Утечки радиатора
Если радиатор сильно течет, обратитесь в хорошую мастерскую по ремонту автомобильных радиаторов. На станциях техобслуживания чаше всего просто снимают радиатор и отправляют его в мастерскую, специализирующуюся на ремонте радиаторов. Честно говоря, вы сами можете аналогичным образом пойти к такому специалисту и лично с ним решить возникшую проблему. Если вы в хороших отношениях с каким-либо механиком, он порекомендует вам мастерскую, имеющую хорошую репутацию по части ремонта радиаторов.
В мастерской по ремонту радиаторов спросите у специалистов, что они собираются делать в вашем случае, и обязательно спросите, сколько это будет стоить, do того, как они приступят к ремонту. Если эта оценка покажется вам завышенной, позвоните в другую мастерскую, специализирующуюся на ремонте радиаторов (для этого можно воспользоваться справочником "Желтые страницы"), скажите им, что надо сделать, и попросите оценить стоимость работы.
Немного о герметиках
Заметив небольшую течь в радиаторе или блоке цилиндров (несколько капель в день, когда доливать воду в систему надо не больше одного раза в неделю), перед тем как ехать в мастерскую, можно попробовать воспользоваться герметиком.
Для этого герметик добавляется непосредственно в систему охлаждения. Он разносится по системе вместе с охлаждающей жидкостью и, достигнув места утечки, герметизирует ее.
В продаже есть несколько типов герметиков. Фокус в том, чтобы подобрать такой, который герметизирует систему охлаждения, не забивая при этом ее саму. Посоветуйтесь в автомагазине, какой лучше приобрести. Особенно важно, чтобы герметик был совместим с используемым антифризом (это должно быть указано на этикетке). Герметики обычно добавляются через заливную горловину. Некоторые охлаждающие жидкости имеют в своем составе герметик, но их обычно недостаточно для того, чтобы справиться с серьезными утечками. Если после применения герметика течь появляется через несколько дней снова - обратитесь к квалифицированному мастеру.
С другой стороны, течь может возникнуть в любом шланге, а замена шланга — дело довольно простое.
Протекание патрубков
Заменить протекающий или изношенный шланг совсем несложно, если все делать в соответствии с инструкциями из раздела "Проверка патрубков". Но есть два нюанса.
Убедитесь в том, что оба конца шланга доступны. Патрубки отопителя имеют обыкновение исчезать бесследно за переборкой двигателя и неожиданно возникать под панелью приборов. Я предпочитаю заплатить механику, чтобы он заменил такой шланг, поскольку это приходится делать, вися вниз головой и работая в труднодоступных местах.
Никогда не пытайтесь менять шланги системы кондиционирования самостоятельно. Кондиционеры заправлены хладагентом, который находится под давлением. Вырвавшись, он может ослепить вас. Если у вас возникнут какие-либо проблемы с кондиционером или его шлангами, лучше всего обратиться за квалифицированной помощью.
Покупка шланга
До того как заменить патрубок, его нужно купить в автомагазине. Причем подбирать его нужно по типу, диаметру и длине.
По возможности сравните купленный шланг со старым шлангом, перед тем, как снять старый патрубок с радиатора. Если шланги не совпадают, верните его назад. Если до автомагазина можно как-то добраться без проблем, то лучше всего снять патрубок, чтобы продавцы в магазине могли сличить и подобрать патрубок, соответствующий по размерам.
Если добраться в автомагазин можно только на машине, то вот несколько советов, как подобрать соответствующий шланг, не имея на руках соответствующего образца.
Если это верхний патрубок радиатора. Не берите патрубки с металлическим кордом. Патрубки радиаторов должны сгибаться на своем пути от радиатора к рубашке двигателя. Некоторые патрубки сделаны в виде прямых труб с металлическим кордом внутри. Это так называемые универсальные шланги, предназначенные для работы на разных моделях машин. Но металлический корд часто прорывает покрытие шланга, вызывая тем самым протекание шланга. Надо искать такой шланг (называется готовый шланг) (рис. 14.5), который уже имеет нужную конфигурацию и без корда.
Рис. 14.5. Готовый патрубок радиатора
Патрубок должен легко сжиматься — вот еще одна причина, почему не надо брать шланг с металлическим кордом. Таким образом, если возникают какие-то неисправности, можно сжать патрубок рукой, чтобы удостовериться в том, что система находится не под давлением. Патрубок, находящийся под столь высоким давлением, что его нельзя сжать рукой, "подскажет" вам, что откручивать крышку радиатора опасно. Надо подождать, пока давление в системе упадет.
Если это нижний патрубок радиатора. Патрубок должен иметь металлический корд, — это поможет ему сохранить свою форму и противодействовать разрежению, постоянно создаваемому водяным насосом, откачивающим охлаждающую жидкость из радиатора. В таком случае подходит шланге металлическим кордом (рис. 14.6).
