![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216066.jpg)
Рис. 4.12. Тормозная система
1. Чтобы остановить машину, вы нажимаете педаль тормоза.
2. Педаль тормоза нажимает на еще один поршень в цилиндре, который находится под капотом. Он называется главным тормозным цилиндром и наполнен тормозной жидкостью.
3. Когда вы нажимаете педалью поршень в главном цилиндре, он выталкивает тормозную жидкость из него в трубки, которые называю гея тормозной магистралью, ведущей ко всем колесам машины.
4. Па колесах устанавливаются дисковые или барабанные тормоза. Для простоты я буду рассматривать только дисковые тормоза. (Барабанные тормоза работают по аналогичному принципу — подробности в главе 10). Дисковый тормоз представляет собой плоский стальной диск, расположенный между парой тормозных колодок (рис. 4.13). Эти колодки находятся в тормозном суппорте, состоящем из одного или нескольких поршней. Последние приводятся в действие тормозной жидкостью и прижимают к диску тормозные колодки.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/216067.jpg)
Рис. 4.13. Типичный дисковый тормоз
5. Тормозные колодки, которые находятся между диском и поршнями, прижимаются к диску своей шероховатой асбестовой поверхностью и тем самым препятствуют его вращению, что заставляет колесо остановиться. Когда колесо перестает вращаться, машина останавливается.
6. Когда вы убираете ногу с педали тормоза, процесс происходит в обратном порядке: тормозные колодки отпускают диск, жидкость возвращается по магистрали в главный цилиндр и колеса снова могут свободно вращаться.
Дисковые тормоза на всех колесах являются стандартом для новых автомобилей. На некоторых устаревших моделях машин устанавливаются дисковые тормоза спереди и барабанные — сзади. На совсем старых машинах на всех колесах установлены барабанные тормоза. В главе 10 "Это тормоза!" рассказывается об обоих типах тормозов и о работе усилителя тормозов, а также о ручном тормозе, а в главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами", я расскажу, как проверять тормозную систему машины, чтобы узнать, в каком состоянии тормоза и как выполнять простую работу по их обслуживанию.
Теперь, когда у вас есть общее представление о работе разных систем машины, в остальных главах я детально расскажу о каждой из них. Затем в части III "Как поддерживать автомобиль в хорошем состоянии" будет показано, как поддерживать нормальную работу всех систем с помощью простого обслуживания и легкого ремонта. Если поведение машины неустойчиво, обратитесь к главе 20 "Утечки, скрипы, запахи и другие симптомы". Если вы не можете с чем-нибудь справиться, в главе 22 "Когда ничего не получается, или как найти мастерскую с хорошим механиком" я расскажу, как найти хороший автосервис и стать его любимым клиентом.