Если водяной насос исправен, то внутреннюю полость системы охлаждения очищают от накипеобразований и илистых отложений.
В первую очередь необходимо очистить водяной струей наружную поверхность радиатора от загрязнений. Промывают радиатор водой в направлении, обратном движению охлаждающего воздуха.
Одновременно проверяют правильность показателей дистанционного термометра системы охлаждения. Проверить правильность показаний дистанционного термометра можно при помощи обычного ртутного или спиртового термометра, установленного в горловину, радиатора. При этом разница в показаниях дистанционного и ртутного термометров при прогреве двигателя до 70—80°С не должна превышать 5—7°С.
Особое внимание должно быть обращено на исправность и натяжение приводного ремня вентилятора. При наличии на поверхности ремня поперечных разрывов, мест расслоений или продольных трещин последний должен быть заменен на новый.
При проверке герметичности системы охлаждения в случае обнаружения неудовлетворительного состояния уплотнительных колец пробок горловины радиатора и конденсационного бачка последние должны быть заменены новыми, а пробки при закрытии должны обеспечивать требуемую плотность посадки и герметичность.
Нарушение герметичности системы охлаждения может произойти за счет образование неплотностей между верхней торцовой плоскостью блока и головкой цилиндров. При этом возможно поступление воды в цилиндры двигателя (что обнаруживается наличием следов воды в масле) и выброс воды через горловину радиатора при снятой пробке. Для обеспечения герметичности необходимо подтянуть гайки крепления головки цилиндров, а при значительном поступлении воды в цилиндры двигателя — заменить прокладку головки цилиндров.
По окончании проверки и подготовки система охлаждения заполняется мягкой отфильтрованной водой.
Дозаправка системы охлаждения, водой в пустынно-песчаной местности затруднена тем, что вода в колодцах содержит значительное количество минеральных солей, вызывающих усиленное накипеобразование. Вода же в прудах и искусственных водоемах обычно засорена механическими примесями, приводящими к значительным скоплениям ила в системе охлаждения. Вода горных рек и ручьев обычно мягкая, но содержит значительное количество механических примесей и без длительного отстоя или фильтрации к использованию в качестве охлаждающей жидкости непригодна. Лучшей водой для заправки систем охлаждения является дождевая, собранная в чистую емкость.
По завершению работ по техническому обслуживанию системы охлаждения необходимо заполнить всю имеющуюся на автомобиле дополнительную емкость чистой водой для доливки ее в систему охлаждения в пути.