Многие считают, что регулировка - это когда нечто бесформенное, но похожее на машину, превращают в исправно работающий механизм. Это не так! Просто колеса настраиваются по одной линии, чтобы они были расположены одно за другим. Для того чтобы это сделать, механики используют специальную технику для проверки следующего.
Угол продольного наклона определяется углом поворотного кулака относительно вертикальной линии, проходящей через ось колеса (рис. 19.4). Если все правильно отрегулировано, то колеса вращаются ровно, не испытывая вибрации и колебаний при езде на высоких скоростях. Угол продольного наклона также способствует тому, чтобы руль самопроизвольно возвращался в первоначальную позицию после завершения поворота.
Рис. 19.4. Угол продольного наклона
Развал - это отклонение верхней части колеса от вертикальной черты, если смотреть спереди или сзади автомобиля (рис. 19.5). Если колеса не имеют правильно отрегулированного развала — шипы будут изнашиваться быстрее или управляемость автомобилем будет затруднена.
Рис. 19.5. Развал
Схождение предполагает такое расположение колес, когда при езде они будут расположены параллельно кузову. Есть автомобили, на которых устанавливается отрицательное схождение (когда колеса сходятся вовнутрь, как на рис. 19.6), а есть автомобили, на которых устанавливается положительное схождение колес (когда колеса расходятся наружу). Результат — отличная управляемость автомобилем при движении на скорости. Есть модели переднеприводных автомобилей, где устанавливается отрицательное схождение задних колес и положительное на передних, что приводит к параллельному расположению колес по отношению к кузову при движении автомобиля.
Рис. 19.6. Схождение
Радиус поворота определяется соотношением двух передних колес. При повороте вправо правое переднее колесо находится под большим углом, чем левое. Рулевые рычаги машины становятся в соответствующие положение (рис. 19.7). Скрип колеса, резкое поведение при поворотах свидетельствуют о неисправности одного из рулевых рычагов.
Рис. 19.7. Радиус поворота
Откуда вы знаете, как именно колеса должны быть отрегулированы? Присмотритесь к своим шинам, есть ли на них какие-то признаки износа, которые я описала в разделе "Как определить износ шин", и как машина поддастся управлению. Не тянет ли ее в сторону? Если вы найдете что-то необычное или на какой-нибудь из этих вопросов ответите "Да", то вам надо бы сделать регулировку.