В качестве последнего средства спасения можно предложить отправиться на ближайшую станцию технического обслуживания и попросить механиков проверить установку момента зажигания на вашем автомобиле. Вероятно, вместо того чтобы использовать стробоскоп, механики подключат вашу машину к диагностическому стенду, поэтому необходимо узнать, сколько будет стоить такая диагностика. Если платить необходимо, поинтересуйтесь, входит ли в общую сумму оплата за регулировку зажигания.
Для проверки зажигания выполните следующее.
1. Ознакомьтесь с инструкциями, которые прилагаются к стробоскопу.
Вообще-то читать инструкции нужно при работе с любым новым для вас оборудованием.
2. Подключите стробоскоп в соответствии с инструкциями.
Многие конструкции стробоскопов оборудованы гремя клеммами. Если инструкция отсутствует, то советы из этой книги подойдут для использования почти всех моделей стробоскопов с тремя клеммами (рис. 12.45).
Рис. 12.45. Подключение трехклеммного стробоскопа
3. Если вы еще не заглушили свой двигатель, заглушите его.
4. Присоедините красную клемму к положительной клемме АКБ (рис. 12.45).
5. Присоедините большую черную клемму к отрицательной клемме АКБ.
Клеммы АКБ должны быть чистыми. Если они сильно окислены, очистите их с помощью наждачной бумаги или смойте грязь водным раствором пищевой соды.
Будьте осторожны и старайтесь, чтобы окисел с клемм не попал на кожу — в нем есть кислота. Если кислота все-таки попала на руки, смойте ее водой; она никогда сразу же не вызовет ожоги на руках.
6. Подключите третью клемму (с самой тонкой изоляцией) к свече №1. Какая из свечей является свечой №1, см. на рис. 12.2-12.8.
Есть три способа подключения клеммы.
Можно снять колпачок со свечи зажигания, присоединить клемму к свече и подключить высоковольтный провод к свече без колпачка таким образом, чтобы ток проходил от провода к свече (см. рис. 12.45).
Можно использовать небольшую металлическую пружину или клемму, которая подходит для клеммы свечи, оставив зазор между колпачком и свечой, к которой будет подключаться третья клемма стробоскопа (см. рис. 12.46).
Рис. 12.46. Использование пружинного соединителя для подключения к свече №1
Если к первой свече трудно подступиться, третью клемму можно подключить к клемме распределителя в том месте, где провод от свечи №1 входит в крышку распределителя. Отследите, как идет провод от свечи №1 на распределитель, снимите колпачок с клеммы на крышке распределителя, добавьте металлическую вставку (обычно поставляется в комплекте со стробоскопом), замените колпачок и подключите клемму стробоскопа к вставке (рис. 12.47).
Рис. 12.47. Подключение третьей клеммы к свече первого цилиндра или к клемме распределителя
7. При заглушенном двигателе попробуйте потянуть за ремень вентилятора, проворачивая другой рукой сам вентилятор, чтобы провернуть нижний шкив привода ремня вентилятора, который установлен на коленчатом вале.
Этот шкив называется шкивом коленчатого вала и должен иметь метки установки зажигания (рис. 12.48 и 12.49). На некоторых моделях автомобилей метки располагаю гея в других местах, поэтому, чтобы их найти, необходимо обратиться на сервисную станцию или сервисный отдел вашего дилера.
Рис 12.48. Установочные метки на шкиве коленчатого вала | Рис. 12.49. Размещение установочных меток на других моделях автомобилей |
Если проворачивание вентилятора затруднено, снимите центральный высоковольтный провод у распределителя и для его заземления замкните его на неокрашенную металлическую поверхность (но только не на корпус карбюратора!). Поверните ключ зажигания, чтобы провернуть коленчатый вал. Это позволит провернуть шкив коленчатого вала без особых физических усилий. Должны появиться установочные метки. Установленный на блоке цилиндров указатель должен совпадать с этими метками. При правильной установке зажигания этот указатель должен указывать на соответствующую метку при работе двигателя. На рис. 12.48 и 12.49 показано, где в вашем автомобиле могут находиться временные метки.
8. Информацию об угле опережения зажигания можно найти в технических характеристиках вашего автомобиля.
Там должно быть (см. рис. 12.1) написано нечто вроде "10°@550". Это означает, что указатель должен совпадать с отметкой 10° при работе на холостом ходу при 550 оборотах в минуту.
В технических характеристиках могут упоминаться такие показатели, как BTDC или ATDC. Это просто означает, что есть метка, обозначенная "0", и отметки до и после нее. Метка "0" соответствует верхней мертвой точке (в.м.т.). В зависимости от направления вращения шкива, метки, предшествующие метке "0" (или метке в.м.т.), находятся до точки в.м.т. (BTDC), а другие, расположенные после метки, находятся после точки в.м.т. (ATDC). Для справки: точка в.м.т. - это верхняя точка в цилиндре, которой достигает поршень. В этой точке достигается максимальная степень сжатия.
9. После того как временные метки найдены и определено, по какой метке будет устанавливаться зажигание, ее необходимо выделить мелом.
Для того чтобы сделать метку более заметной, можно пометить и сам указатель.
10. К распределителю крепится устройство, которое называется вакуумным регулятором. Отсоедините маленький резиновый шланг, который выходит из него, и заглушите освободившийся конец с помощью скотча или как-то иначе (рис. 12.50).
Рис. 12.50. Отключение шланга вакуумного регулятора
Есть марки автомобилей, не оборудованные вакуумными регуляторами. Если у вас именно какая модель автомобиля, потребуется отключить специальный электрический соединитель. Как это сделать, можно узнать в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля или на ближайшей станнин технического обслуживания.
11. Запустите двигатель, убедившись в том, что автомобиль зафиксирован стояночным тормозом, рычаг переключения передач при этом должен находиться в положении "Park" или нейтральном положении. Дайте двигателю прогреться.
12. Если тахометр все еще подключен, посмотрите на обороты. Кроме того, обороты работы двигателя можно проверить по тахометру, который находится на панели приборов.
Если автомобиль "не держит" нужных оборотов холостого хода, режим холостого хода необходимо отрегулировать. Это совсем несложная операция и требует подкручивания всего одного винта. Инструкции по регулировке холостого хода можно найти в разделе "Регулировка оборотов холостого хода" главы 13 "Регулировка топливной системы".
13. Направьте луч стробоскопа на метки установки зажигания и включите лампу.
То, что стробоскоп подключен к свече первого цилиндра, означает, что ток будет проходить через стробоскоп каждый раз, когда зажигается первая свеча. Это создает стробоскопический эффект, а отметки будут как бы стоять на месте, несмотря на то, что шкив коленчатого вала вращается очень быстро. Ведь здорово, не так ли?
14. Заметьте, на какую метку указывает указатель.
Он указывает на правильную метку? В противном случае зажигание требуется отрегулировать. Но об этом — в следующем разделе.