В пустынной местности применение электролита, загрязненного вредными примесями, способствует усиленному саморазряду батарей и разрушению пластин. Так, при попадании в электролит серебра, марганца, железа и других металлов увеличивается саморазряд и снижается срок службы батарей, а соединения азота, т. е. нашатырного спирта, сокращают срок службы положительных пластин, у которых разрушается решетка и ускоряется сульфатация отрицательных пластин. При попадании в электролит соляной кислоты и других соединений хлора происходит усиленный саморазряд батарей и быстрое разрушение сепараторов. Причиной загрязнения электролита вредными примесями является применение грязной воды, посуды и технической серной кислоты.
В результате технического обслуживания аккумуляторные батареи, установленные на автомобилях, должны иметь одинаковое количество электролита в каждом аккумуляторе (табл. 23). В противном случае работоспособность всей батареи будет неодинаковой и может привести к разрушению наиболее нагруженного аккумулятора, т. е. у которого наименьший уровень электролита.
Таблица 23. Потребное количество электролита
Марка батареи | Потребное количество электролита, л | |
на один аккумулятор | на одну батарею | |
З-СТ-70 | 0,83 | 2,50 |
З-СТ-98 | 1,17 | 3,50 |
З-СТ-60 | 0,75 | 2,25 |
З-СТ-84 | 0,88 | 2,65 |
З-СТ-112 | 1,33 | 4,00 |
З-СТ-126 | 1,50 | 4,50 |
3-СТ-135 | 1,58 | 4,75 |
6-СТ-42 | 0,50 | 3,00 |
6-СТ-54 | 0,625 | 3,75 |
6-СТ-68 | 0,835 | 5,00 |
В условия/ жаркого климата при каждом ежедневном техническом обслуживании необходимо проверять уровень электролита и доливать по мере необходимости дистиллированную воду. Это определяется тем, что при окружающей температуре 30°С и выше вследствие испарений воды уровень электролита в батареях понижается примерно на 1—2 мм в сутки, а при интенсивной эксплуатации в указанных условиях степень испарения дистиллированной воды возрастает в 2—3 раза.
При температуре электролита до 30°С нормальным считается саморазряд батареи не более 1% в сутки, а при температуре выше 30°С интенсивность саморазряда батарей значительно увеличивается.
Причинами повышенного саморазряда аккумуляторных батарей может служить утечка тока на поверхности загрязненной аккумуляторной батареи или загрязнение электролита вредными примесями.
К эксплуатации в условиях жаркого климата и высокой запыленности воздуха допускаются только полностью исправные аккумуляторные батареи.