![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156636.jpg)
Что делает самолёт на Драйве? Всё просто: этот трансформер одновременно является легальным автомобилем, допущенным на дороги общего пользования.
Немногие знают, что гибриды автомобилей и самолетов изобретатели строят вот уже почти сто лет. Но ни одна попытка вывести такую гремучую смесь на массовый рынок не увенчалась успехом. Ближе всех к нему подобралась американская компания Terrafugia. В конце марта она подняла в небо предсерийный образец своего летающего автомобиля.
Первый полет аппарата Transition («связующее звено», «переход») состоялся в международном аэропорту Платтсбург в штате Нью-Йорк. Он продолжался восемь минут. За это время Transition успел покружить вокруг аэропорта, поднявшись на высоту 430 метров. Машине еще предстоит пройти немало тестов.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156637.jpg)
Крылья Terrafugia Transition раскладываются и складываются при помощи электропривода за 30 секунд.
По внешности Transition в нем трудно распознать автомобиль. Разве что фары в носу намекают на возможность использования этого шедевра на дороге. А так перед нами легкий двухместный самолет со складывающимися крыльями. Вроде бы в истории было немало похожих конструкций.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156638.jpg)
Уже сейчас потенциальным покупателям предложено посмотреть, за что компания просит 279 тысяч долларов: диковинку привезли на Нью-Йоркское автошоу.
Вот только вовсе не механизм автоматической трансформации — основная заслуга разработчиков. Самое сложное задание для них было сформулировано обманчиво просто: «Сделать аппарат для двух стихий, который полностью бы соответствовал всем нормам и правилам, предъявляемым как к самолетам, так и к автомобилям».
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156639.jpg)
Transition официально классифицирован как легкий спортивный самолет.
Для воздушной ипостаси гибрида это означало разнообразную авионику, средства связи, стабильное и надежное поведение в небе. А в качестве автомобиля конструкция должна была пройти испытания на безопасность и, конечно, обладать необходимой на дороге светотехникой.
Все это было непросто обеспечить, удерживая вес аппарата в жестких рамках. Например, самолетомобилю пришлось обзавестись прочной клеткой салона и энергопоглощающими зонами деформации кузова на манер обычных легковушек. А еще тут есть деформируемая рулевая колонка, две подушки безопасности и ремни с ограничителем усилия.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156640.jpg)
На земле аппарат управляется обычным рулевым колесом, а в воздухе — складным напольным джойстиком.
Будучи представителем сухопутного рода-племени, «Связующее звено» оборудовано такими автомобильными вкусностями, как система контроля за давлением в шинах и камера заднего вида. Кондиционер — опция. В то же время в списке дополнительного оснащения фигурируют диковинные для легковушки автопилот и комплект для ночных полетов, а также дублирующее самолетное управление для превращения пассажира во второго пилота.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156641.jpg)
Скорость сваливания у новой машины невысока — всего 83 км/ч. Это один из факторов безопасности. По уверениям тест-пилотов, управлять этим автомобилем в воздухе легко и приятно.
Компания Terrafugia прошла долгий путь, прежде чем смогла заявить о грядущем появлении необычного транспортного средства в серийном производстве. Концепция «перехода» появилась еще в 2006 году. В 2009 году первый рабочий прототип трансформируемого автомобиля-самолета оторвался от взлетной полосы. Эта машина еще не была предназначена для конвейера, но показала работоспособность идеи.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156642.jpg)
Двигатель марки Rotax питается автомобильным бензином, так что проблемы заправки на шоссе у гибрида не существует. На дороге этот мотор, кстати, приводит задние колеса через бесступенчатую трансмиссию, а в небе — толкающий воздушный винт.
В 2010 году Transition получил одобрение от Федерального управления авиации США, а еще через год — зеленый свет новинке зажгло Национальное управление безопасности дорожного движения.
С этого момента человек, обладающий не только водительскими правами, но и лицензией пилота-спортсмена или частного пилота, мог использовать Transition как универсальный транспорт, способный доставить своего владельца буквально от двери до двери на весьма приличное расстояние, включая воздушный отрезок пути.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156643.jpg)
На стоянке новичок занимает столько же места, сколько и крупный легковой автомобиль.
Но не спешите радоваться по поводу полетов над неизбывными пробками. Если речь о пробках по дороге в аэропорт, то владельцу «перехода» придется потомиться и в них. Ведь лихаческий взлет гибрида прямо с автострады — грубое нарушение правил безопасности. Как, к слову, и приземление на шоссе. Оно может рассматриваться лишь как аварийный вариант посадки.
