Если ремень вентилятора или какой-либо другой ремень "запел" (стал издавать непрерывный высокочастотный звук), отрегулируйте или замените его. Эти ремни должны иметь по крайней мере сантиметр слабины и не должны быть потрепанными, иметь видимых трещин или лосниться с внутренней стороны. Некоторые ремни иногда "поют" сильнее других. Смазав их небольшим количеством вазелина, вы решите эту проблему. О том, как отрегулировать и заменить ремни, см. в главе 14 "Как уберечь машину от перегрева".
Никогда не эксплуатируйте автомобиль с поврежденным ремнем вентилятора. При наличии нового или старого запасного ремня можно сэкономить на расходах на ремонтные работы.
Если "поет" радиатор (аналогичный звук, но в других тонах), проверьте крышку радиатора. Резиновая прокладка может быть изношенной и пропускать горячий пар. В главе 14 "Как уберечь машину от перегрева" описано, каким образом безопасно снять крышку радиатора.
Если колеса скрипят на поворотах и автомобиль при этом совсем не ускоряет ход, проверьте давление в шинах, протектор и схождение (см. главу 19 "Уход за шинами и рулевым управлением").
Если на поворотах слышны гудящие или жужжащие звуки, это свидетельствует об износе колесных подшипников. В главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами" описана захватывающая работа по их переборке голыми руками.
Если колеса издают "шлепающий" звук (причудливый ритмический звук при езде), проверьте давление в шинах и балансировку колес.
Если при торможении слышен скрип, вероятно, сильно изношены тормозные колодки, поэтому их необходимо немедленно заменить. Некоторые из дисковых тормозов довольно шумные, но если скрип становится сильнее, будьте внимательны.
Если при работе на холостом ходу слышны ритмичные удары, заглушите двигатель, подождите десять минут, а затем проверьте уровень масла в двигателе. Такой шум могут издавать гидрокомпенсаторы клапанов, если уровень масла в двигателе недостаточен. Если уровень мал, добавьте масла до отметки "Мах" на щупе и проверьте уровень масла повторно. Если масла достаточно, проверьте регулировку клапанов (если они у вас регулируемые). Плохо отрегулированные клапаны могут серьезно влиять на работу двигателя и расход топлива
Если двигатель стучит, немедленно съезжайте с дороги и вызывайте автосервис. Возможно это сорвано коромысло или накопился нагар внутри двигателя, но если это более серьезная поломка, например неисправность вкладыша или поршня, продолжение движения грозит непоправимыми последствиями.
Мягкие удары могут свидетельствовать об использовании топлива с несоответствующим октановым числом. Посмотрите в справочном руководстве, какой бензин подходит для вашего автомобиля.
Если двигатель продолжает работать после выключения зажигания, значит, он детонирует. Это явление возникает обычно из-за применения топлива со слишком малым или слишком большим октановым числом, но причиной может быть как бензин низкого качества, так и регулировка холостого хода на слишком большие обороты.
Грохочущий звук, исходящий снизу и сзади автомобиля, свидетельствует о том, что проблема заключается в поломках выхлопной трубы, глушителя или катализатора или исходит от главной передачи или какой-то другой детали трансмиссии. Для устранения такой неисправности необходимо поднять машину на подъемнике и точно определить проблему.
Дребезжание, исходящее снизу автомобиля, особенно при прохождении выбоин, свидетельствует о том, что пришло время проверить амортизаторы и подвеску. Если звуки исходят сзади, причиной может быть прогоревшая выхлопная труба или глушитель.
Если слышен свист из-под капота, проверьте утечку из шланга вакуум-регулятора. Если свист исходит откуда-то из середины автомобиля, возможно, есть утечка из утеплителя. Восстановите утеплитель в соответствии с рекомендациями главы 24 "Как избавиться от царапин, вмятин и других следов ударов судьбы".
При обнаружении неопределенного шума возьмите старый стетоскоп, снимите резиновый диск и вставьте вместо него трубку длиной 3 см (рис. 20.1). потом вставьте наушники в уши, запустите двигатель и передвигайте конец трубки стетоскопа по двигательному отсеку. Так как стетоскоп усиливает звук, вы услышите звук при приближении к источнику шума.