Рис. 14.6. Гибкий патрубок радиатора с металлическим кордом
Если это любой другой тип патрубка. Попросите продавца выйти на стоянку и посмотреть, как этот шланг выглядит, или предоставьте следующую информацию, которая поможет ему определить тип и размер нужного шланга.
Тип, модель и год выпуска автомобиля. Кроме того, может потребоваться размер и тип вашего двигателя, а также сведения о том, оборудован ли ваш автомобиль кондиционером.
Сделайте ксерокопию технических характеристик своего автомобиля (см. приложение "Словарь автомобильных терминов") и запишите туда все характеристики своего автомобиля. Всегда берите их с собой, когда идете в автомагазин за запасными частями.
Тип шланга, если он вам известен. Например, патрубок отопителя или вакуумный патрубок.
Что он соединяет. Например, шланг, который соединяет карбюратор и топливный насос.
Диаметр, цвет и длина шланга. Шланги обычно обозначаются по внутренним диаметром (рис. 14.7), поэтому, перед тем как направиться в магазин, снимите шланг, измерьте его внутренний диаметр, а затем установите обратно.
Рис. 14.7. Гибкий патрубок радиатора
Покупка и замена хомутов
Не забудьте купить для шлангов и новые хомуты. Они должны быть достаточно длинными, чтобы обхватывать шланг по внешнему диаметру.
Поскольку хомуты стоят недорого, полезно выработать привычку менять их при замене патрубка. При замене патрубков, которые крепились пружинными или винтовыми хомутами, замените эти хомуты хомутами червячного типа.
На рис. 14.8 представлены все типы хомутов, а ниже объясняется, как нужно обращаться с хомутами всех типов.
Рис. 14.8. Хомуты различных типов
Пружинные хомуты. Я просто ненавижу такие хомуты. Чтобы с ними работать, требуется специальный инструмент, который называется плоскогубцы для работы с пружинными хомутами на шланги, каждая из сторон которых предназначена для захвата концов хомута. Вместо того чтобы покупать их, найдите что-нибудь, чтобы захватить концы проволоки и снять их со шланга любым известным вам способом (подойдет даже пила), — все равно они больше вам не потребуются.
Винтовые хомуты. Эти хомуты очень трудно открутить, поэтому их довольно широко используют для крепежа шлангов и аналогичных деталей. Открутите винт и снимите его. Затем просуньте отвертку под хомут и освободите его. Для того чтобы не ломать себе голову как вставить новый винт, установите хомут червячного типа.
Хомуты червячного типа. Этот тип хомутов самый лучший. Достаточно раскрутить его с помощью отвертки против часовой стрелки, снять хомут со шланга, надеть конец нового шланга и, вращая винт по часовой стрелке.
Очень трудно объяснить, насколько должны быть затянуты или свободны хомуты. Если хомут затянут настолько сильно, что кажется, что он врезается в резину, ослабьте его. Если вы увидите или услышите, что жидкость вытекает из конца шланга, хомут необходимо затянуть сильнее. Затяните патрубок так, чтобы он держался достаточно хорошо, а потом после небольшого прогона двигателя проверьте, насколько плотно он сидит.
Замена патрубков
Замена патрубка не представляет большой сложности (рис. 14.9), но в зависимости от типа заменяемого шланга в процедуре есть некоторые различия.
Рис. 14.9. Установка патрубков
Если это вакуумный шланг. В нем вы не найдете ничего, кроме воздуха. Ослабьте хомуты, снимите их и шланг, наденьте новые хомуты на новый шланг, установите шланг на место и затяните хомуты.
Если это топливный шланг. При отключенном двигателе большая часть топлива возвращается в бензобак. Поэтому сначала нужно снять один конец шланга и слить из него остатки топлива в чистую емкость. Завершив работу, вылейте бензин из емкости обратно в бензобак. (Если вы ухитрились при этом загрязнить топливо, поместите его в емкость с герметически закрывающейся крышкой и отправьте в центр по утилизации токсических отходов).
Конечно же, при работе следует соблюдать правила пожарной безопасности и ни в коем случае не курите! Кроме того, если топливо вытекло на землю, тщательно протрите это место и немедленно утилизируйте ветошь, чтобы она не стала причиной пожара.
Если шланг содержит жидкость, находящуюся под давлением. Во избежание утечек некоторые справочники рекомендуют покрывать места крепления таких шлангов специальными герметиками. Однако применение этих герметиков потом усложняет съем таких шлангов, поэтому я предлагаю сначала попробовать установить шланг без герметика. Чаще всего, если используется соответствующий шланг и хомуты достаточно крепко держатся, можно обойтись и без герметика. А если обнаружилась течь, всегда можно посадить шланг на герметик.
