За последние годы в нашей стране начинает внедряться метод определения технического состояния деталей и узлов автомобиля без их разборки — метод диагностики. По характеру применяемых контрольных приборов и специального оборудования может быть организована общая диагностика определения технического состояния автомобилей и причинная, т. е. устанавливающая причины и характер обнаруженной неисправности. В качестве оборудования для причинной диагностики могут быть использованы контрольно-измерительные приборы цехов ремонтной мастерской автотранспортного предприятия.
В отдельных передовых автотранспортных предприятиях созданы и оборудованы посты или станции диагностики технического состояния автомобилей, которые, как установлено практикой, целесообразно располагать вне сектора технического обслуживания автомобилей с тем, чтобы объективно оценивать техническое состояние агрегатов и механизмов автомобилей при возвращении из рейса при направлении их в ТО-1 и ТО-2.
Объем контрольно-проверочных работ зависит от степени оснащенности станции соответствующей измерительной аппаратурой, специальным оборудованием, а также квалифицированным персоналом.
Станции диагностики могут определить техническое состояние двигателя, механизма сцепления, коробки передач и раздаточной коробки, карданного вала, главной передачи ведущих мостов, положение управляемых колес, рулевых тяг, тормозной системы, деталей подвески, шин и системы электрического оборудования, а также исправность установленных на автомобиле штатных контрольно-измерительных приборов.
По характеру контрольно-проверочных работ, выполняемых на станции диагностики, их можно разделить на две группы: статические, т. е. выполняемые на специальном посту с использованием определенной контрольно-измерительной аппаратуры, и динамические, выполняемые на тормозных стендах барабанного типа, обеспечивающих установку и проверку автомобиля, работу на требуемых режимах двигателя, тормозной системы и других механизмов (рис. 27).
Рис. 27. Схема станции диагностики автомобилей: 1 - экран для проверки фар; 2 - гидравлический цилиндр; 3, 19 - гидравлические насосы; 4, 12, 20 - электродвигатели; 5 - трубопровод; 6 - барабаны для левого переднего колеса автомобиля; 7, 22 - гидравлические подъемники; 8 - балка для установки гидравлического подъемника; 9 - барабаны для правого переднего колеса автомобиля; 10 - направляющая салазок; 11 - салазки; 13, 17 - тросы; 14, 16 - цилиндры со штоками; 15 - трубопровод; 18 - вентиль; 21 - масляный бак; 23 - лебедка; 24 - рамы; 25 - барабаны для задних колес автомобиля; 26 - храповая муфта
Так, для определения технического состояния двигателя без разборки автомобиля необходимо установить его на пост диагностики, прогреть до установленной эксплуатационной температуры, после чего при помощи приборов проверить техническое состояние.
При этом наиболее точные результаты можно получить по величине давления в конце такта сжатия или количеству прорывающихся в картер газов.
О состоянии двигателя можно также судить по утечке воздуха через зазоры в деталях кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также по наличию характерных «стуков» и цвету отработавших газов.
Техническое состояние карбюраторного двигателя определяют по давлению в конце такта сжатия, т. е. компрессии в цилиндрах при помощи компрессометра, установленного в цилиндре на место вывернутой свечи зажигания, для чего стартером сообщают коленчатому валу обороты порядка 150—180 в минуту, что допустимо только при полностью заряженной аккумуляторной батарее. При открытых дросселе и воздушной заслонке при помощи компрессометра определяют величину давления. Оно должно быть не ниже 5,5 кГ/см2, а при хорошей герметичности достигает 7,5 кГ/см2. Разница в показаниях манометра для разных цилиндров проверяемого двигателя не должна превышать 1 кГ/см2. Если полученная величина давления в цилиндре будет ниже указанной нормы, необходимо в цилиндр залить 30—40 см3 масла для двигателей и вторично замерить. Увеличение давления укажет на наличие неплотностей в цилиндро-поршневой группе, а если давление останется прежним, то это укажет на отсутствие требуемой герметичности в клапанном механизме двигателя. Характер неисправности двигателя можно также определить и при помощи сжатого воздуха, для чего поршень устанавливают в в. м. т. при такте сжатия и через отверстие для свечи зажигания в проверяемый цилиндр подают сжатый воздух.
