Регулярная замена масла - вот главное условие обеспечения длительной и счастливой жизни вашему автомобилю. В этой главе описывается, каким образом обеспечить длительную и бесперебойную работу автомобиля, как часто необходимо менять масло, чтобы добиться паи лучших характеристик, и как это сделать быстро и просто.
Для того чтобы выбрать соответствующий тип масла, необходимо достаточно четко представлять, чего от масла можно ожидать. Когда двигатель не работает, масло стекает в картер двигателя (рис. 15.1). При работающем двигателе масло закачивается масляным насосом по соответствующим каналам в двигателе, помогая охлаждать двигатель и обеспечивать скользкую прослойку между трущимися деталями. В следующем разделе более детально описываются выгоды, которые дает масло двигателю автомобиля.
Рис. 15.1. В процессе циркуляции по двигателю масло фильтруется
Масло охлаждает двигатель
Конструкция расположенного внизу двигателя картера такова, что позволяет воздуху охлаждать масло, собирающееся в картере, а самому маслу брать на себя функцию охлаждения нагревающихся частей двигателя. Конечно, для полного охлаждения двигателя этого явно недостаточно, однако масло существенно ему способствует.
Масло очищает двигатель
Очень многие марки масла имеют в своем составе некий очищающий ингредиент, который позволяет смывать грязь, собирающуюся внутри двигателя. Очиститель не только удаляет старые отложения, но и не позволяет формироваться новым. Можете мне поверить, вы не поймете полного смысла этих слов, пока не посмотрите в двигатель, в котором давно не менялось масло. Массы черного скользкого вещества, большие куски вещества неопределенного свойства, прицепившиеся везде частицы размером с мелкую гальку. Трудно понять, как этот двигатель вообще мог работать. Еще более удручающий вид имеют видимые невооруженным глазом следы износа на стальных деталях, вызванного этим ужасным веществом. Если масло в двигателе меняется не чаще, чем через 10 тыс. км пробега, то можно считать, что скрежет вашего двигателя стат криком о помощи!
Масло снижает трение
Но самое главное предназначение масла в двигателе — смягчение трения между трущимися деталями, чтобы облегчить им скольжение. Это позволяет снизить трение, что, в свою очередь, существенно снижает тепловыделение и износ, вызываемые трением.
На рис. 15.2 показано, каким образом масло снижает трение. Как видно, каждый поршень крепится к шатуну. Каждый шатун имеет отверстие, через которое он крепится к коленчатому валу. Такая конструкция позволяет коленчатому валу и шатуну работать вместе. А теперь внимательно посмотрим на это отверстие на увеличенном фрагменте рисунка. Обратите внимание, что пространство вокруг отверстия всегда заполнено маслом. Когда двигатель работает, давление масла создает подушку, которая не позволяет вкладышам даже касаться коленчатого вала. Это предотвращает зрение и износ, что очень важно, так как шатун испытывает большое давление при каждом цикле движения вниз. Такая конструкция имеет дополнительные преимущества: когда вкладыши изнашиваются, их замена дешевле замены всего коленчатого вала или шатуна. Эти же принципы справедливы и для других частей автомобиля.
Рис. 15.2. В процессе работы двигателя масло снижает трение
Масло замедляет коррозию
Масло также позволяет замедлить коррозию двигателя, нейтрализуя частицы воды и кислоты, имеющиеся в двигателе. Эти частицы, а также содержащиеся в масле твердые частицы сажи делают масло черным и менее вязким. Для того чтобы вредных веществ в двигателе не было, масло необходимо периодически менять. Важно не пропустить тот момент, когда масло перестанет выполнять свои функции!
Как замена масла помогает экономить горючее
Двигатель, который не перегревается и тратит меньше энергии на преодоление трения, потребляет и меньше топлива. Таким образом, регулярная замена масла позволяет снизить расход топлива, что в свою очередь снижает загрязнение воздуха. Вот такие взаимозависимости. Чтобы узнать, как заменить масло самому, обратитесь к разделу "Как самому заменить масло".