Если это патрубок радиатора или отопителя. Вам потребуется ведро, рассчитанное по крайней мере на 7 литров охлаждающей жидкости, которая обязательно выльется из системы.
Никогда не сливайте антифриз на землю (см. раздел "Держите антифриз подальше от детей и домашних животных").
Если вы не промывали систему охлаждения и не меняли антифриз ни разу за последний год, это можно сделать одновременно с заменой шланга (см. раздел "Промывка системы охлаждения и замена охлаждающей жидкости").
В новейших моделях двигателей установлены системы охлаждения, требующие прокачки (см. п. 9 следующей инструкции). Если ваш двигатель попадает в эту категорию, то система охлаждения снабжается специальными клапанами, предназначенными для прокачки. Если точно неизвестно, к какому типу систем относится система охлаждения вашего автомобиля, перед тем как приступить к выполнению работ, посмотрите технические характеристики вашего автомобиля в руководстве по эксплуатации или наведите справки у продавца.
Вот последовательность этих действий.
1. Снимите крышку радиатора, а под сливным краником радиатора установите емкость.
2. Откройте сливной краник и дайте слиться охлаждающей жидкости в емкость, после этого закройте краник.
3. Снимите хомуты с обоих концов патрубка.
Как было сказано в разделе "Покупка и замена хомутов", со старыми хомутами можно просто расправиться, срезав их. (Если вы еще не прочитали данный раздел, обязательно сделайте это, перед тем как двигаться дальше).
4. Осторожно потряхивая патрубком, слейте всю имеющуюся в нем жидкость в емкость.
Работайте осторожно. Одно лишнее движение, и вы можете повредить радиатор.
5. Очистите места на шлангах, на которые будут насаживаться новые хомуты (рис. 14.9).
6. Установите новый шланг, присоединив и закрепив хомутом сначала один конец, а потом другой.
Убедитесь в том. что шланг не задевает движущиеся части двигателя и что хомуты установлены крепко. (В разделе "Покупка и замена хомутов" описала процедура их установки).
7. Если слитый антифриз не слишком стар, а емкость была чистой, залейте жидкость обратно в систему через матерчатый фильтр; в противном случае залейте в систему 50%-ную смесь нового антифриза и воды.
Инструкции по безопасной утилизации отработанного антифриза см. в разделе "Держите антифриз подальше от детей и домашних животных".
8. Запустите двигатель и добавьте еще охлаждающей жидкости, если ее уровень в радиаторе упал.
Перед запуском двигателя убедитесь в том, что автомобиль находится на стояночном тормозе и машина стоит на нейтральной передаче или в положении "Park" (для автомобилей, оборудованных автоматической КПП).
Не заполняйте радиатор доверху, пока не откроется термостат. Но когда вы увидите, что охлаждающая жидкость начинает проходить через трубки радиатора и верхний шланг нагрелся, знайте — термостат уже открылся. Тогда можно доливать охлаждающую жидкость в радиатор доверху.
9. Закрутите крышку радиатора.
В случае необходимости прокачайте систему охлаждения автомобиля в соответствии с инструкциями, приведенными в руководстве по эксплуатации или обслуживанию автомобиля.
10. Заведите двигатель и дважды проверьте, что хомуты надежно закреплены и что охлаждающая жидкость не протекает.
Утечка из блока цилиндров через заглушки
На одной стороне блока цилиндров можно найти круглые углубления, которые называются пробками, или заглушками (см. рис. 14.4). Эти пробки забиваются в места, откуда высыпался формовочный песок после отливки блока цилиндров. Если вы увидите на блоке цилиндров свежие или высохшие подтеки, идущие от этих пробок, и заметите, что снизился уровень жидкости в системе охлаждения, скорее всего, необходима замена этих пробок, но это уже работа для квалифицированного мастера. Если такая работа для вас окажется слишком дорогой, можно поискать другого мастера.
Внутренние утечки
Иногда течь из-под головки цилиндров свидетельствует о плохой подгонке прокладки головки блока цилиндров или о том, что болты крепления головки блока цилиндров недостаточно затянуты или перетянуты. Если вы возьметесь затягивать эту прокладку самостоятельно, то можете повредить ее, поэтому лучше всего попросить помощи у профессионала. Если попросить механика только подтянуть эти болты, цена за такую работу будет минимальной.
Даже если прокладку нужно поменять, а вы сами этого сделать не можете, нужно обратиться к квалифицированному персоналу за советом, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию. (Только не говорите механику, что нужно делать, а спросите у него, стоит ли затянуть болты посильнее или лучше заменить прокладку сразу).