Смысл в двухрежимности, тем не менее, присутствует. В отличие от обычного самолета этому детищу американских кудесников не нужен ангар, его не требуется буксировать куда-то или разбирать и складывать на прицеп, чтобы доставить домой. С посадочной полосы новый аппарат может напрямую отправиться на шоссе, по которому спокойно доедет до дома владельца и прекрасно встанет в типичный гараж. Также Transition легко припарковать в гостях или около офиса.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156644.jpg)
В оснащение новинки входит встроенный парашют, спасающий целиком весь самолет.
Учитывая распространенность в США маленьких аэродромов, летающий автомобиль может оказаться интересной альтернативой постоянной покупке авиабилетов при частых вояжах на средние расстояния. Правда, особенно практичным Transition назвать нельзя, хотя бы из-за маленького пространства для багажа. Помимо пилота и пассажира в кабину тут можно втиснуть лишь сумку для гольфа и, может быть, еще пару пакетов.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156645.jpg)
Для водителей, которые никогда еще не сидели за авиационным штурвалом, Terrafugia предлагает собственный курс. Всего 20 часов налета позволяют получить лицензию пилота-спортсмена и легально поднимать Transition в воздух.
С другой стороны, никому в голову не приходит оценивать практичность суперкаров, багажники которых нередко бывают не менее символическими. И если ползти на мощной спортивной машине в вялотекущей пробке, растянувшейся от города до города, означает сущее издевательство над техникой, то для «перехода», стоящего как тот же суперкар, такая ситуация — хороший шанс проявить способности. Водитель-пилот может сменить направление движения в сторону ближайшей взлетной полосы и вскоре уже посматривать на автостраду свысока.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156646.jpg)
Любопытно, как росла прогнозируемая цена данного гибрида по мере продвижения его от чистого замысла до готового к производству прототипа. В самом начале создатели машины говорили о 150 тысячах долларов, потом о 200 000, 250 000, а теперь это почти 280 тысяч. Не исключено, впрочем, что при наращивании объема выпуска цену удастся несколько снизить.
Первые серийные летающие авто от Terrafugia должны поступить к покупателям в 2013 году, почти что на столетний юбилей летающих автомобилей. Ведь первый такой гибрид, способный и ездить по дорогам, и летать, американский изобретатель Глен Кертис построил в 1916 году и поднял в небо в 1917-м. Машина совершила лишь несколько полетов.
Пока машина проходит тесты, сами испытатели разыгрывают типовой сценарий «поездка к другу», включающий несколько участков движения по шоссе и в воздухе.
В XX веке несколько отдельных энтузиастов и компаний три или четыре раза пробовали было организовать серийный выпуск подобных конструкций. Крылья этих «автомобилей будущего» складывались вручную, а зачастую и вовсе снимались и оставлялись в аэропорту либо возились за автомобилем в прицепе. Это явно не добавляло удобства и наряду с высокой ценой на немногочисленные образцы надолго похоронило замысел.
Ситуацию могли бы исправить автоматически выдвигающиеся крылья автомобиля. Но до недавних пор такие мы могли увидеть лишь в кино. Так, в ленте «Фантомас разбушевался» знаменитый злодей уходит от погони на летающем Ситроене DS.
![](https://autoinstruction.ru/img/_paper/156647.jpg)
Хотя этот Ситроен летал только за счет монтажа, в Сети мелькает информация, что, мол, советские спецслужбы, под сильным впечатлением от фильма, поручили ученым построить настоящий такой автомобиль. Но чем закончились те попытки — история умалчивает.
В 1965 году тот чудо-агрегат «летал» на киношных спецэффектах. В 2012 году спецэффекты понадобятся разве что рекламщикам. Им теперь необходимо убедить покупателей, что неказистая на вид помесь палубного истребителя, кабиненроллера и кукурузника — это более престижная покупка, чем Феррари. Рациональные соображения тут отходят на второй план. «Машина с крыльями» — это не столько техника, сколько эмоции. Хочется верить, что на этот раз рождение нового вида транспорта действительно состоится.
Паспортные данные
Terrafugia Transition | |
Кузов | |
Тип кузова | самолет |
Длина, м | 6 |
Высота, м | 2 |
Ширина в режиме автомобиля, м | 2,3 |
Ширина в режиме самолета (размах крыльев), м | 8 |
Полный вес, кг | 650 |
Вес пустого, кг | 440 |
Двигатель | |
Мощность, л.с. | 100 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 185 |
Дальность полета, км | 787 |
Длина разбега, м | 518 |
Нагрузка кг | 210 |
Расход топлива в воздухе (при круизной скорости 172 км/ч), л/ч | 18,9 |
Расход топлива на шоссе, л/100 км | 6,7 |
Объем топливного бака, л | 87 |
Источник: drive.ru