Рис. 20.1. Из обычной резиновой трубки и старого стетоскопа можно сделать отличный инструмент для обнаружения неисправностей
Комбинированный металлический ключ также поможет найти источник непонятного шума. Уприте один конец ключа в кость за ухом, а другую сторону ключа уприте в деталь, которая, по вашему мнению, служит источником шума. Это надо делать осторожно, чтобы не удариться, и беречь волосы, чтобы они не попали в вентилятор.
Если тормоза издают визжащий звук, значит, тормозные накладки изношены или засалены. Некоторые конструкции дисковых тормозов оснащены датчиками износа, которые издают визжащий звук, когда наступает время заменить их. Даже если некоторые дисковые тормоза визжат и в нормальном состоянии, безопаснее проверить их в соответствии с указаниями, данными в главе 18 "Как перейти "на ты" с подшипниками и тормозами".
Если на холостом ходу двигатель работает с существенными перебоями, это свидетельствует о неисправности одной из свечей или высоковольтных проводов, которыми свечи подключены к распределителю зажигания. Попробуйте сделать следующее.
При заглушенном двигателе проверьте высоковольтные провода, нет ли разрывов или повреждений.
При заглушенном двигателе выкрутите свечи и проверьте их чистоту и правильность установки зазора. Замените неисправные или прогоревшие свечи.
Если это не помогает, систему зажигания следует протестировать с помощью электронной диагностической системы. Есть специалисты, которые проверяют наличие искры, подведя высоковольтный провод близко к какой-либо металлической поверхности. Но наличие в проводах высокого напряжения делает эту операцию предельно опасной.
Если двигатель, работая на холостом ходу, издает резкий, но ровный звук, и двигатель карбюраторный, значит, карбюратору требуется регулировка (см. в главе 13 "Регулировка топливной системы", как сделать эту регулировку самостоятельно). Если это не помогает, карбюратор необходимо заменить. Инжекторные двигатели не имеют карбюратора, а это значит, что специалисту потребуется проверить и настроить сложные электронные системы. Попробуйте проверить компрессию во всех цилиндрах, следуя инструкциям из главы 13 "Регулировка топливной системы". Если двигателю требуется капитальный ремонт, можно подумать о замене двигателя или всего автомобиля.
Проще всего определить плавность работы двигателя таким образом: поместите полоску бумаги перед выхлопной грубой, когда двигатель работает на холостом ходу (конечно же, при включенном ручном тормозе). Эта бумажка усиливает звук и позволяет слушать ритм работы двигателя. Плохому зажиганию в цилиндре соответствует хлюпающий звук. Равномерная, но грубая работа двигателя на холостых оборотах свидетельствует о том, что необходимо вернуться к регулировкам карбюратора, — покрутить винт регулировки состава смеси холостого хода и упорный винт дроссельной заслонки (см. главу 13 "Регулировка топливной системы").
Если автомобиль издает звуки наподобие реактивного самолета или аналогичные громкие звуки, причиной может быть прогар глушителя. Немедленно заварите его или замените. Дорожно-патрульная служба не любит шумных глушителей, а окись углерода токсична для людей!
Если вышел из строя звуковой сигнал, он будет производить самый ужасный звук, на который только способен автомобиль. До того как это произойдет, попросите кого-то подержать звуковой сигнал нажатым, чтобы вы смогли найти его под капотом. Обычно там находятся две "улитки". К каждому из них идет по одному проводу, которые необходимо отключить для того, чтобы прекратить шум (рис. 20.2), но иногда достаточно отключить один проводок. Когда звуковой сигнал отключен, обязательно скажите механику, каким образом вы отключили провода, и определите, каким образом сломался звуковой сигнал. (Если провода звукового сигнала недоступны, просто снимите одну клемму АКБ или предохранитель, который "отвечает" за этот шум).
Рис. 20.2. Чтобы отключить звуковой сигнал, достаточно отсоединить провод, который идет к нему
Если автомобиль издает такие же звуки, как старое такси, особенно при езде по ухабистой дороге, он просто нуждается в смазке (см. главу 16 "Смазка, или Что продлевает жизнь автомобилю"). Но проблема может заключаться и в износе амортизаторов или стоек, шаровых опор подвески или в повреждении стабилизаторов (см. главу 11 "Рулевое управление и подвеска, или Что делает поездку приятной").
Скрип и треск свидетельствуют об износе деталей, так как они вызываются трением частей или движением без необходимой смазки. Очевидно, что при этом нужно что-то делать. В этом поможет информация, приведенная в следующем разделе.