Большое внимание продлению срока службы шин уделено в автобазе № 17 Ташкентского обл автотреста.
В результате средний пробег новых шин по автобазе составляет по грузовым автомобилям около 70 тыс. км, автобусам 12—15 тыс. км. По автобазе средний пробег шин до сдачи их в ремонт достиг 55 тыс. км.
Средний пробег отремонтированных шин в автобазе в 1965 г. достиг 24 тыс. км при норме 18—20 тыс. км.
При каждом техническом обслуживании работники автобазы особое внимание уделяют шинам.
Общее состояние шин и величину давления в них проверяет рабочий шинного поста или механик.
В условиях жаркого климата нагрев шины увеличивается за счет температуры окружающей среды. Сильно нагретая шина при движении может разрушиться даже от слабого удара. Нагреву шин способствуют также перегрузки автомобиля, движение с большой скоростью, продолжительность безостановочного движения. Нагрев приводит к образованию крестообразных и диагональных разрывов шины.
При движении автомобиля по песчаным участкам возможен ускоренный износ протектора и разрыв каркаса. Все это сокращает пробег шин почти в 2 раза.
При давлении в шине выше нормы происходит округление беговой части. Площадь контакта с дорогой уменьшается, больше изнашивается центральная часть протектора.
Кроме того, повышенное давление в шине растягивает тканевые слои каркаса. Возрастает напряжение нитей корда, шины теряют эластичность, становятся жесткими, удельное давление на дорогу возрастает. На боковых стенках шины появляются сначала мелкие трещины, затем крупные и она начинает разрушаться.
Опыт подтверждает, что превышение нагрузки на 20% приводит к тому, что пробег шин сокращается на 30%.
Повышенное давление в шинах меньше влияет на износ и разрушение по сравнению с пониженным, но оно не менее опасно. Так, при давлении, повышенном на 25%, пробег шин уменьшается на 12—20%.
Кроме того, нельзя сдваивать шины, имеющие разный износ протектора, если даже они выпущены одним заводом и имеют одинаковый размер.
Следовательно, для продления срока службы шин необходимо поддерживать в них нормальное давление, не допускать их перегрева, своевременно перестанавливать по установленной схеме, правильно распределять груз в кузове, не допускать перегрузки автомобиля и не подвергать шины без надобности солнечной радиации.
Нормальное соотношение угла поворота передних колес для основных моделей отечественных автомобилей приведено в табл. 22.
Таблица 22. Угол поворота передних колес
Марка автомобиля | Угол поворота наружного колеса при повороте внутреннего колеса на 20° |
УАЗ-450, УАЗ-452, УАЗ-69 | 18°30' |
ГАЗ-51, ГАЗ-53 | 17°30' |
Урал-375, КрАЗ-219, КрАЗ-222, КрАЗ-214 | 18°30' |
ЗИЛ-164, ЗИЛ-130, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 | 18° |
МАЗ-500 | 17°50' |
Кроме своего прямого назначения, рулевая трапеция используется для регулировки схождения передних колес. У расчлененной рулевой трапеции, устанавливаемой на автомобилях с независимой передней подвеской, сложность выполнения работ по регулировке схождения является причиной ошибок, приводящих к нарушению управляемости автомобиля и повышенным износам шин.
При неисправностях в рулевой трапеции шина катится с боковым уводом, в -результате чего на нее, кроме вертикальной нагрузки, действует также и боковая сила, под влиянием которой шина деформируется в поперечном направлении. При этом наиболее сильно деформируются элементы протектора, соприкасающиеся с дорогой. При больших углах увода шины скользят по дороге в боковом направлении, что и приводит к -быстрому изнашиванию.
Характерным признаком износа шин вследствие увода является наличие острых кромок на выступах протектора. Эти кромки хорошо заметны на ощупь, если провести рукой поперек протектора.
Шина, работающая с боковым уводом, изнашивается в несколько раз быстрее, чем при прямолинейном движении. Так, у автомобиля УАЗ-450, движущегося по кругу радиусом 10 м со скоростью 20—25 км/ч, шины изнашиваются в 10—12 раз быстрее, чем при движении по прямой.
Если же одно из колес в результате неправильной регулировки трапеции будет катиться с дополнительным уводом, угол которого равен 30', темп износа увеличится еще на 20—30% и протектор будет изнашиваться в 15—18 раз быстрее.
При движении автомобилей на высоких скоростях по такырам, находящимся в сухом состоянии, износ шин увеличивается в 1,35 раза по сравнению с износом на дорогах с асфальтобетонным покрытием.
В жаркую погоду при совершении дальних рейсов рекомендуется через каждые 3—4 ч движения делать остановку для охлаждения шин. В этом случае нельзя выпускать воздух из баллона, так как давление в остывшей шине будет ниже нормы. При повышении температуры до 100°С надежность связи резины с кордом уменьшается в 2 раза, а прочность резины — в 2—3 раза.
Шины автомобиля ЗИЛ-157 с централизованной подкачкой воздуха могут использоваться даже тогда, когда давление в них понижено, однако злоупотреблять этим нельзя. Преодолев труднопроходимый участок дороги, давление воздуха в шинах необходимо довести до нормы.
Стоянка автомобилей на спущенных шинах, а также длительная стоянка груженого автомобиля приводит к разрушению каркаса шин. При стоянке автомобиля на открытой площадке продолжительное время под воздействием солнечных лучей и окружающего воздуха шины постепенно «стареют»; резина становится менее эластичной, на ее поверхности появляется мелкая сетка трещин, через которые проникает влага, разрушая корд.
Известно, что шины выпускаются с различными рисунками протектора, соответствующими определенным условиям работы автомобиля. Так, при движении автомобиля в основном по дорогам с твердым покрытием целесообразно использовать шины с дорожным рисунком протектора. Шины с универсальным рисунком протектора рекомендуется применять как на дорогах с твердым покрытием, так и на грунтовых дорогах. Шины, протектор которых выполнен с рисунком повышенной проходимости, предназначены для автомобилей, эксплуатируемых по труднопроходимым дорогам и в условиях бездорожья.
«Лучшие сцепные качества на песчаном грунте имеют шины повышенной проходимости с рисунком протектора «косая елка», а на такырных участках — шины с рисунком протектора «прямая елка».