На алюминиевых головках очень часто формируются микротрещины, через которые происходит утечка охлаждающей жидкости. Утечку такого рода можно распознать по тонкому белому дымку, выходящему из выхлопной трубы, либо если моторное масло приняло вид молочно-кофейного коктейля. Кроме того, в автомобилях с АКПП в основном радиаторе устанавливается масляный радиатор, который тоже может протекать. Когда он течет, охлаждающая жидкость смешивается с трансмиссионным маслом, от чего оно приобретает вид клубничного коктейля. Для устранения неисправности такого типа требуется уже вмешательство профессионала.
Утечка в водяном насосе
Часто симптомом выхода из строя водяного насоса служит его повышенный шум и появление течи. Проверить водяной насос можно, покачивая ремень вентилятора при выключенном двигателе, при этом будет слышно, как он шумит. Есть еще один прием: снять ремень вентилятора и послушать, не исчезли ли при этом шумы. Если шум исчез, значит, источником шума является только водяной насос.
На некоторых двигателях с верхним расположением распредвала водяной насос находится под крышкой и приводится в движение ремнем ГРМ, что делает такую проверку затруднительной. Предоставьте решение этой проблемы профессионалам.
Если насос протекает спереди, там, где он вращается ремнем, он требует замены (в следующем разделе я расскажу, как это сделать). Если течь наблюдается из-под прокладки крепления насоса к двигателю, ее можно остановить, затянув болты крепления водяного насоса. Если затяжка болтов не помогает, скорее всего, пришло время заменить сам насос.
Процедура замены насоса немного проще, чем его ремонт. Если можно достать восстановленный насос, это будет стоить полцены нового насоса. Принимая во внимание, что придется оплатить работу механика за установку насоса, это все равно будет дешевле установки нового водяного насоса.
Если вам эта работа не по плечу, обратитесь к профессионалу. Но сначала узнайте все цены на восстановленные насосы и принесите его механику. Убедитесь в том, что этот насос подходит для вашего автомобиля, снабжен прокладкой, полностью повторяющей по форме старую прокладку, и имеет как минимум трехмесячную гарантию.
Водяной насос можно установить и собственными силами.
1. Снимите крышку радиатора и поместите чистую емкость достаточного объема (ведро или тазик на 6 или 10 л) под радиатором.
2. Откройте сливной клапан на радиаторе и слейте охлаждающую жидкость При этом вытечет не вся охлаждающая жидкость, а только ее часть.
3. Снимите вентилятор (если возможно) и ремни вентилятора в соответствии с инструкциями, приведенными ниже в этой главе.
4. Снимите шланги, идущие от насоса и к насосу.
О том, как это сделать, см. в предыдущих разделах этой главы. Если хомуты патрубков имеют изношенный вид, замените их новыми хомутами червячного типа (см. рис. 14.8).
5. Снимите все навесное оборудование, которое блокирует доступ к водяному насосу, и открутите болты, крепящие водяной насос.
Обязательно складывайте все снимаемые детали в порядке их установки, причем ориентируйте их в том же направлении, в котором они были установлены. Таким образом, вы легко сумеете собрать все в обратном порядке. В главе 1 "Это должен знать каждый водитель" рассказывается, как организовать свою работу.
6. Снимите насос вместе с прокладкой.
Удалите остатки прокладки и зачистите поверхность наждачной бумагой. С помощью клея или герметика закрепите новую прокладку. Перед установкой насоса дайте герметику просохнуть.
7. Установите насос, болты, шланга, вентилятор, ремень вентилятора, а затем заполните систему 50%-ным раствором антифриза.
Если охлаждающая жидкость, слитая из системы, чистая и вы меняли ее меньше года тому назад, ее можно использовать повторно. Если нет — сэкономьте свое время и деньги, одновременно заправив систему охлаждения новой охлаждающей жидкостью в соответствии с инструкциями, приведенным выше.
8. Закрутите крышку радиатора и прокачайте систему. В руководстве по эксплуатации сказано, нужно ли удалять воздух из системы и описано как это делается.
9. Запустите двигатель и проверьте наличие утечек.
Проверка давления в системе охлаждения
Возможен вариант, что никак не получается обнаружить источник утечки, а охлаждающая жидкость куда-то все время уходит. В этом случае нужно отогнать машину на ближайшую станцию техобслуживания и попросить механика проверить давление в системе охлаждения вашего автомобиля. У них должен быть специальный тестер для проведения такой проверки. Если он недорогой и тест не требует много времени и трудозатрат, механики могут провести эту проверку бесплатно. Кроме того, раз уж вы на станции, можно проверить как держит давление крышка радиатора.
Для старого автомобиля, система охлаждения которого не обслуживалась длительное время, процедура проверки давления может привести к тому, что отложения, накопившиеся за продолжительное время эксплуатации автомобиля, могут сорваться с места и вызвать печку из системы охлаждения. Сначала спросите у мастера, не приведет ли проверка к подобным неприятностям.