (зеленый цилиндр вверху), приводящийся все же от распредвала. Между этим поршнем и приводом толкателей имеется электромагнитный клапан (вверху слева), который позволяет тонко регулировать время работы впускных клапанов. Закрываются последние при помощи обычных пружин.
В системе от Koenigsegg каждый клапан открывается при помощи индивидуального пневматического актуатора, а закрывается под действием пружины (она может быть и обычной стальной и пневматической). Команды выдает, конечно, электроника, при этом время их исполнения не превышает нескольких миллисекунд. Добавим, что инженерам уже более ста лет известны примеры систем газораспределения и вовсе без клапанов как таковых, но недостатки таких двигателей пока перевешивают преимущества. А вот в отношении клапанного распределения без распредвала Кенигсегг и его подчиненные настроены очень оптимистично.
Источник: drive.ru