Шум от утечки воздуха через карбюратор или выпускной трубопровод будет указывать на неисправность клапанов, а в маслозаливной горловине картера — на изношенность поршневых колец и цилиндровых гильз.
В дизельных двигателях объем камеры сгорания в 3—4 раза меньше, чем в карбюраторных. Поэтому даже небольшое нарушение герметичности приводит к заметному снижению давления в конце такта сжатия. Величина давления должна быть не ниже 20—21 кГ/см2. Для двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 давление должно быть 28—30 кГ/см2, для, ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 — 34 кГ/см2. Допустимая разница давления в отдельных цилиндрах— не более 2 кГ/см2. Замеры делают на предварительно прогретом до 70—80°С двигателе. При определении компрессии в цилиндрах двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 с проверяемого цилиндра снимают насос-форсунку, а с двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 — форсунку и вместо них устанавливают компрессометры.
Замеры производятся на работающем двигателе в течение 1 мин при 500 об (мин коленчатого вала.
Износ деталей цилиндро-поршневой группы также определяют по количеству газов, попадающих в картер двигателя, и расходу масла. Для этого к маслозаливной горловине прогретого двигателя при помощи гибкого шланга присоединяют стандартный газовый счетчик, при этом трубка вентиляции картера должна быть плотно закрыта пробкой. Проверку производят на автомобиле, установленном на тормозном барабане или двигающемся по ровному участку дороги на первой передаче, при этом одновременно с полной подачей топлива и притормаживанием автомобиле ручным тормозом определяют количество картерных газов, проходящих через счетчик в течение 30 сек.
На рис. 28 приведена номограмма, характеризующая качественные показатели технического состояния двигателей автомобилей в зависимости от количества газов, прорвавшихся в картер. Если нет газового счетчика, то по этой же номограмме можно определить изношенность цилиндро-поршневой группы двигателя по величине расхода масла. Практика показывает, что у новых и малоизношенных карбюраторных двигателей угар масла составляет не более 1 % от расхода топлива.. Когда детали и узлы двигателя нормально изнашиваются, расход масла в результате пропуска газов в картер возрастает постепенно, увеличиваясь в конечном счете в 5—6 раз. Резкое увеличение расхода масла, как правило, указывает на предельную изношенность или поломку поршневых колец и появление задиров гильз цилиндров.
Рис. 28. Номограмма для оценки технического состояния двигателей автомобилей: 1 - Урал-375; 2 - ЗИЛ-130; 3 - ГАЗ-66; 4 - ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164; 5 - ГАЗ-51
Техническое состояние подшипников вала можно определить по величине давления масла в главной магистрали. Способ этот наиболее простой и доступный, но в ряде случаев может привести к грубым ошибкам. Давление масла в магистрали повышается или снижается порой из-за того, что имеется: сразу несколько неисправностей, например одновременно изношены или повреждены манометр, масляный насос и редукционный клапан.
Мощностные показатели двигателя, расход топлива и смазок, касательные усилия на ведущих колесах, исправность тормозов и других механизмов определяют на барабанных или: тормозных стендах, обеспечивающих установку на них автомобилей, отличающихся величиной базы, количеством осей, шириной колеи и диаметром колес.
При применении диагностического метода неисправности того или иного узла или агрегата можно определять путем, сравнения с заранее полученными техническими показателями-эталонных агрегатов, имеющих различные степени технического состояния, т. е. полностью исправен, изношен на 25%, изношен, на 50% и т. д.
Сравнительные данные, полученные заблаговременно на эталонных образцах и зафиксированные применяемыми при диагностировании контрольно-измерительными приборами и специальной аппаратурой, могут служить критериями объективной оценки того или иного узла или механизма проверяемого автомобиля.
В целях рационального и эффективного использования имеющейся на станции диагностики аппаратуры и оборудования,., как показала практика, целесообразно некоторые операции-проводить раздельно, т. е. на специальном посту или на барабанном устройстве, а отдельные совмещать.